рекомендации по выполнению части С_43633




РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению заданий части «С» на экзамене по обществознанию.

Среди заданий с развернутым ответом представлены задания базового и высокого уровня сложности. К заданиям базового уровня относятся первое и второе задания к фрагменту текста ( задания С1 и С2). Все задания с развернутым ответом – задания высокого уровня сложности ( задания С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9).

Задания базового уровня сложности (С1, С2) и одно задание из заданий высокого уровня сложности (С5) являются двухбалльными. За правильное выполнение за каждое задание выставляется – 2 балла, при неполном правильном ответе – 1 балл. Все остальные задания – оцениваются – в 3 балла, а задание С9 – 5 баллов.

В совокупности за полное и правильное выполнение всех девяти заданий с развернутым ответом можно получить 26 баллов. Общий максимально возможный балл за всю работу – 59 баллов. Следовательно, возможный вклад части «С» в общий результат – 44%.

Первое задание (С1) – это задание, как правило, требует найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в явном виде.

Второе задание (С2) – это, как правило, задание на преобразующее воспроизведение и интерпретацию имеющейся в тексте информации без привлечения контекстных знаний.

Третье задание(С3) – это задание требует привлечения в контексте обществоведческих знаний, полученных при изучении обществознания. Зачастую это задание требует иллюстраций отдельных положений текста, авторских суждений с помощью примеров из социальной жизни и исторической практики.

Четвертое задание (С4) – требует применения полученной из текста информации в определенной вопросом познавательной ситуации.

Давайте разберем конкретную ситуацию.

ПРИМЕР ТЕКСТА.

«Теперь уже стало бесспорной истиной, что обещание так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжить сравнения с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное обобщение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а в последствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные воспитательные задачи вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии – известный американский психолог Карл Роджерс – назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.»

(Ю.Б.Гиппенрейтер)

С1. Автор сравнивает общение с пищей. Укажите, ссылаясь на текст, два аспекта этого сравнения.

В ответе должны быть указаны два аспекта:

Общение необходимо ребенку так же, как пища.

Общение, как и пища, может способствовать здоровью, а может и вредить ему.

( указаны два аспекта – 2 балла, один – 1 балл)

С2. Назовите стиль общения в семье, который автор считает благоприятным. Каково его основное содержание?

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1.стиль общения — «личностно центрированный»

2. основное содержание стиля ( в центре внимания находится личность того человека, с которым ты сейчас общаешься).

Эти задания выполнить не сложно, т.к. ответы содержаться в самом тексте, затруднение может вызвать поиск аспектов, т.к. самого определения «аспект» в тексте нет.

С3. Какие два подхода к воспитанию детей называет автор? Приведите авторскую характеристику одного из них. Опираясь на собственные знания и опыт, укажите, чем характеризуется второй подход?

В ответе должны быть:

Названы подходы: гуманистический и авторитарный;

Охарактеризован гуманистический подход( например: «Он основан, прежде всего, на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности)

Охарактеризован авторитарный подход.

При внимательном прочтении задания мы видим, что ответ требует использования собственного опыта и знаний. Но в то же время полностью абстрагироваться от текста при формировании ответа о втором подходе не стоит, т.к. его можно выстроить по аналогии с характеристикой первого подхода. Например: «Авторитарный подход не учитывает нужды и потребности ребенка, не предполагает его понимания, знания закономерностей его роста и развития; он основан на принципах и личных установках воспитателя». Курсивом в данном ответе выделены слова из текста, положенные в основу характеристики авторитарного подхода, несмотря на то, что в явном виде данный подход автором не охарактеризован.

С4. Удовлетворение какой потребности детей автор считает жизненно важной? Опираясь на знания курса и опыт, приведите два доказательства справедливости данного утверждения.

В ответе должны быть:

Потребность детей в общении, или психологическом контакте, т.е. в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого;

Доказательства, например: «ребенок, который получает психологическую поддержку близкого взрослого, защищен от негативных воздействий, оказываемых социальным окружением и может им противостоять»; «ребенок, которому уделяют мало внимания, становится замкнутым, ему трудно установить контакты, и это сказывается на его развитие». Могут быть преведены и другие доказательства.

Это задание самое сложное из четырех. Для его выполнения нужно уметь интерпретировать информацию текста и применять новое( полученное при работе с текстом) знание в требуемом контексте. В данном случае опорой для ответа могли стать рассуждения автора о малыше, лишенном « постоянных контактов со взрослыми……..». Вычленив данные направления рассуждений можно с опорой на личный опыт и сообщения в СМИ, привести в качестве доказательства зарисовки о развитии детей в проблемных семьях, где родители по разным причинам не уделяют детям должного внимания.

А теперь попробуйте разобрать следующий текст самостоятельно.

ОСНОВАНИЯ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕ.

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающиеся на легитимное ( то есть считающиеся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствуют. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства( легитимности) и какие внешние средства служат ему опорой?

Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освящены исконной значимостью и привычной ориентацией на соблюдение, — «традиционное» государство, как его осуществлял патриарх и патриархальный князь старого типа.

Далее, авторитет внеобыденного личного дара(харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, — харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или – в области политического – избранный князь-военочальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь.

Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил – господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.

В данном случае нас интересует прежде всего второй из них: господство, основанное на преданности тех, кто подчиняется личной «харизме вождя». Ибо здесь коренится мысль о призвании в его высшем выражении. Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются ему в силу обычая или установления, но потому, что верят в него.

….Вождизм, как явление, встречается во все исторические эпохи и во всех регионах. (М.Вебер).

С1 .Какие три основания легитимности власти в государстве названы в тексте?

С2. Найдите и выпишите из текста определение государства, сформулированное автором. Опираясь на знания курса, сформулируйте любое иное верное определение государства.

С3. Автор документа определяет сущность традиционного государства как авторитет «вечно вчерашнего». Приведите пояснение авторской мысли. Опираясь на знание курсов обществознания и истории, приведите три конкретных примера власти, основанной на традиционном господстве.

С4. Автор обращает особое внимание на харизматический тип легитимной власти, характеризуя его как «призвание в его высшем выражении» и подчеркивая, что «вождизм как явление встречается во всех исторических эпохах и во всех регионах». Опираясь на авторское понимание и знание курса, сформулируйте сущность вождизма. Выскажите суждение о специфике(особых условиях) формирования в государстве харизматической власти. Назовите основную опасность вождистского типа правления для народа.

ЗАДАНИЯ НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ И НА ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (С5).

В экзаменационной работе используются две модели заданий этого типа.

ПЕРВАЯ модель проверяет знание признаков основных понятий обществоведческого курса, различных социальных явлений, порождающих их причин и возможных последствий.

ПРИМЕР: Назовите любые три характерных признака массовой культуры.

ОТВЕТ МОЖЕТ содержать следующие признаки:

1.коммерческая направленность;

2. ориентация на вкусы массового потребителя;

3.стандартизация содержания;

4.доступность.

Могут быть названы и другие причины.

ВТОРАЯ модель этого типа заданий проверяет то, как ученик понимает смысл основных обществоведческих понятий и умение применять эти понятия в контексте обществоведческого знания.

ПРИМЕР: Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономической системе.

ОТВЕТ ДОЛЖЕН содержать следующие элементы:

«Экономическая система – это способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.»

Два предложения:

— «Экономические системы различаются способами регулирования деятельности производителей».

— «В любой экономической системе решаются основные вопросы экономики: что, как и для кого производить».

ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ.

Пример1.

Назовите любые три основных фактора производства.

Ответ – факторы производства: капитал, сырье, земля, средства производства(станки, оборудование), рабочая сила.

Пример 2. Назовите три любые критерии социальной стратификации.

Ответ 1. – доход, профессия, власть.

Ответ 2 — собственность образование, власть, профессия.

А теперь попробуйте выполнить ряд заданий:

Назовите три особенности государства как главного института политической системы.

Назовите дисциплинарные взыскания, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ налагает администрация предприятия на работника.

Назовите два основных признака субъекта права.

ВТОРАЯ МОДЕЛЬ.

Задания этого типа направлены на составление предложений с определенным понятием. Объяснение смысла понятия не требует четкого формализованного определения – предполагается более-менее развернутое и свободное перечисление существенных признаков конкретного понятия. Употребление понятий в обществоведческом контексте – неотъемлемая составляющая обществоведческих знаний и умений учащихся.Для выполнения этого задания, очень важно понять, что такое «обществоведческий контекст». Это означает использование теоретических обществоведческих знаний для анализа социальной ситуации. В принципе, ученик может конкретизировать называемые признаки примерами из социальной жизни.

ПРИМЕР: Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о личности.

ОТВЕТ: «Личность – это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами».

-Личность формируется в процессе социализации.

-Формирование личности может происходит только в обществе.

А теперь проделайте несколько заданий сами.

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие два предложения о диалоге культур.

2.Какое понятие обществоведы вкладывают в понятие «межличностное общение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о межличностных отношениях.

ЗАДАНИЯ НА КОНКРЕТИЗАЦИЮ (С6)

Это наиболее сложный вид заданий. Суть задания – дать некие комментарии, показывающие связь примера с обозначенным в условии теоретическим положением.

Что может быть раскрыто на примере?

1.сущность объекта (Раскройте на трех примерах различные значения понятие «общество»).

2.связи объектов(процессов) (Раскройте на трех примерах взаимосвязь массовой и народной культуры)

3.значение объекта(Раскройте на трех примерах роль искусства в жизни общества)

Какие требования предъявляются к выполнению заданий данного вида?

Во-первых, точность и корректность приводимых фактов, их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям.

Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений.

В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.

Выполним задания, приведенные выше в качестве примеров.

ЗАДАНИЕ 1. Раскройте на трех примерах различные понятия «общество».

Алгоритм выполнения задания:

1.Вспомним известные определения понятия «общество», например,

— общество, как объединение людей в процессе совместной деятельности;



-общество, как исторический период;

— общество как все человечество;

2. подберем примеры, соответствующие трем определениям:

-кинологическое общество провело очередную выставку собак( 1 определение)

-средневековое общество Западной Европы( 2-е определение)

— структура современного общества чрезвычайно сложна и изменчива ( 3-е определение)

3. корректно запишем ответ, указав как примеры, так и соответствующие им определения.

ЗАДАНИЕ 2. Раскройте на трех примерах взаимосвязь массовой и народной культуры.

1.Актуализация теоретических знаний о массовой и народной культуре, их признаки.

-проявления массовой культуры носят выраженный коммерческий характер, являясь предметом потребления. Массовой культуре свойственна простота, доступность, развлекательная направленность.

-произведения народной культуры создаются анонимными авторами, их содержание обогащается многими поколениями людей. Народная культура – это традиционный фольклор, детский фольклор, анекдоты, субкультуры различных профессиональных групп.

2. Примеры :

-массовой культуры – телесериал, детективный роман, глянцевый журнал и т.д.

-народной культуры – сказки, народные танцы, анекдоты, военные песни.

3. Теперь подумаем, как может осуществляться связь между этими культурами: обмен ценностями( причем как готовыми произведениями, так и отдельными идеями, образами), переход произведений из одной формы в другую. Примеры – известный сатирик написал монолог на основе отношений в семье( из народной – в массовую),шлягер поп-певца об офицерах стал восприниматься как народная песня ( из массовой – в народную).

4.Теперь запишем корректно комментарий, приведя как теоретические положения, так и примеры.

ЗАДАНИЕ 3. Раскройте на трех примерах роль искусства в жизни общества.

1.Актуализируем информацию о функциях искусства: познавательная, информационная, коммуникативная, эстетическая, воспитательная, компенсаторная.

2 Подберем примеры:

-созерцание картин великих художников доставляет человеку эстетическое наслаждение( эстетическая);

— для более правильного понимания картин на библейские сюжеты, зрители должны были перечитать Библию ( познавательная);

— в рамках ежегодного фестиваля искусств, состоялась серия встреч с художниками, лекции известных искусствоведов (коммуникативная).

3. Остается корректно записать ответ.

Специфика подобных заданий состоит в том, что простое приведение уместных примеров не может считаться выполнением требования – комментарий, связывающий пример с заданным условии теоретическим объектом является необходимым. Т.Е. Примеры – без теории – «0» баллов, теория без примеров – «0» баллов.

А теперь сделайте несколько заданий самостоятельно.

1.Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.

2. Психологи различают потребности подлинные(разумные) и мнимые(ложные). Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребностей, а затем опишите последствия ее удовлетворения.

3.Раскройте на трех примерах конституционное положение о светском характере современного Российского государства.

ЗАДАНИЕ НА ПОДТВЕРЖДЕНИЕ(ОПРОВЕРЖЕНИЕ) С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕРОВ.

В этом задании необходимо подобрать примеры, подтверждающие или опровергающие что-либо, а не просто раскрыть на примерах отдельные свойства или связи объекта.

Задание 1. Подтвердите тремя примерами наличие в современной России плюрализма.

1.Сначала вспомним, что такое плюрализм. Это многообразие идейных, социальных и политических организаций и объединений, свободно взаимодействующих и конкурирующих друг с другом в политической жизни общества.

2. Наметим основные линии доказательства:

-наличие многопартийности ( отсутствие единственной правящей партии),

— существование различных идеологий( отсутствие единой общеобязательной идеологии);

-наличие политических партий и организаций, представляющих различные политические идеологии;

— наличие СМИ, которые представляют различные политические идеологии.

3. Теперь подберем примеры к теоретическим положениям.

— многопартийность – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и т.д.

— различные идеологии; партии и организации с разной идеологией – либеральная, центристская, социально-демократическая;

— различные СМИ – государственные и частные каналы, государственные и частые газеты и журналы.

Проделайте несколько заданий сами.

1.Опровергните с помощью трех примеров утверждение о том, что в современной России сохранилась командная экономическая система.

2. Приведите три аргумента, доказывающие необходимость ограничения дееспособности несовершеннолетних граждан с целью защиты их прав. Подтвердите примером любой из них.

ЗАДАНИЯ НА ИЛЛЮСТРИРОВАНИИ ПРИМЕРОВ.

В таких заданиях требуется привести некоторое количество характеристик социального объекта, процесса и проиллюстрировать их фактами общественной жизни.

Давайте разберем одно из заданий.

ПРИМЕР1 . Назовите любые три правоотношения, регулируемых гражданским правом и проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером.

1.Вспомним, гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения граждан. Таким образом, гражданские правоотношения – это взаимосвязь граждан, граждан и фирм, фирм по поводу имущества или личных неимущественных отношений.

2.Приведем примеры конкретных гражданских правоотношений:

— правоотношения купли-продажи;

— правоотношения в сфере авторских прав;

— правоотношения, связанные с причинением ущерба имуществу

— правоотношения, связанные с личными неимущественными отношениями граждан.

3. Подберем примеры из повседневной жизни:

— гражданин приобрел в магазине стереосистему;

-издательство выплатило автору гонорар за тираж книги;

— родители ученика, порвавшему куртку однокласснику, возместили ущерб;

— гражданин обратился в суд, по поводу публикаций в газете, которые, по его мнению, порочат его репутацию.

Самое главное в заданиях такого типа – формирование пар – «характеристика – пример».

А теперь сделайте сами несколько заданий.

Приведите три примера административных правоотношений.

С опорой на обществоведческие понятия и личный опыт, смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ (С7)

Самое сложное задание части «С» высокого уровня сложности.

Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание) и требование ( вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

МОДЕЛИ УСЛОВИЯ ЗАДАЧ

В зависимости от содержания условия можно выделить задачи, условия которых содержат

проблемное(спорное) высказывание ( суждение)

Пример1

По мысли русского философа Н.А.Бердяева, «можно сказать, что старая культура была опасна для человеческого тела, она составляла его в небрежении, часто его изнеживала и расслабляла. Машинная, техническая цивилизация опасна, прежде всего, для души. Приведите три аргумента в поддержку мнения известного мыслителя.

смоделированную социальную ситуацию правового, экономического, бытового и иного характера.

Пример 2

Четырнадцатилетний подросток подкараулил вечером своего одноклассника и избил его. Пострадавшего увезли в больницу. Суд квалифицировал данное правонарушение как преступление. Нормами какой отрасли права руководствовался суд? Какие признаки преступления установил суд в этом правонарушении?

конкретный реальный социальный факт( явление).

Пример 3

Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А.Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от « деспотизма наследственности?». Сформулируйте утверждение.

— статистические данные, на основе которых требуется сделать определенные выводы, дать анализ или интерпретацию данных.

Статистические данные могут быть представлены в таблице или диаграмме.

КАКИЕ УМЕНИЯ НЕОБХОДИМЫТОБЫ РЕШАТЬ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ?

— анализировать состав задачи;

— определять в условии полезную информацию, данную в явном и неявном виде;

— выявлять область обществоведческих знаний, из которой следует привлечь недостающие знания( устанавливать контекст данной проблемы)

переформулировать задачу, используя при этом как имеющиеся, так и привнесенные знания;

— находить подходы к задачам, методы, решения которых еще неизвестны

— составлять план решения;

— аргументировать промежуточные выводы;

— выделять обобщенный алгоритм решения

-производить ретроспективный анализ после нахождения верного решения.

ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

1.Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопросы. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей или справочников.

2. Соотнесите вопросы с условиями задачи:

А) определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии;

Б)подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи( именно противоречие данных может подсказать решение задачи).

3.Подумайте,какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источника обратиться:

А) выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




Яндекс.Метрика lists
lists