рег. эконом и управ вся




1.ПОНЯТИЕ «РЕГИОН». ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАТЕГОРИИ «РЕГИОН». РЕГИОНАЛИЗМ. РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНОВ: КОМПЛЕКСНОСТЬ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, УПРАВЛЯЕМОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

ПОНЯТИЕ «РЕГИОН». ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАТЕГОРИИ «РЕГИОН»

В общем смысле, регион — это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов.

Термин регион может употребляться в следующих значениях:

Административно-территориальная единица унитарного государства или федерации (муниципальное образование или субъект Федерации).

Экономико-географический район, включающий совокупность таких административно-территориальных единиц.

Территориальная единица национального социально-экономического пространства, характеризующаяся наличием определенного явления или их совокупности.

При исследовании территориальных связей регион можно рассматривать, по крайней мере, с двух сторон:

во-первых, как часть единого народно-хозяйственного комплекса страны;

во-вторых, как самостоятельное целостное образование, имеющее свои целевые установки развития, свой ресурсный потенциал, свои способы соединения производственных ресурсов — факторов производства.

Каждая из этих сторон имеет свои особенности, что накладывает отпечаток на процесс управления ходом регионального развития.

Регион — целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения.

Ее характеризуют:

высокая размерность;

большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями;

иерархичность структуры;

Регион — это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся:

комплексностью, целостностью, специализацией , управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Регион

При исследовании территориальных связей регион можно рассматривать, по крайней мере, с двух сторон:

самостоятельное целостное образование, имеющее свои целевые установки развития, свой ресурсный потенциал, свои способы соединения производственных ресурсов — факторов производства.

часть единого народно-хозяйственного комплекса страны

РЕГИОНАЛИЗМ. РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ.

С политологической точки зрения регионализм может быть определен как тенденция развития социума, предполагающая ослабление власти централизованного государства и усиление властных полномочий юридически оформленных (или не оформленных) территориальных общностей различного типа.

Регионализм можно трактовать как совокупность процессов реформы власти по линии «центр — периферия».

По определению В. В. Алексеева, «регионализм — это политико-экономическое движение за самостоятельность территориальных сообществ в области социально-экономических и этнокультурных прав».

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ — процесс повышения роли регионов в социально-экономической и политической жизни общества.

Регионализация означает определенное увеличение полномочий регионов

При этом регионализм — независимое социокультурное и политическое движение, возникшее в Европе и выступающее против унификации и необоснованных централистических тенденций.

Именно в Европе регионализм состоялся как поиск и отстаивание решений, позволяющих сохранять социокультурное разнообразие территории.

Регионализм указывает на:

необходимость усиления роли периферии в политической и социальной жизни общества,

органическую связь структур местной власти с имеющимися культурными и историческими традициями тех или иных регионов.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА.

Наиболее распространенным является определению региональной социально-экономической системы как триады «природа — население — хозяйство» вместе с ее управляющей подсистемой (органы власти и управления) Именно такое понимание «региона», охватывает все составляющие его стороны.

В структуре региональной социально-экономической системы социальная подсистема является целеопределяющей, а экономическая подсистема, включающая природно-ресурсную, научно-техническую, финансовую составляющие – целереализующей.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНОВ: КОМПЛЕКСНОСТЬ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, УПРАВЛЯЕМОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

Комплексность развития экономики региона — оптимальное (с народно-хозяйственных позиций) сочетание расположенных на его территории предприятий в целях реализации абсолютных и относительных преимуществ данного региона на основе рационального использования природного, научного, производственно-технического и социально-экономического потенциала. Комплексность развития региона предполагает согласованность экономических, экологических и социальных аспектов функционирования хозяйства, пропорциональность развития специализированных, вспомогательных и обслуживающих производств предприятий основного производства, производственной и социальной инфраструктуры.

Комплексность развития хозяйства региона характеризуется системой показателей, включающих в свой состав:

• рациональное использование в общественном производстве всех наличных видов ресурсов (труда, земли, природных ресурсов, капитала, достижений научно-технического и организационного прогресса);

• рациональное соотношение между отраслями специализации, вспомогательными и обслуживающими производствами;

• законченность важнейших производственных циклов. Комплексность развития экономики региона достигается координацией деятельности предприятий и организаций различной формы собственности и ведомственной подчиненности, расположенных на территории района (республики), по рациональному развитию и размещению производства, синхронному вводу в действие взаимосвязанных объектов, своевременному развитию единой производственной и социальной инфраструктуры, природоохранных объектов.

Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

Специализация региона означает преимущественное развитие производства тех или иных видов продукции или выполнение определенных функций с учетом наиболее эффективного использования благоприятных экономических условий данного района в целях получения абсолютных и сравнительных преимуществ.

Специализация региона в экономике страны определяется путем исчисления удельного веса той или иной отрасли региона в соответствующей отрасли народного хозяйства страны. Расчет ведется по общему объему выпуска продукции, численности занятых и стоимости капитала. Другим показателем специализации региона является отношение производства продукции или стоимости основных фондов в расчете на одного жителя региона к аналогичной величине по стране.

Под социально-экономическим развитием региона понимается комплексный процесс изменения его экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, приводящих к их качественным преобразованиям и, в конечном счете – к изменениям условий жизни человека: причем развитие региона должно идти в направлении общественного прогресса, который проявляется в увеличении общественного богатства, т.е. всей совокупности объективных и субъективных условий жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека, и гармоническом развитии на этой основе самого человека, природы, производства, общества и государства.

2. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ. ВИДЫ РАЙОНИРОВАНИЯ В РОССИИ. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ РФ. МАКРОРЕГИОНЫ. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ РОССИИ.

Деление территории на регионы называется районированием. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда является целевым или проблемно ориентированным. Для одной территории может быть проведено множество видов районирования. Рассмотрим некоторые виды районирования в России.

Выделяют:

Общее экономическое районирование.

Проблемное экономическое районирование.

Административно-территориальное деление

Общее экономическое районирование.

В настоящее время территория России разделена на 11 экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты федерации по принципу смежности.

Вне экономических районов находится только Калининградская область.

Регионы данного типа являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа, прогнозирования и частичного государственного регулирования в форме координации.

Наряду с экономическими районами, для стратегического анализа и прогнозирования применяется деление России на две макроэкономические зоны:

Запад (европейская часть и Урал)

восток (Сибирь и дальний Восток).

Экономические районы — это крупные части территории страны, исторически сложившиеся в процессе территориального разделения труда, отличающиеся своеобразием экономико-географического положения, природных экономических условий, специализацией и комплексностью хозяйства, определяющими его эффективность.

Основной постулат теории экономического районирования заключается в том, что правильное разделение страны на крупные экономические районы (от 10 до 20) будет способствовать их комплексному развитию.

Начиная с 20-х гг. прошлого века комиссии ведущих ученых разрабатывают схемы экономического районирования страны, которые использовались в плане ГОЭЛРО и пятилетних планах развития СССР. Современная сетка экономических районов формировалась в следующей последовательности:

Проблемное экономическое районирование.

Для целей государственного регулирования территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов.

Например, в социально-экономической политике Правительства России предусматриваются специальные мероприятия по таким проблемным регионам, как:

отсталые (слаборазвитые),

депрессивные,

кризисные;

особо выделяются приграничные регионы.

Сложившаяся ситуация в таких регионах не позволяет им развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им требуется государственная поддержка. Указанные регионы могут не совпадать с административно — территориальными единицами.

Административно-территориальное деление

В настоящее время Россия (Российская Федерация) включает 83 регионов — субъектов федерации.

Среди них республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и два города федерального значения (Москва и Санкт — Петербург).

Можно выделить следующие наиболее острые экономические проблемы административно-территориального районирования.

Спецификой России является районирование на основе двух критериев.

Первый — это административно-территориальное деление (города федерального значения, области, края).

Второй — национально-территориальное деление (автономные округа, республики). Такой смешанный принцип построения является причиной различных конфликтов и противоречий.

Другой важной особенностью территориального деления страны является совпадение территорий субъектов, т.е. одни субъекты федерации входят в состав других.

Россия, считаясь официально (по конституции) федеративным государством, фактически является «асимметричной федерацией», состоящей из неравноправных в политическом и экономическом плане субъектов.

В России сохраняется унаследованное с советских времен крайне сложное и запутанное АТД, включая:

«матрешки» из субъектов федерации («субъект в субъекте» автономные округа в областях),

города — субъекты федерации

города областного, районного подчинения и т.д.

Регионы резко различаются по территории, численности населения, экономическому, природному, и социальном потенциалу, но, тем не менее, принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый политико-административный статус субъекта федерации.

К тому же, являясь результатом «ленинско-сталинской национальной политики», большинство нынешних республик и автономных округов имеет «титульные» народы в меньшинстве.

Тенденции и перспективы изменения административно-территориального деления россии

Среди многочисленных реформ, осуществляемых или предлагаемых в течение последних двух десятилетий, большое внимание уделяется проблеме реформирования административно-территориального деления (АТД) страны. На муниципальном уровне реформирование уже происходит на основе принятых законов.

В настоящее время на повестку дня поставлен вопрос об упразднении (слиянии, вхождении в состав других) ряда субъектов Российской Федерации.

Современные перспективы изменения системы АТД на Северо-Западе России

Наиболее «популярные» идеи.

Первая — объединение в один субъект федерации С.-Петербурга и Ленинградской области.

Второе — слияние экономически слабых и небольших по площади Новгородской и Псковской областей.

Третье – включение обеих указанных областей вместе с Ленинградской областью и С.-Петербургом – в большую Санкт-Петербургскую область (или губернию?).

Четвертый, максимальный вариант — втягивание в эту гигантскую область еще и Вологодской области или, по крайней мере, ее наиболее «лакомой» части — западной (Череповец, «Северсталь»).

Основные мотивы предполагаемых вариантов изменения АТД.

1. Одним из мотивов является — небольшие размеры нынешних субъектов РФ по площади и численности населения.

2. Второй мотив — перспектива оптимизации условий социально-экономического развития. Дескать, слабые дотационные регионы, «прицепленные» к сильному локомотиву, получат стимул для экономического развития.

3. В качестве аргумента в пользу ликвидации Псковской области иногда упоминается сложная экономическая ситуация в регионе.

3. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ РФ. ПРОЦЕДУРА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО СУБЪЕКТА РФ. НАИБОЛЕЕ ОСТРЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО ЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЙОНИРОВАНИЯ.

В настоящее время Россия (Российская Федерация) включает 83 регионов — субъектов федерации.

Среди них республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и два города федерального значения (Москва и Санкт — Петербург).

Можно выделить следующие наиболее острые экономические проблемы административно-территориального районирования.

Спецификой России является районирование на основе двух критериев.

Первый — это административно-территориальное деление (города федерального значения, области, края).

Второй — национально-территориальное деление (автономные округа, республики). Такой смешанный принцип построения является причиной различных конфликтов и противоречий.

Другой важной особенностью территориального деления страны является совпадение территорий субъектов, т.е. одни субъекты федерации входят в состав других.

Россия, считаясь официально (по конституции) федеративным государством, фактически является «асимметричной федерацией», состоящей из неравноправных в политическом и экономическом плане субъектов.

В России сохраняется унаследованное с советских времен крайне сложное и запутанное АТД, включая:

«матрешки» из субъектов федерации («субъект в субъекте» автономные округа в областях),

города — субъекты федерации

города областного, районного подчинения и т.д.

Регионы резко различаются по территории, численности населения, экономическому, природному, и социальном потенциалу, но, тем не менее, принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый политико-административный статус субъекта федерации.

К тому же, являясь результатом «ленинско-сталинской национальной политики», большинство нынешних республик и автономных округов имеет «титульные» народы в меньшинстве.

Цель, основания и срок образования нового субъекта Российской Федерации

Образование нового субъекта Российской Федерации осуществляется в целях ускорения социально-экономического развития, (например, Камчатской области и Корякского автономного округа), а также повышения уровня жизни населения указанных субъектов Российской Федерации.

Основаниями образования нового субъекта Российской Федерации являются:

1) совместное предложение органов государственной власти Камчатской области и Корякского автономного округа, направленное Президенту Российской Федерации в соответствии со #M12293 1 901806912 0 0 0 0 0 0 0 3146268578статьей 10 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»#S;

2) результаты референдумов по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации, проведенных в (напрмер, Камчатской области и Корякском автономном округе) в соответствии со #M12293 2 901806912 0 0 0 0 0 0 0 2820229936статьей 11 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»#S.

Федеральные округа

В мае 2000 г. Указом Президента РФ на территории страны было образовано семь федеральных округов, каждый из которых стал ареной деятельности одного из семи полномочных представителей Президента. Данный документ стал расцениваться многими регионологами как начало новой административной реформы на пути централизации страны. Также отмечалось, что сетка созданных федеральных округов напоминает больше сетку военных округов, чем экономических районов России. «Границы федеральных округов во многом определены политической целесообразностью, которая не всегда соотносится со стремлением к оптимизации экономической жизни страны… Но скептические голоса немногочисленных географов и социологов были подавлены мощным потоком заявлений региональных лидеров в поддержку президентского курса».

Центрами федеральных округов стали в основном общепризнанные региональные столицы, хотя в нескольких случаях при выборе центров опять же преобладали политические интересы. Дело в том, что регионы, в центрах которых размещался аппарат Президента, с ходу получали от Федерального Центра весомую фору перед своими соседями (в частности, возможность лоббирования своих политических и экономических интересов, контролирования финансовых потоков из Центра).

Центрами федеральных округов являются (в скобках — название округа):

С.-Петербург (Северо-Западный),

Москва (Центральный),

Нижний Новгород (Приволжский),

Ростов-на-Дону (Южный),

Екатеринбург (Уральский),

Новосибирск (Сибирский),

Хабаровск (Дальневосточный).

Пятигорск (Северо-Кавказский)

Во главе федерального округа стоит полномочный представитель Президента российской Федерации.

Федеральные округа, не затрагивая основное (конституциональное) административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственной власти.

Цель создания семи округов

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с изменениями на 9 сентября 2000 г.). В документе отмечено, что:

округа создаются «в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий,

повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти

и совершенствования системы контроля за исполнением их решений».

4. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА. СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РФ. ФОРМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА.

Экономическое пространство — это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети. Каждый регион имеет свое внутренне пространство и связи с внешним пространством.

Основными характеристиками экономического пространства являются:

плотность (численность населения, объем валового регионального продукта, природные ресурсы, основной капитал и т.д. на единицу площади);

размещение (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения и экономической деятельности, в том числе существование хозяйственно освоенных и неосвоенных территорий);

связанность (интенсивность экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей).

Для функционирования экономического пространства важное значение имеет расстояния между его элементами. Экономическое расстояние, в отличие от физического, измеряемого километрами, милями и т.п., характеризуется прежде всего транспортными издержками. Поэтому экономическое расстояние между одними и теми же географическими точками оказывается неодинаковым для разных перемещаемых товаров, услуг, групп мигрантов.

Единое экономическое пространство. Необходимыми признаками существования единого экономического пространства являются:

общее экономическое (федеральное) законодательство,

единство денежно-кредитной системы,

единство таможенной территории

функционирование общих инфраструктурных систем (энергетика, транспорт, связь),

развитие национальных (общероссийских) рынков товаров, услуг, труда, капиталов.

Следует иметь в виду, что единое экономическое пространство охватывает не только всю территорию страны, но и ее экономическую морскую акваторию:

территориальные воды,

исключительную экономическую зону с национальными правами на судоходство, рыболовство, добычу полезных ископаемых с морского дна)

аэроторию:

с национальными правами на деятельность воздушного транспорта, экологическую защиту и экологические квоты воздушного бассейна).

Региональное экономическое пространство представляет собой относительно замкнутую территориальную систему, имеющую однородную совокупность экономических отношений, складывающихся на основе единых правил их регулирования и развивающихся на территории, не имеющей внутренних экономических границ для перемещения рабочей силы, капитала, товаров и услуг.

Целью формирования экономического пространства является создание эффективной региональной экономической интеграции, основанной на взаимном интересе и равноправном партнерстве.

Формы пространственной организации хозяйства и расселения

Формы пространственной организации хозяйства.

Локалитет — элементарный объект пространства, местность(малая территория) с каким-то одним объектом. Это может быть компактный населенный пункт, предприятие, коммуникации. таким образом, локалитет может быть поселенческим, промышленным, транспортным, рекреационным и т.д. Сочетания локалитетов образуют конкретные формы пространственной организации хозяйства и расселения.

Промышленный узел — сочетание промышленных предприятий, одного или нескольких населенных пунктов, вместе с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, размещенными на компактной территории.

Промышленный узел — группа предприятий различных отраслей, сосредоточенных в одном месте, построенных, как правило, по единому проекту и имеющих общие обслуживающие и вспомогательные объекты и сооружения.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) — значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологическую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транспортных затрат.

Территориально-производственный комплекс — сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры.

ТПК являются типичной формой хозяйственного освоения новых территорий с богатыми природными ресурсами. Например, это Братско — Усть- илимский и саянский ТПК, специализированные на электроэнергетике, цветной металлургии и лесопереработке.

Межотраслевой территориальный комплекс — интегрированные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющие единую программу развития.

Агломерация — территориально-хозяйственное сочетание, которое:

• возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;

• отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;

• оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;

• показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

Агломерация — территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты. Агломерации характеризуются особо высокой концентрацией хозяйства и населения (например, Московская и Санкт — Петербургская агломерации).

КЛАСТЕРЫ

В настоящее время одним из наиболее эффективных методов сглаживания диспаритетов в региональном развитии различных стран является кластерная политика.

Термин «кластер», введен в широкий научный оборот М. Портером еще в 1970-х гг. для обозначения скоплений предприятий в пространстве.

При этом если в 1990 г. Портер писал, что «…конкурентоспособные отрасли стран не распространены равномерно по экономике, а соединены в то, что я называю кластерами, состоящими из отраслей хозяйства страны, соединенных друг с другом различными связями» (пер. с англ. – И.П.), то в 1998 г. значение термина было изменено, и кластерами назывались уже группы «географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга».

Типы кластеров по наличию географической составляющей:

к внепространственным кластерам относятся промышленные и национальные кластеры – группы родственных взаимосвязанных отраслей промышленности и сферы услуг экономики страны, наиболее успешно специализирующихся в международном разделении труда;

к пространственным кластерам относятся региональные, трансграничные и локальные кластеры – группы географически сконцентрированных компаний из одной или смежных отраслей и поддерживающих их институтов, расположенных в определенном регионе (муниципалитете), производящих схожую или взаимодополняющую продукцию и характеризующихся наличием информационного обмена между фирмами-членами кластера и их сотрудниками, за счет которого повышается конкурентоспособность кластера в мировой экономике.

В России необходимо проведение кластерной политики, так как ее потенциал позволяет сконцентрироваться на решении ряда острых проблем российской экономики:

развитие конкуренции как движущей силы повышения конкурентоспособности компаний через поддержку креативных фирм и создание благоприятной среды, в которой и более слабые компании могли бы повышать свою конкурентоспособность;

содействие развитию и повышению инновационного потенциала малых и средних предприятий, которые в основной массе формируют кластерные инициативы и региональные/локальные кластеры;

акцент на микроэкономическом подходе в кластерной политике позволяет учитывать местные особенности развития и вырабатывать эффективные адресные программы по ускорению развития и повышению конкурентоспособности компаний на базе не наследуемых (природные ресурсы и т.п.), а прежде всего, создаваемых факторов производства высококвалифицированная рабочая сила, доступная инфраструктура и т.д.) и углубления кооперации между предприятиями для повышения производительности труда;

реализация кластерной политики базируется на эффективном взаимодействии между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнес-сообществом и научно-образовательными учреждениями, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе.

При выделении кластеров в России необходимо учитывать особенности пространственной структуры промышленности страны – превалирование крупных и средних предприятий добывающей и тяжелой промышленности, построенных в СССР в рамках теории территориально-производственных комплексов (ТПК) и в условиях специфической системы ценообразования в плановой экономике.

Несмотря на то, что пространственные кластеры могут показаться копией ТПК, при анализе этих двух концепций можно выделить коренные различия как в теоретических построениях, так и в формах организации производства (табл. 1).

Таблица 1.

Сравнение пространственных кластеров и

территориально-производственных комплексов

Параметры сравнения

Региональные/локальные кластеры

Территориально-производственные комплексы

Условия формирования форм

организации производства



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




Яндекс.Метрика lists lists