язык-ие




ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА

К новому направлению примыкали по преимуществу ученые Лейпцигского  университета. Поэтому младограмматиков именуют также лейпцигской школой  языкознания, куда входили: Август Леслин (1840-1916), Карл Бругман (1849-1919), Бертольд Дельбрюк (1842-1922), Вильгельм Томсен (1842-1927) 

Школа младограмматиков особенно выдвинулась в связи с решением двух проблем – звукового закона и аналогии.

Младограмматики отвергли биологические взгляды своего непосредственного предшественника А.Шлейхера и установили свою систему взглядов.

Программа младограмматиков изложена в предисловии к первой части книги К. Бругмана «Морфологические исследования». Основные принципы:

1. Младограмматики отвергают шлейхеровский биологический взгляд на язык как природный организм и считают язык историческим явлением.

2. В звуковых изменениях младограмматики видят строгую закономерность. Звуковые законы не допускаются никаким исключениям. Кажущиеся исключения из звуковых законов младограмматиками объясняются: а) другим звуковым законом; б) новообразованиями по аналогии; в) заимствованием слов из других языков или диалекта.

3. Младограмматики на первое место выдвигают изучение живых языков и диалектов.

Теория младограмматиков: Сделано было много открытий в развитии фонетической системы индоевропейских языков. В области теории младограмматики не имели крупных достижений. Ценное у младограмматиков – стремление к точномунаблюдению фактов, осторожность в выводах. Младограмматики восстали против лингвистического биологизма Шлейхера. Было также отвергнуто учение Шлейхера о двух периодах в развитии языка – периоде расцвета (в доистории) и периода распада (в историческое время) – и обосновали положение о едином процессе развития языка.

Теория фонетических законов. Внимание языковедов было направлено на установление новообразований по аналогии, которое основывается на психических явлениях ассоциации, и вскрытие и описание фонетических законов, отражающих физиологическую сторону деятельности языка.

… пересмотреть это понятие фонетического закона. Если первоначально они определялись как «законы, действующие совершенно слепо, со слепой необходимостью природы», то в дальнейшем сферу их действия ограничили рядом факторов (хронологическими и пространственными пределами, встречным действием аналогии, определенными фонетическими условиями).

Индивидуализм и психологизм. Говорящий индивид – вот исходная точка младограмматиков. Индивидуальная речь   есть конкретное выражение общенародной речи, так как человек может, употребляя общенародный  язык, реализовывать его в различных индивидуальных вариациях. Исходя из индивидуализма,  младограмматики искали причины и законы изменения языков не в изменениях человеческого общества, а в изгибах психики отдельного индивида.

Преувеличение роли историзма.  Исторический подход универсализируется и делается обязательным при изучении всех явлений. Он утверждал, что «все языкознание является историческим» и что любой неисторический трактат есть вместе с тем и ненаучный.

В целом более подробного и глубокого изучения языка младограмматики рекомендовали изолированное рассмотрение отдельных явлений языка, меньше обращая внимание на систему (так называемый атомизм младограмматиков).

КАЗАНСКАЯ ШКОЛА

Два главных ее представителя – И.А.Бодуэн де Куртенэ и Н.В.Крушевский. Поскольку оба были поляками, принято считать Казанскую лингвистическую школу направлением польской науки.



Крушевский понимал закон как общее правило, универсальное для всех языков, и выделял не только исторические, но и «статические» законы. Таковы «статический закон звука» («Всякий звук в одинаковых условиях акустически и физиологически приблизительно одинаков у всех индивидов данного говора и времени») и «статический закон звукового сочетания» («со звуком х может сочетаться только звук z1, но не может вовсе сочетаться звук z2». «Однообразие звука и звуковой системы, – писал Крушевский, – а также однообразие звуковых сочетаний суть единственные законы, которым подчиняется каждое без исключения слово данного языка». Динамические законы – это прежде всего законы изменений артикуляций, от них производны законы перехода звуков.

Язык Крушевский рассматривал как одновременно физиолого-акустическое и психическое явление. Развитие языка, согласно его концепции, определяется двумя психическими ассоциациями: по сходству и по смежности; первая ассоциация укладывает слова в системы (в частности, объединяет разные формы одного слова), вторая строит слова (грамматически и семантически связанные) в ряды. Ассоциации по смежности воспроизводят слова в готовом виде, способствуют стабильности в языке; ассоциации по сходству дают возможность создавать новые слова, производить их заново. Развитие языка ученый рассматривал как «вечный антагонизм» между этими двумя силами. Многими своими идеями (разграничение «статики» и «динамики», выявление «статических законов», понимание языка как системы) концепция Крушевского предвосхищали идеи Ф. де Соссюра, а в ряд пунктов была более разработанной: так, законы исторического развития языков Соссюр понимал вполне традиционно, в духе младограмматиков.

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА

одно из ведущих направлений отечественной лингвистики конца 19 в. и 20 в. Сформировалась в Московском университете в 1880–1890-е годы. Создателем школы был Ф.Ф.Фортунатов. В числе его старших учеников были Г.К.Ульянов (1859–1912), А.И.Томсон (1860–1935), А.А.Шахматов; 

Фортунатов выходил за рамки младограмматических концепций и исторического подхода в целом. Увлекавшийся математикой, он стремился к математической точности и в своих лингвистических исследованиях. Если большинство языковедов 19 в. тяготели к рассмотрению языка в логических или психологических категориях, то Фортунатову было свойственно стремление изучать язык, исходя из собственно лингвистических критериев и по возможности не обращаясь к категориям других наук. Его научные интересы во многом лежали в области теории грамматики, где он стремился выявить общие законы грамматической структуры, не связанные с историческим развитием. Фортунатов занимался также типологией, сопоставлением строя языков независимо от их истории и родственных связей. Близкие подходы сохранялись у учеников Фортунатова, некоторые из них, особенно Дурново, впоследствии непосредственно обратились к структурным методам.

Не отказываясь от исторических и сравнительно-исторических исследований, представители фортунатовской школы занимались синхронным изучением языков, прежде всего современных. Областью их специальных исследований были грамматика, позднее также фонология. Значительную роль в становлении и развитии идей школы сыграла деятельность Московской диалектологической комиссии (1904–1931), развернувшей активные исследования русских, украинских и белорусских диалектов.

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА

Женевская школа

        в лингвистике, направление структурного языкознания, непосредственно опирающееся на идеи «Курса общей лингвистики» Ф. деСоссюра. Ведущими представителями Ж. ш. (с 1927) в первом её поколении были швейцарские учёные Ш. Балли и А. Сеше (сотрудники Соссюра и издатели его «Курса»), во втором — швейцарские учёные С. Карцевский, А. Фрей и Р. Годель.

         Основные вопросы, разработкой которых занимались почти все представители Ж. ш.: проблема языкового знака в связи с положениями Соссюра о роли тождеств и различий в системе языка; проблема языка и речи, виртуального и актуального в речевой деятельности; проблемы индивидуальной стилистики; вопросы соотношения психологии, логики и языкознания. Ж. ш. имеет свой непериодический орган — «Cahiers F. de Saussure» («Тетради Ф. де Соссюра», с 1941).








Яндекс.Метрика lists
lists