формы занятий




Тема 1.4. Требования к современному уроку физической культуры

1 занятие

Тема 1. 4.1. Общая характеристика форм физического воспитания в школе. Физическое воспитание в семье и учреждениях дополнительного образования. – 1 час

2 занятие Урок – основная форма организация занятий, как один из элементов дидактической системы. Типы уроков, классификация уроков в зависимости от решаемых задач – 3часа

Цели и задачи:

Овладеть профессиональными и общими компетенциями

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

Научиться организовывать собственную деятельность

.Различать формы физического воспитания, знать их назначение;

Признаки урочной формы; классификация уроков

развивать мышление, память, учиться анализировать, обобщать информацию

План:

Общая характеристика форм занятий.

Характеристика физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня

Характеристика внеурочной работы по физическому воспитанию в школе

Характеристика форм организации физического воспитания в системе дополнительного образования неурочных форм занятий

Характеристика форм организации физического воспитания в семье

Дом задание: стр учебника 206-213

Открыть учебник выписать определение.

Формы занятий физическими упражнениями способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определённым типом взаимосвязи преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

Запись

Реализация всего многообразия форм физического воспитания школьников организуется в трёх сферах:

В учебных заведениях всех типов (в ОУ);

В организациях и учреждениях, осуществляющих внешкольное дополнительное образование (домах творчествах, ДСШ и т.д);

В условиях семейного быта;

Формы занятий по физическому воспитанию в школе.

Урок Физ –оздоровительные Внеклассная (внеурочная)

мероприятия в режиме

учебного дня

1. Физкультурно оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.

Решаются следующие задачи:

— активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников;

-Поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности;

-Укрепление здоровья и совершенствование культуры движений;

-Содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности;

-Овладение навыками самостоятельных занятий физ.культурой

Утренняя гимнастика до учебных занятий.

Цель – способствовать организованному началу дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Комплексы из 7-9- физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы, выполняемые в течение 6-9 мин ( в младших классах – не более 5-6 мин). Комплексы упражнений обновляются через 2-3 недели. Общее руководство и организация осуществляет учитель ф.к.

Физкультминуткт и физкультпаузы.

Цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упражнений. Продолжительность комплекса – 1-2 минуты.

Игры и физические упражнения на удлинённых переменах

Ежедневные физкультурные занятия в группах продлённого дня.

Это занятия, проводимые как специалистами, так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков.

2. Внеклассные (внеурочные) формы организации занятий.

Формы:

спортивные секции по видам спорта

секции ОФП

секции ритмической и атлетической гимнастики

школьные соревнования

тур. Походы и слёты

праздники физической культуры

дни Здоровья

Цель:

а)содействовать успешному и полному овладению материала по программе «Физическая культура»

б)удовлетворять интересы школьников

в)обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых

Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учётом возраста, пола и интересов школьников

3 Урок

Урок –это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определённый отрезок времени Педагогика (Скаткин М.Н.)

В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Уроки физической культуры в ОУ проводятся 3 раза в неделю по 45 минут. Их основное содержание — двигательная деятельность.

Определить почему урок является основной формой физ. Воспитания в школе.

формы физического воспитания в семье

Учебник стр 209

1.1.перечислить формы самостоятельно

1.2. сформулировать задачи физического воспитания в семье

1.2. определить трудности осуществления физического воспитания в семье

Формы организации физического воспитания в системе дополнительного образования

А)Занятия в ДЮСШ, занятия в физкультурно-оздоровительных центрах

Основное назначение – подготовка к спортивным соревнованиям, направленная на достижение максимально возможного результата по выбранному виду спорта

Формы: соревнования, учебно-тренировочное занятие, утренняя зарядка

Б)Занятия в Детских оздоровительных лагерях

Образовательные задачи, воспитательные задачи, развивающие задачи. Основное назначение — Организация активного отдыха, физическая подготовка, укрепление здоровья, формирование ЗОЖ

Формы: утренняя гигиеническая зарядка, занятия в кружках, секциях, соревнования, спортивные праздники, спортивные КВН, походы, занятия плаванием.

Сделать общий вывод по многообразию форм и аспектам их задач

Вывод: сделать самим, включая:

краткое назначение форм;

почему нужно такое большое количество форм;

характер взаимодействия различных форм;

2 занятие

Урок – основная форма организация занятий, как один из элементов дидактической системы. Типы уроков, классификация уроков в зависимости от решаемых задач – 3часа

Цели и задачи:

Овладеть профессиональными и общими компетенциями

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

Научиться организовывать собственную деятельность

.Признаки урочной формы; классификация уроков в зависимости от решаемых задач

развивать мышление, память, учиться анализировать, обобщать информацию

Современный урок физической культуры, его направленность, содержание, структура – это результат многолетних творческих поисков учёных-специалистов по теории и методике физического воспитания и учителей физического воспитания.

Признаки и преимущества урочной формы:

Является самой массовой формой организованных, систематических, обязательных занятий школьников;

Проводится на базе научно обоснованных документах (ФГОС), рассчитанных на длительные сроки обучения;



деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту;

построение занятия в рамках общепринятой структуры

занятия проводятся в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания;

взаимосвязь последующих занятий с предыдущими;

строго установленное время занятия (45 мин, 1,5 часа);

специально отведённое время (по расписанию);

постоянный состав занимающихся (класс, секция, команда);

однородный возраст занимающихся;

специально отведённое место (спортзал, спорт площадка);

Урок может быть условно принят за один микроцикл функционирования учебно-воспитательного процесса, образующий в последствии циклы сравнительно больших уровней – недельные, месячные, четвертные, годичные, ступенчатые (1-4 кл, 5-9 кл, 10-11 кл)

Понятие «урок физической культуры» определяется как ограниченная во времени единица учебно-воспитательного процесса, ориентированная на достижение завершённой, но частичной цели предмета «Физическая культура»

Урок физической культуры отличается от уроков по другим дисциплинам специфичностью функций, цели, задач, данного предмета, связанной с этим особенностью содержания, формами организации деятельности учащихся, методами обучения, воспитания и развития, комплексным характером их проявления.

На уроках физической культуры реализуются во взаимосвязи и взаимозависимости образовательно-инструктивные, оздоровительно-рекреационные, и воспитательно-развивающие задачи. Учебно-воспитательный процесс проходит дифференцированно с учётом особенностей пола, возраста, физического развития, состояния здоровья., двигательной подготовленности учащихся

. Уроки могут быть организованы на площадках, в спортивных залах, бассейне, на местности, при различных температурных режимах с использованием специального инвентаря и оборудования.

Таким образом, урок физической культуры, будучи основной формой организации учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине, выступает как один из элементов дидактической системы, представленный в структуре дидактических процессов

Сделать общий вывод по многообразию форм и аспектам их задач

Вывод: сделать самим, включая:

краткое назначение форм;

почему нужно такое большое количество форм;

характер взаимодействия различных форм;

2.

Уроки различаются:

1.

уроки общей физической подготовки (ОФП);

используются для всех возрастных групп. Их основная направленность – это всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразные средства и методы, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.

уроки профессионально-прикладной физической подготовки;

проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность – формирование ведущих для конкретных профессий двигательных умений и навыков, а также развитие физических качеств.

спортивно – тренировочные уроки;

являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям

методико-практические занятия.

Проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность – операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности.

Типы уроков

уроки с образовательно – познавательной направленностью

дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению, контролю. Важной особенностью этих уроков является использование учебников.

уроки с образовательно-обучающей направленностью;

используются для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика, л\а и т.д) На этих уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений, описание техники их выполнения и т.п) Уроки проводятся по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач

уроки с образовательно-тренировочной направленностью

используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. (на основе принципов спортивной тренировки: с ориентацией на конкретный результат, повышении объёма и интенсивности); на этих уроках необходимо сообщать соответствующие знания, формировать у них представление о физ. Подготовке и физ. Качествах, физ нагрузке и её влиянии, способам контроля

2. Классификация уроков по признаку решаемых задач: (218)

1.уроки освоения нового материала

Для них характерны широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая моторная плотность;

2. уроки закрепления и совершенствования учебного материала

3. Контрольные уроки

Предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений, навыков и т.п.

4. смешанные (комплексные)

Направлены на совместное решение задач обучения технике движений, воспитание физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и т.д

3.По признаку вида спорта.

Различают уроки гимнастики, лёгкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют своё специфическое содержание, структурное построение и т.д.

Структура урочной формы:

Три составные части:

Подготовительная часть

необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.

Основная часть

обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитание физических и личностных качеств

Заключительная часть

предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия

.

Вывод: сделать самим, включая:

краткое назначение форм;

почему нужно такое большое количество форм;

характер взаимодействия различных форм;

Цели и задачи уроков физической культуры

Генеральная цель – цель предмета на весь период обучения в ОУ – на 11 лет – определить долгосрочную перспективу результатов функционирования учебно-воспитательного процесса (функция цели – системообразующая, диагностическая, управленческая)

Перспективные цели – этапные результаты реализации генеральной цели (нач шк, основ школы, средней школы)

Тактические цели – представление о результатах учебно-воспитательного процесса по годам обучения школьников.

Назначение цели – формирование у учителя образа ожидаемых результатов

Оперативные цели – конкретные параметры ожидаемых результатов по данной дисциплине по периодам учебного года (четверть, полугодие)

Назначение цели – дифференцирование результатов

Текущая цельдидактическая цель. Она содержит противоречие между фактическим уровнем обученности учащихся и его ожидаемыми параметрами. Конкретизация порции материала, минимальная единица, которая должна быть достигнута на данном фрагменте учебно-воспитательного процесса

Урок физической культуры отличается от уроков по другим дисциплинам специфичностью функций, целей. Задач данного предмета, связанной с этим особенностью содержания, формами организации деятельности учащихся, методами обучения, воспитания и развития, комплексным характером их применения. На уроках реализуются во взаимосвязи и взаимозависимости образовательно-инструктивные, оздоровительно-рекреационные и воспитательно-развивающие задачи. Учебно-воспитательный процесс проходит дифференцированно с учётом возраста, пола. Физ развития, состояния здоровья, двигательной подготовленности учащихся. Уроки могут быть организованы на площадках, в спортивных залах, бассейне, на местности при различных температурных режимах с использованием спец. Инвентаря и оборудования.








Яндекс.Метрика lists
lists