химический состав клетки




Развёрнутый план-конспект урока «Химический состав клетки» в 7 классе с использованием межпредметной интеграции (химия + биология).

Цели урока:

Закрепить знания о химическом составе клеток и роли этих веществ в жизнедеятельности клетки;

Продолжить развитие представлений о веществах, ознакомление с понятиями: органические и неорганические вещества, химическая реакция, качественная реакция;

Сформировать умение объяснять единство органического мира сходством состава и клеточного строения и обосновать ответ.

Тип урока: комбинированный, лабораторная работа «Определение содержания воды, жиров, белков и углеводов», демонстрационный эксперимент «Качественная реакция на белок».

Домашняя подготовка учащихся: вспомнить строение растительной и животной клеток из курса 6-го класса; подготовить сообщения о воде, жирах, белках, углеводах, нуклеиновых кислотах, содержащие следующую информацию: представители класса, классификация, функции.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

Актуализация знаний.

Разнообразие и классификация химических веществ клеток и их роль в жизнедеятельности клетки:

а) вода, её свойства и роль в жизни клетки;

б) минеральные соли и их значение в жизни клетки;

в) органические вещества клетки. Белки – основные вещества клетки, их роль в организме;

г) углеводы, их разнообразие и значение в жизнедеятельности организма;

д) нуклеиновые кислоты, их местонахождение в клетке и функции.

3. Лабораторная работа.

4. Сходство неорганических веществ клеток растений и животных с веществами неживой природы как доказательство единства живой и неживой природы.

5. Единство органического мира на основе сходства химического состава и клеточного строения.

6. Закрепление знаний. Подведение итогов.

Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки».

Ход урока.

Учитель биологии. Мы уже изучили строение клеток растений и животных и их состав. Давайте вспомним и проверим наши знания.

Тест.(слайд)

1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома

2. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной; б) бактериальной; в) животной

3. Органоид, который является источником энергии:

а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро

4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:

а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии

5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:

а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС

таблица ответов

1

2

3

4

5

в

а

а

б

б

(Клеточная оболочка не характерна для: а) растений, б) животных, в) грибов.

Растительная клетка отличается от животной наличием: а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.

Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют специальные приспособления в виде….

(Ответы:1 – б, 2 – б, 3 – ложноножек или псевдоподобий, ресничек, жгутиков). Учащиеся проверяют ответы, анализируют их.

Учитель биологии. Что объединяет и растительную и животную клетки? (Вещества). Сегодня мы будем говорить о химических веществах, которые входят в состав клетки.

Учащиеся записывают тему: «Химический состав клетки»

Учитель биологии приводит классификацию веществ, входящих в состав растительной и животной клеток, составляя на доске (а учащиеся в тетради) схему:

Химический состав клетки.



Органические вещества Неорганические вещества

Белки Жиры Углеводы Нуклеиновые кислоты Вода Минеральные соли

10-20, 1-5% 0,2-2% 1-2% 70-80% 1-1,5%

до 50%

Итак, химический состав клетки довольно разнообразен. Рассмотрим его более подробно, заслушав сообщения учащихся.

Учитель биологии.

Лабораторная работа «Определение содержания воды, жиров, белков и углеводов».

Определение содержания воды в растении.

Оборудование: стебли комнатных растений, фильтровальная бумага.

Опыт: Между листов фильтровальной бумаги поместить стебель растения и надавить до промокания фильтровальной бумаги.

Учитель химии. Вода принимает участие в процессах превращения одних веществ в другие, непрерывно происходящие в живых клетках. Как называются эти превращения в химии? (Химическая реакция, записывают определение в тетрадь). Учащиеся формулируют определение им известной химической реакции – фотосинтеза.

Учитель биологии.

Обнаружение жиров (масел) в семенах подсолнечника.

Оборудование: семена подсолнечника, лист бумаги.

Опыт: для обнаружения масла раздавить семечки (без кожуры) на листе бумаги.

Учитель химии.

Обнаружение крахмала и белка в пшеничной муке.

Оборудование: йод, пшеничная мука, вода, стакан, кусочек марли.

Опыт: На кусочек марли, сложенный в несколько раз, насыпать немного пшеничной муки, сделать мешочек и прополоскать в стакане с водой. К полученной мутной воде добавить несколько капель спиртового раствора йода. О чём свидетельствует появление тёмно-синего окрашивания? (Наличие крахмала). Реакции, с помощью которых распознают определённые вещества, называют качественными (определение записывают в тетрадь).

В марле осталась липкая тягучая масса. Это растительный белок, который называют клейковиной. Белки тоже можно распознать с помощью качественной реакции.

Демонстрационный эксперимент «Качественная реакция на белок».

Реактивы и оборудование: куриное яйцо, 10%-е растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия, вода; химические стаканы, стеклянная палочка.

Опыт: Отделить белок от желтка, разбавить белок водой. В полученный раствор белка добавить 1 мл раствора сульфата меди (II) и 2 мл раствора гидроксида натрия, перемешать.

Учащиеся отмечают появление фиолетового окрашивания.

Учитель биологии. Какие можно сделать выводы?

Ученики: В состав растений, а значит, и всех живых организмов, исходя из общности химического состава всего живого, входят белки, жиры (масла), углеводы ( крахмал).

Учитель биологии. Как вы думаете, почему одни вещества называются органическими, а другие неорганическими? Учащиеся, как правило, отвечают, что одни могут быть в составе организме, а другие нет. Правильный ли ответ? Найдите подтверждение или опровержение в тексте учебника.

Ученики работают с текстом, доказывают, что нет таких элементов, которые встретились бы только в живых организмах, а вот химические соединения их, а также вещества, могут быть. Эти соединения и называют органическими.

Учитель биологии. Какой же можно сделать вывод?

Учащиеся (вместе с учителем) делают вывод: на уровне химических элементов различий между живой и неживой природой нет. Они появляются лишь на уровне химических соединений.

Подведение итогов по изученной теме.

Какие вещества необходимы для полноценного существования и растительной и животной клеток? (Неорганические: вода и минеральные соли; органические: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты).

Перечислите элементы, наиболее распространённые в живых организмах. (Кислород, азот, углерод, водород).

Сходен ли химический состав растительной и животной клеток?

Домашнее задание.

Изучить соответствующий теме раздел учебника ( ), оформить лабораторную работу, сделав в ней рисунки и соответствующие выводы.








Яндекс.Метрика lists
lists