распад теоретической концепции классицизма




ТЕМА 6. Распад теоретической концепции классицизма и утверждение эклектизма как метода архитектурного мышления

Распад теоретической концепции классицизма

Распаду теоретической концепции классицизма способствовали 3 тенденции, которые, соединившись, и привели к утверждению эклектизма:

1. угасание и несоответствие аристократического классицизма-академизма новым запросам капиталистического общества;

2. возрастание капиталистических требований к архитектуре новых зданий;

3. влияние романтизма в области перенятия достижений минувших эпох.

К середине 19 в. в основном завершилась борьба между новым капиталистическим строем и феодальными пережитками. В архитектуре в это время господствовал поздний классицизм (ампир). В сущности классицизма лежало обращение к античности, как к норме и идеальному образцу, основанное на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, которые зачастую носили оттенок идеализации и утопизма. К середине 19 в. классицизм переродился в безжизненное, чисто теоретическое направление академизм, оторванное от жизни и общественной практики. Следуя внешним формам классического искусства античности и Возрождения, академизм насаждал условные идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты, отвлеченные нормы красоты. В какой-то мере академизм отразил попытки уходящего феодального строя законсервировать существующее положение.



Как стиль в искусстве, классицизм в это время отражал взгляды верхушки феодального общества – аристократии, уверенно теряющей свои позиции на экономической и политической арене буржуазного общества. С другой стороны, стиль классицизм (ампир) в своей сущности был чужд запросам буржуазии, т.к. в капиталистическом обществе для положения на социальной лестнице важно не происхождение, принадлежность к сословию или звание, а имущественное положение. Поэтому активно велись поиски нового архитектурного стиля, который бы наиболее точно отражал роль и задачи буржуазии в современном индустриальном обществе, а также обосновывал и её быстрый взлёт.

На ранних этапах, 1840-1860-х гг. на стилевые направления архитектуры ещё значительное влияние оказывали вкусы и потребности аристократии, которым и стремился подражать новый класс буржуазии. В своём быту (личные особняки) и государственных постройках (суды, парламенты, муниципалитеты и т.п.), высшие слои общества, в т.ч. и буржуазия, использовали формы наиболее презентативных зданий предшествующих периодов. Тут с наибольшей силой проявилось стремление к консервации принципов классицизма. В то же время в коммерческом строительстве (фабрики, заводы, мосты, торговые центры и т.п.) господствует стилизаторство и строгий расчет.

К середине 19 в. новый сильный класс буржуазии в процессе своего становления ещё не выработал собственного стиля в архитектуре и поэтому использовал широко известные приёмы архитектуры прошлых эпох, как бы пытаясь найти в них корни своей жизненной идеологии и миропонимания в областной духовной и художественной культуры.

С появлением новых строительных материалов (сталь, чугун, бетон) архитектурный стиль классицизм конструктивно перестает соответствовать современным запросам общества. Новые огромные здания требовали новых подходов, соответствовать которым классицизм не мог (вокзалы, торговые центры и т.п.). Казарменный стиль классицизма не соответствовал капиталистическим требованиям к яркой, привлекающей необычностью своего внешнего вида, архитектуре доходных домов и магазинов.








Яндекс.Метрика lists
lists