региональный аспект воспитания детей в казачьем кадетском корпусе




«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа,»-писал К. Д. Ушинский. Это, несомненно, справедливо. Сегодня и седые ветераны, и школьники по праву могут сказать: наш путь- наш, нашего государства, нашего народа. Все, что сделано, построено, достигнуто, принадлежит нам и входит в круг ответственности людей как далеких поколений, так и строителей нового мира.

Одним из основных направлений воспитательной работы казачьего кадетского корпуса является привитие чувства патриотизма и гражданской ответственности. Воспитание гражданина страны, трепетно и уважительно относящегося к своему Отечеству — одна из основных задач современной школы. При этом важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.

Именно поэтому в казачьем корпусе вся воспитательная работа строится на заветах и традициях кубанского казачества. Мы не только стараемся возрождать и поддерживать опыт, накопленный нашими предками, но и используем его в своих целях, через пример пращуров, их заветы и правила, стараемся прививать ребятам понятия нравственности, чести и гражданского долга. И если другие сотрудники, например, педагоги дополнительного образования, вовлекают детей в эту деятельность «извне», проводя ознакомительную работу с учащимися всего корпуса, то классный руководитель, учитель «изнутри» каждого ученического коллектива. Именно классный руководитель наиболее тонко и полно понимают внутренний мир каждого своего ученика, его взгляды и жизненные приоритеты.

Ведущую роль в реализации этой задачи играют внеклассные мероприятия, которые проводятся в разных формах — от классных часов, тематических уроков и конкурсов до экскурсий.

Огромное значение для воспитания имеют, например, знаменательные даты. Одна из важнейших в их ряду – День образования Краснодарского края. (фото линейка, всекубанский урок «Земля отцов — моя земля» слайд №6), в течение которого делается акцент на возрождении культурных и нравственных ценностей кубанского казачества. В ходе классного часа учащимся предлагается вспомнить о своих корнях, о том, как жили и какими нравственными принципами руководствовались их предки, какую роль казаки играли в историческом прошлом своей Родины. Подобной тематике был посвящен и всекубанский урок «Ты, Кубань, ты наша родина»,(слайд № 7) в ходе которого учащиеся знакомятся с бытом, творчеством казаков, а также с художественными произведениями, посвященными Кубани.

Конечно, классные часы и тематические уроки играют очень важную роль в реализации задач гражданского воспитания. Однако практика показывает, что традиционные формы их проведения, направленные на репродуктивное усвоение информации, все же не настолько эффективны, как те педагогические технологии, которые предполагают непосредственное участие детей в мероприятиях. Поэтому при подготовке таких уроков и классных часов учащиеся самостоятельно добывают интересную информацию, создают презентации, сочиняют стихи и готовят рисунки, оформляют кабинет.(слайд № 9)



Кроме того мы являемся постоянными участниками и призерами различных творческих конкурсов, таких как: «Козацькому роду нэма пэрэводу», «Краснодарский край в преддверии зимней олимпиады-2014», «Люблю тебя, мой край родной», «Письмо президенту» и многие другие. Еще мы ежегодно участвуем в районном конкурсе «Один день из жизни солдата», на котором выступление нашей команды непременно сопровождается народной тематикой, начиная от девиза и заканчивая литературно-музыкальным и кулинарным этапами (фото слайд №)

Еще одной действенной и, наверное, самой любимой детьми, формой воспитательной работы являются, конечно же, экскурсии. Это, например, экскурсии в музеи. Так, уже в текущем учебном году мы посетили Курганинский краеведческий музей (фото, слайды 10-12), где познакомились с экспозициями, демонстрирующими героическое прошлое района и наших земляков.

Ещё хотелось бы сказать о том, что героике времен Великой Отечественной войны и конечно же роли в ней кубанского казачества уделяется особое внимание. В России нет ни одной семьи, в которой и по сей день не звучали бы отголоски Великой Отечественной войны. Но нынешнее подрастающее поколение, к сожалению, все чаще и чаще воспринимает событие Победы над фашистской Германией во Второй мировой войне просто как великое историческое событие, хотя 60 с небольшим лет для истории человечества это совсем небольшой срок.

Как сохранить в сердцах детей не только историческую значимость Победы 1945 года, но и помочь прочувствовать горькую, жестокую цену победы, страдания и лишения всего советского народа, самоотверженно кующего в течение долгих пяти лет победу в тылу и на фронте? Как сформировать в сознании детей приоритеты мирной созидательной жизни, когда и в наши дни прослеживается тенденция решать проблемы и конфликты в Мире военным и насильственным путем?

С этой целью мы активно участвуем в тематических мероприятиях, проводимых районной библиотекой, на которые приглашаются, по традиции ветераны и очевидцы трагических событий, а также представители духовенства.(фото слайды №17-18) Общаясь с ними, постигая правду из первых уст, ребята всерьез задумываются над сложнейшими нравственными вопросами и делают свои выводы. Но общение с ветеранами мы осуществляем не только во время таких встреч. Учащиеся класса в сопровождении воспитателя и классного руководителя регулярно принимают участие в акциях милосердия, в рамках которых мы посещаем ветеранов, проживающих в районе корпуса. Во время таких мероприятий мы поздравляем их с праздниками, а также осуществляем посильную помощь в домашних делах.(слайды №19-20.)

Также стало традицией проводить общешкольные литературно-музыкальные линейки, поучаствовать в которых стремятся ребята из разных классов. Дети с удовольствием поют казачьи песни, читают стихи о Кубани. (слайд №)

Говоря о воспитании, основанном на народных традициях, нельзя не упомянуть такое важное в этом русле мероприятие, как Православные слеты и Всекубанские слеты кадетских школ-интернатов, в которых мы регулярно принимаем участие. Здесь ребята соревнуются в интеллектуальных конкурсах по знанию истории, кубановедению, в военно-спортивных соревнованиях, а также отстаивают честь команды в конкурсе литературно-музыкальных композиций. (фото, слайды №23-24) Хочется отметить, что воспитанники очень ответственно, активно и с большим удовольствием участвуют в этих слетах, возможно, именно поэтому наши команды регулярно привозят призовые места.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что абсолютно каждое воспитательное мероприятие в нашей деятельности непременно включает в себя в той или иной степени региональный компонент. И в результате, глядя на ребят, гордо декламирующих со сцены «Мы были, мы есть и мы будем…», читая их сочинения, в которых красной линией проходит любовь к своей малой родине, невольно замечаешь, что дети гордятся корнями, что они искренне любят своё Отечество и уважают его героическое прошлое. Наверное, поэтому можно сделать вывод, что работа по воспитанию подрастающего поколения, которую мы проводим, дает свой результат. И если перефразировать классика, то можно с уверенностью сказать, что поколение, которое имеет корни, несомненно, имеет и будущее.








Яндекс.Метрика lists
lists