яэкологияЯ




Внеклассное занятие по экологии

Тема: «я + экология = Я»

Преподаватель биологии МОУ СОШ № 1 г. Ногинска, Московской области Рослая Е.С.

Цель: формирование экологически грамотной личности.

Задачи: активизировать познавательную деятельность учащихся;

-показать человека как часть природы;

— прививать интерес к предмету.

Оборудование: выставка книг, фото с пейзажами природы, кроссворд.

Ход занятия:

Учитель: Здравствуйте ребята!

Сегодня я предлагаю рассмотреть необходимую каждому человеку формулу: я + экология = Я.

Я маленькая – o это каждый из нас. Следующее слово – экология. Что изучает данная наука?

/это наука изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей их средой/

А почему сумма «я» и «экология» равна большому «Я», мы попытаемся выяснить. Поможет нам слово «ЭКОЛОГИЯ»/предлагается кроссворд/, каждая буква которого будет открывать путь к осмыслению это формулы. Нас ждут познавательные и увлекательные выступления моих помощников.

э

к

о

л

о

г

и

я

к

у

т

и

р

р

в

о

к

г

с

и

и

а

л

у

а

т

е

б

о

ш

д

в

н

ы

г

к

к

е

т

и

а

а

н

и

ч

н

р

е

и

о

к

ц

в

и

а

а

й

н

и

у

е

щ

е

р

б

Итак, первое слово нам откроет Ира.

Ира: Для того чтобы открыть слово, надо ответить на мой вопрос:

— Какое дерево считается символом России?

Да, это лиственница. А вот почему я вам сейчас расскажу. / доклад о лиственнице/

Учитель: Так почему русские люди выбрали именно это дерево как символ России? / оно обладает особой прочностью/

Действительно, какое интересное явление, чем дольше вода действует на древесину, тем прочнее она становится. И как важна была лиственница для подводных сооружений человека.

Следующее слово открою я, но если вы мне скажите:

— Как называется способ определения сторон горизонта? /ориентирование/ Открываем букву «О».

Нас сегодня будет интересовать ориентирование без компаса.

Жизнедеятельность каких живых организмов зависит от сторон горизонта?

Древесина – с южной стороны коры сухая и светлая./в хвойных лесах/

Осина и тополь – с северной стороны горизонта покрыта мхом и лишайником.

Камни и валуны с северной стороны горизонта покрыты лишайником и мхом.

Грибы – растут с северной стороны деревьев, пней, кустов.

Ягоды – раньше краснеют с южной стороны деревьев.



Муравейники – располагаются с южной стороны дерева, южная сторона муравейника – отлогая, северная – крутая.

Снег весной тает быстрее с южной стороны.

— Какой мы можем сделать вывод?

/Жизнь живых организмов зависит от сторон горизонта/

Я приглашаю Ваню, открыть следующее слово.

Ваня: Скажите, какая птица года считает?/кукушка/ Открываем букву «К». Доклад о кукушке.

Учитель: насколько сильна взаимосвязь кукушки с деревьями! Как бы, с нашей точки зрения, она себя отрицательно не вила, кукушка имеет право на жизнь.

Следующая буква «Г».

Настя: я предлагаю разгадать кроссворд о грибах.

Учитель: с какими организмами грибы тесно связаны?/животными, растениями, человеком/

Максим открывает следующую букву «И». Доклад об иве.

Учитель: какое важное значение имела ива для русского народа?/лечились, предметы утвари изготовляли, укрепляли берега/.

Очень интересное слово откроет Кристина на букву «О».

Кристина загадывает загадки о живом мире.

Учитель: благодаря чему русский народ мог сочинять такие точные загадки о природе?/наблюдению/

Значит, наблюдение за природой приносит и пользу нашему народу и развлечение.

Прежде чем я открою последнее слово, мне хочется подвести итог под всем сказанным.

Какой вы сделали вывод из выступлений ребят? /все взаимосвязано в природе, ничего нельзя исключить/.

Я открываю последнее слово. Здесь даже 2 слова имеющие важное для всех значение.

/экологический ущерб/.

— Какой экологический ущерб был нанесен природе Ногинского района прошедшим летом?/пожары/

— Как серьезно пострадали организмы лугов полей лесов болот!

— Какова причины такого бедствия?

-Засуха – условия созданные природой,

— Осушение болот – неграмотная, неразумная добыча торфа человеком.

Какое предполагается исправление положения с болотами? /заполнить водой/

Будем надеяться, что люди все просчитают на этот раз.

— А что требуется от нас простых жителей?

/не бросать в лесу окурки, не разжигать костров./

Администрация города еще в мае предупреждала всех жителей, что в лесах складывается опасная ситуация.

Туристам со станции СЮТУР не дали разрешения на костры в походах, хотя они всегда грамотно и аккуратно обращаются с огнем.

Летом вертолеты с пожарными машинами, милиция, экологическая полиция, ГИБДД охраняли лесные массивы от нерадивых жителей Ногинского района. Накладывались штрафы за разведение костров.

Но все эти меры не смогли убедить население отнестись ответственно к предупреждениям.

С экранов телевизоров не однократно слышалось, что огромного размера пожары возникали из-за одного костра, из-за одного окурка, брошенного на землю. Значит, кто-то повел себя по принципу: «Мне надо, а после меня хоть потоп!».

— А как страдало население от пожаров? /Смог стоя все дни круглосуточно. Люди задыхались, попадали в больницы с сердечными, легочными, сосудистыми заболеваниями/.

Плюс страшный экологический ущерб, нанесен природе.

Да, ребята природа наша удивительна, прекрасна. В ней все взаимосвязано. И мы являемся частью ее. Поэтому должны разумно, бережно к ней относиться.

Давайте еще раз обратимся к формуле нашего занятия.

Я – каждый из нас.

Экология – обогащает нас знаниями о нашем огромном доме, частью которого мы являемся.

Я – это тоже мы, но чувствующие себя частью природы. Знающие, что наш дом это луга, леса, реки, озера, со всеми своими жителями.

Здесь вы видите книги, которые помогали нам и помогут вам лучше понять тех, кто живет вместе с нами в одном доме.

Мне очень хочется надеяться, что когда вы вырастите, будите принадлежать к группе людей, которые смогут себя назвать с большой буквы «Я» — они внимательнее, добрее, уважительнее относятся к своему дому – природе.

СПАСИБО за работу всем!.








Яндекс.Метрика lists
lists