разработка урока с применением ЭОР Противостояние Руси западным завоевателям




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Солнечная средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока истории по теме «Противостояние Руси западным завоевателям»,

6 класс.

Автор: Лебедева Елена Васильевна, учитель истории

2

Оглавление:

Введение…………………………………………..с.3

Цели и задачи урока……………………..……….с.3

План урока……………………………………….с.3-4

Конспект урока………………………………….с.4-8

Форма плана-конспекта урока…………………с.9-15

Приложения…………………………………….с.16-25

3

Введение

Как известно, Невская битва и Ледовое побоище — две великие победы, одержанные русскими воинами под руководством Александра Невского.

Значение победы войск Александра Невского в 1242 г. было оценено автором Жития. Он писал, «нача слыти имя его по всем странам и до моря Египетьского, и до гор Араратьских и об ону страну моря Варяжьского, и до великаго Рима». Не понятно, были ли эти слова преувеличением, но Северо-западная Русь в результате действий войск под предводительством Александра Ярославича сохранила свою свободу и независимость.

На фоне феодальной раздробленности на Руси это событие было очень важной составляющей в объединении в единое государство.

До нас дошло описание победителя в двух великих битвах Руси, в котором он предстает на фоне персонажей мировой истории. «Глас его акы труба в народе, и лице его аки лице Есифа, иже поставил его Егупетьскый цесарь вто-раго цесаря в Егупте; сила бе его часть от силы Самсоня; дал бе ему Бог премудрость Соломоню, и храбрьство же акы цесаря Римьскаго Еуспасьяна, иже бе пленил всю Подъиюдейскую землю. …Такоже и сий князь Олександр бе побежая, а не победим». (http://www.bibliotekar.ru/rusNevskiy/2.htm)

Таким образом, тема единства государства, противостояния внешней экспансии всегда будет, на мой взгляд, всегда актуальна.

3

Урок по теме: «Противостояние Руси западным завоевателям»

Цель урока: показать значение Невской битвы и Ледового побоища для Руси

Задачи урока:

Образовательная: выяснить причины, обстоятельства и последствия нашествия на Русь крестоносцев.

Развивающая: развитие аналитико-синтетической деятельности, развитие навыка работы со схемами.

Воспитательная: формирование чувства гордости за Родину, раскрытие сущности полководческого искусства Александра Невского.

Форма урока: урок изучение нового материала с применением ЭОР

План урока:

1.Вторжение шведских феодалов и немецких рыцарей в земли Прибалтики.

2.Борьба против вторжения.

3. Александр Невский

4.Шведская агрессия.

5.Ледовое побоище.

6.Значение Невской битвы и Ледового побоища.

Методы: объяснительно — иллюстративный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: информатика, литература.

Требования к знаниям по итогам урока: обучающиеся должны знать причины, обстоятельства и последствия нашествия на Русь крестоносцев; знать, в чем заключался полководческий талант Александра Невского, уметь показывать на карте места Невской битвы и Ледового побоища.

Оборудование урока:

1.Карта Руси(12-13 вв.)

2.Схема Невской битвы и Ледового побоища.

3.Компьютер, проектор

4

4. Иллюстрации обмундирования русских воинов и немецких рыцарей.

Основные термины: орден крестоносцев, меченосцы, ополченцы.

Эпиграф: «“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие”. (А.С. Пушкин)

Ход урока

Вопросы для повторения:

1.Какую тему изучали на прошлом уроке?

2. Что вам известно о монголо-татарах?

3. Назовите русские города, которые оказали упорное сопротивление захватчикам?

4.Как вы думаете, почему монголо-татары, ведомые Батыем смогли так быстро захватить Русь?

5. Каковы последствия монголо-татарского ига?

Подведем итог: монголо-татары, несмотря на героическое сопротивление русского народа сумели захватить Русь. Захватчики нанесли огромный урон русским княжествам. Но, к сожалению последние были не единственными врагами. На ослабевшую Русь поглядывали и с Запада, как легкую добычу для завоевания.

И вот сегодня мы познакомимся с западными завоевателями.

Изложение новой темы.

1.Вторжение шведских феодалов и немецких рыцарей в земли Прибалтики.

На земли Великого Новгорода давно претендовали шведские феодалы, их привлекал торговый путь, который связывал север Европы с Русью и странами Востока.

В середине 12 века они появились на берегах Финского залива и приступили к покорению финских племен.

5

В 1164 году шведские отряды вторглись в пределы Новгородской земли в районе Ладоги, но были разбиты новгородским ополчением. Более того, в 1187 году новгородская рать напала на крупнейший город Сигтуну и разорила его. Только в начале 13 века шведские рыцари отправляются в новые походы. В 1227 году они были отброшены войском князя Ярослава Всеволодовича.

Получив известия о нашествии монголов, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси.

Новый поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить Русь в католическую веру. (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца 16 века) М, «Просвещение» 2006 с.106-107.

Д. у: слушают рассказ учителя или читают п.13(п.1.) учебника и выполняют задание 1.1.и 1.2. в рабочей тетради (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца 16 века) М, «Просвещение» 2006 с.38

2.Борьба против вторжения.

Далее вопросы для обсуждения:

1.Почему немецкие рыцари вторгались в Прибалтику?

(привлекали обширные и богатые земли, стремление распространить католичество среди местного населения).

2.Какое событие произошло в 1234 году?

(князь Ярослав Всеволодович одержал победу над Ливонским орденом под Юрьевом)

Необходимо обратить внимание на зарождение дружественных связей между русскими и прибалтийскими народами.

К сожалению, остановить продвижение феодалов не удалось, и создавалась прямая угроза Новгороду и Пскову.

Далее дается характеристика вооружению западноевропейских рыцарей и русских воинов.

Обучающимся предлагается беседа по вопросам: как были вооружены западноевропейские рыцари? Какие у них были доспехи? Как готовились рыцари к военным походам? Какова была тактика ведения боя?

6

Рыцари были профессиональными воинами, всю свою жизнь с самого детства они обучались рыцарскому искусству, участвовали в турнирах, походах, сражениях.

(xartman.ru›panorama/40-krestonoscy-panorama.htm)

Затем обучающийся рассказывает о вооружении русских воинов.

В конце XII—XIII веках в связи с общеевропейской тенденцией к утяжелению оборонительного доспеха на Руси появляются шлемы, снабженные маской-личиной, то есть забралом, защищавшим лицо воина как от рубящих, так и от колющих ударов. Маски-личины снабжались прорезями для глаз и носовыми отверстиями, и закрывали лицо либо наполовину (полумаска), либо целиком. Шлем с личиной надевался на подшлемник и носился с бармицей, кольчужной сеткой, прикрывавшей, как правило, все лицо, шею и плечи воина. Маски-личины, помимо своего прямого назначения — защитить лицо воина, должны были видом своим еще и устрашить противника, для чего они соответственно и оформлялись.

Шлемы, брони, щиты — весь набор оборонительного и наступательного воинского доспеха — стали непременным предметом обихода в беспокойное и кровавое время (XII—XIII века) русской истории. Феодальная усобица, войны с половцами, рыцарями, Литвой, монгольское нашествие… Летописи пестрят записями о сражениях, походах, вражеских набегах. Вот одно из таких сообщений (год 1245): «Воевала Литва около Торжку и Бежицы; и гнашася по них новоторжцы с князем Ярославом Володимиричем и бишася с ними, и отъяша у новоторжцев кони и самех биша, и поидоша с полоном проче…» (Новгородская первая летопись).

Пехотинцев — «пешцев» — использовали при защите городских стен и ворот, прикрытии тылов конницы, для проведения необходимых транспортных и инженерных работ, для разведывательных и карательных вылазок.

Вооружались пешцы разнообразными видами оружия — метательными, рубящими и ударными. Их одежда и вооружение в целом были более простыми и дешевыми, чем у дружинников, так как отряды пехотинцев в массе своей формировались из простонародья — смердов, ремесленников, а не из профессиональных воинов. Оружием пещца были походный топор, тяжелое копье и сулица, дубина и рогатина.

Доспех на пешце был чаще кольчужный, а то и вовсе никакого. Щиты пехотинцы XII века употребляли и круглые, и миндалевидные.(cg-warrior.com›index.php)

3.Александр Невский

7

Сообщение учащегося

4.Шведская агрессия.

Ход битвы излагается согласно тексту учебника. Особое внимание уделяется мужеству и находчивости Александра Невского и его дружины.

Далее на экран выводится таблица с незаполненным столбцом. Дается задание: заполните таблицу «Невская битва».

Дата

Место

Противоборствующие стороны

Исход битвы

Значение победы

Далее учащиеся просматривают схему битвы и заполняют таблицу

4.Ледовое побоище.

Рассказ о Ледовом побоище начинаем с характеристики военных действий в 1242 году.

Ход сражения излагаем в соответствии с текстом учебника. В рассказ можно включить фрагменты сюиты А. Прокофьева «Александр Невский» и поэмы К. Симонова «Ледовое побоище».

Дается задание: заполните таблицу «Ледовое побоище».

Учащимся предлагается самостоятельно заполнить недостающую информацию. Затем осуществляется взаимопроверка – на экран возвращаются данные из незаполненных ячеек и учитель комментирует результаты

Далее обучающиеся представляют результаты своей работы.

Вопросы: Почему русские воины смогли победить русских воинов?

8

В чем проявился полководческий талант Александра Невского?

5.Значение Невской битвы и Ледового побоища.

Учащиеся работают с презентацией

Д. з: Написать мини-сочинение “Защитник земли русской”.

Итоговый контроль.

Вывод: Таким образом, сегодня мы познакомились с трагическими страницами в истории нашей Родины. Узнали, что героизм, мужество и храбрость русского народа, полководческий талант Александра Невского помогли отстоять независимость Новгородской и Псковской земель.

9

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА: Борьба Руси с западными завоевателями

Лебедева Елена Васильевна

МОБУ «Солнечная СОШ» Вышневолоцкого района Тверской области

Учитель истории

история

6

Урок 4. Раздела 2.

Противостояние Руси с западным завоевателям

Базовый учебник: А. А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца 16 века) М, «Просвещение» 2009

Цель урока: показать значение Невской битвы и Ледового побоища для Руси

Задачи урока:

Образовательная: выяснить причины, обстоятельства и последствия нашествия на Русь крестоносцев.

10

Развивающая: развитие аналитико-синтетической деятельности, развитие навыка работы со схемами.

Воспитательная: формирование чувства гордости за Родину, раскрытие сущности полководческого искусства Александра Невского.

Форма урока: урок изучение нового материала

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер

Структура и ход урока

План урока:

1.Вторжение шведских феодалов и немецких рыцарей в земли Прибалтики.

2.Борьба против вторжения.

3. Александр Невский

4.Шведская агрессия.

5.Ледовое побоище.

6.Значение Невской битвы и Ледового побоища.

Оборудование урока:

1.Карта Руси(12-13 вв.)

2.Схема Невской битвы и Ледового побоища.

3.Компьютер, проектор

4. Иллюстрации обмундирования русских воинов и немецких рыцарей.

Основные термины: орден крестоносцев, меченосцы, ополченцы.

Эпиграф: «“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие”. (А.С. Пушкин)

11

Ход урока

Вопросы для повторения:

1.Какую тему изучали на прошлом уроке?

2. Что вам известно о монголо-татарах?

3. Назовите русские города, которые оказали упорное сопротивление захватчикам?

4.Как вы думаете, почему монголо-татары, ведомые Батыем смогли так быстро захватить Русь?

5. Каковы последствия монголо-татарского ига?

Подведем итог: монголо-татары, несмотря на героическое сопротивление русского народа сумели захватить Русь. Захватчики нанесли огромный урон русским княжествам. Но, к сожалению последние были не единственными врагами. На ослабевшую Русь поглядывали и с Запада, как легкую добычу для завоевания.

И вот сегодня мы познакомимся с западными завоевателями.

Изложение новой темы.



1.Вторжение шведских феодалов и немецких рыцарей в земли Прибалтики.

На земли Великого Новгорода давно претендовали шведские феодалы, их привлекал торговый путь, который связывал север Европы с Русью и странами Востока.

В середине 12 века они появились на берегах Финского залива и приступили к покорению финских племен.

В 1164 году шведские отряды вторглись в пределы Новгородской земли в районе Ладоги, но были разбиты новгородским ополчением. Более того, в 1187 году новгородская рать напала на крупнейший город Сигтуну и разорила его. Только в начале 13 века шведские рыцари отправляются в новые походы. В 1227 году они были отброшены войском князя Ярослава Всеволодовича.

Получив известия о нашествии монголов, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси.

12

Новый поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить Русь в католическую веру. (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца 16 века) М, «Просвещение» 2006 с.106-107.

Д. у: слушают рассказ учителя или читают п.13(п.1.) учебника и выполняют задание 1.1.и 1.2. в рабочей тетради (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца 16 века) М, «Просвещение» 2006 с.38

2.Борьба против вторжения.

Далее вопросы для обсуждения:

1.Почему немецкие рыцари вторгались в Прибалтику?

(привлекали обширные и богатые земли, стремление распространить католичество среди местного населения).

2.Какое событие произошло в 1234 году?

(князь Ярослав Всеволодович одержал победу над Ливонским орденом под Юрьевом)

Необходимо обратить внимание на зарождение дружественных связей между русскими и прибалтийскими народами.

К сожалению, остановить продвижение феодалов не удалось, и создавалась прямая угроза Новгороду и Пскову.

Далее дается характеристика вооружению западноевропейских рыцарей и русских воинов.

Обучающимся предлагается беседа по вопросам: как были вооружены западноевропейские рыцари? Какие у них были доспехи? Как готовились рыцари к военным походам? Какова была тактика ведения боя?

Рыцари были профессиональными воинами, всю свою жизнь с самого детства они обучались рыцарскому искусству, участвовали в турнирах, походах, сражениях.

(xartman.ru›panorama/40-krestonoscy-panorama.htm)

Затем обучающийся рассказывает о вооружении русских воинов.

В конце XII—XIII веках в связи с общеевропейской тенденцией к утяжелению оборонительного доспеха на Руси появляются шлемы,

13

снабженные маской-личиной, то есть забралом, защищавшим лицо воина как от рубящих, так и от колющих ударов. Маски-личины снабжались прорезями для глаз и носовыми отверстиями, и закрывали лицо либо наполовину (полумаска), либо целиком. Шлем с личиной надевался на подшлемник и носился с бармицей, кольчужной сеткой, прикрывавшей, как правило, все лицо, шею и плечи воина. Маски-личины, помимо своего прямого назначения — защитить лицо воина, должны были видом своим еще и устрашить противника, для чего они соответственно и оформлялись.

Шлемы, брони, щиты — весь набор оборонительного и наступательного воинского доспеха — стали непременным предметом обихода в беспокойное и кровавое время (XII—XIII века) русской истории. Феодальная усобица, войны с половцами, рыцарями, Литвой, монгольское нашествие… Летописи пестрят записями о сражениях, походах, вражеских набегах. Вот одно из таких сообщений (год 1245): «Воевала Литва около Торжку и Бежицы; и гнашася по них новоторжцы с князем Ярославом Володимиричем и бишася с ними, и отъяша у новоторжцев кони и самех биша, и поидоша с полоном проче…» (Новгородская первая летопись).

Пехотинцев — «пешцев» — использовали при защите городских стен и ворот, прикрытии тылов конницы, для проведения необходимых транспортных и инженерных работ, для разведывательных и карательных вылазок.

Вооружались пешцы разнообразными видами оружия — метательными, рубящими и ударными. Их одежда и вооружение в целом были более простыми и дешевыми, чем у дружинников, так как отряды пехотинцев в массе своей формировались из простонародья — смердов, ремесленников, а не из профессиональных воинов. Оружием пещца были походный топор, тяжелое копье и сулица, дубина и рогатина.

Доспех на пешце был чаще кольчужный, а то и вовсе никакого. Щиты пехотинцы XII века употребляли и круглые, и миндалевидные.(cg-warrior.com›index.php)

3.Александр Невский

Сообщение учащегося

4.Шведская агрессия.

Ход битвы излагается согласно тексту учебника. Особое внимание уделяется мужеству и находчивости Александра Невского и его дружины.

Далее на экран выводится таблица с незаполненным столбцом. Дается задание: заполните таблицу «Невская битва».

14

Дата

Место

Противоборствующие стороны

Исход битвы

Значение победы

Далее учащиеся просматривают схему битвы и заполняют таблицу

4.Ледовое побоище.

Рассказ о Ледовом побоище начинаем с характеристики военных действий в 1242 году.

Ход сражения излагаем в соответствии с текстом учебника. В рассказ можно включить фрагменты сюиты А. Прокофьева «Александр Невский» и поэмы К. Симонова «Ледовое побоище».

Дается задание: заполните таблицу «Ледовое побоище».



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




Яндекс.Метрика lists
lists