формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста




Система работы:

«Система формирования основ экологического сознания у дошкольников»

Пояснительная записка

Система работы: «Система формирования основ экологического сознания у дошкольников»: представляет собой дополнение содержания к программе М. А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду», раздела экологического воспитания дошкольников, исходя из особенностей их развития. В реализации данной программы участниками являются дети 6-7 летнего возраста. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, нацелена на культурно-экологическое воспитание, создание более современного человека в нравственном, мировоззренческом творческом плане, расширении возможностей социального и нравственного воспитания в »процессе обучения и воспитание прежде всего чувства ответственности за собственное поведение, образ собственных мыслей и поступков.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившихся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе ,изменение не только его поведения ,но и смены ценностных ориентиров именно поэтому одним из актуальнейших вопросов современного общества является ,проблема формирования экологической культуры, начиная с дошкольного возраста.

О формировании экологической культуры у дошкольников говорится в указе «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от апреля 1996г в проекте закона «Об .экологической культуре» ст.№6 посвящена образованию в ДОУ.

В период дошкольного детства закладываются основы духовного развития личности, любовь к природе, нормы и правила поведения, формируется базовая система ценностей и нравственная система ценностей и нравственного отношения к окружающему миру.

Родители и работники ДОУ обязаны воспитывать бережное отношение окружающему миру.

Аттестация ДОУ производится при наличии у них программы экологического воспитания детей, просвещения родителей.

Реализация данной системы проводится в форме непосредственно образовательной деятельности, кружковой работы, проектной деятельности индивидуальной деятельности, работы с родителями, экскурсий, продуктивно деятельности : рисование, флористика- работа с природным материалом, просмотров фильмов,и т. д.

Ожидаемые результаты: дети культурно — экологически воспитанные в нравственном, мировоззренческом и творческом плане. Воспитанно чувство ответственности за собственное «поведение, образ собственных мыслей и поступков. Способом проверки результатов является диагностика, проводимая два раза в год(в декабре и мае)

Главная цель программы: : формирование элементарных экологических знаний, осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе, здорового образа жизни, мышления и поведения воспитанников;

— развитие экологического сознания и мышления у воспитанников детского сада и их родителей;

Задачи в работе с детьми:

Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами, умение согласовывать свое поведение с факторами природной среды, рационально использовать природные ресурсы;

Формировать элементарные экологические знания и представления о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека;

Показывать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания, показать многообразие живых организмов и их сообществ;

Формировать навыки и умения по уходу за комнатными растениями и домашними животными;

5. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой;

3. Принципы.

В системе работы я старалась отразить ведущие идеи и понятия современного естествознания и экологии, например: целостность живого организма; целостность связей организма со средой обитания; целостность экосистем в которые, живой организм включается в процессе жизни.

В работе по экологическому воспитанию детей я учитываю следующие принципы:

Преемственность: дошкольники — начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующей ступени – школы. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Научность: содержание занятий должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого — с другой.

интегрированные связи: экологическое образование – часть общего образования, оно имеет интегрированный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, — то есть становлению личности в целом.

Достижение эффективных результатов работы по экологическому воспитанию представляется возможным лишь при соблюдении ряда требований, среди которых особое место занимают:

принцип учета возрастных психологических особенностей детей дошкольного возраста;

принцип эмоциональной комфортности;

принцип экологической безопасности;

принцип учета опыта семейного экологического воспитания, традиций и особенностей организации взаимодействия с природой в семьях.

Разделы системы экологического воспитания.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношения. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования основ экологического сознания, а отношение — конечный результат.

Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Систематические наблюдения показывают, что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных как живых организмах.

Эти сведения следует предоставить в виде системы знаний о растениях и животных на основе центральной связи – взаимодействие организма и среды.

Такая программа содержит знания о комплексе существенных признаков живого (способность к питанию, дыханию, движению, рост, развитию, размножению), его морфо-функциональной целостности, конкретных взаимосвязях растений и животных со средой обитания, особенностях существования в условиях экосистемы (леса, луга, водоемы).

Содержание экологических знаний охватывает следующий круг тем:

Сезонность в природе (вселенная, вода, воздух, почва, сезоны).

Эта тема дает детям представление об основных особенностях, признаках и отличиях каждого времени года, понятие о цикличности временных промежутков, их влиянии на живую природу.

Растения, их связь со средой обитания.

Тема знакомит с растением как живым организмом, который развивается, растет, цветет, дает плоды.

Животные, их связь со средой обитания.

Изучая тему, дети знакомятся с животным, как с живым организмом. Рассматриваются цепи питания.

«Природа – наш общий дом».

Эта тема формирует базовое экологическое понятие о себе, как о жителе планеты земля – части природы, от которой зависит жизнь всего живого.

Человек, гигиена и здоровье.

При ознакомлении с данной темой формируются навыки здорового образа жизни, основные этапы, дающие возможность осознать себя личностью.

«Красная книга» природы.

Тема знакомит с влиянием человека на живую природу.

Объем всех знаний, обозначенный в предложенных темах, разбит на этапы и обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Многие темы позволяют демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточняя и расширяя уже сложившиеся представления. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту, но с разных аспектов формирует у детей устойчивый познавательный интерес.

Система работы по формированию основ

Психологические

особенности

возраста

Общие

понятия

Человек

Гигиена

и здоровье

Сезонность

в природе

Младшая

группа

Осень. Зима. Весна. Лето.

Дождь; снег; град; гроза; ветер.

Погода пасмурная, солнечная.

Холодно. Жарко.

Мальчик. Девочка.

Животные.

Растения: корень,

стебель (ствол), ветви, листья, цветы.

Овощи. Фрукты.

Я – мальчик.

Я – девочка.

У меня есть голова (глаза, рот, уши, волосы).

У меня есть туловище (руки, ноги, пальцы).

Я могу делать руками…; ногами…

Я живой, потому что чувствую боль, время от времени хочу есть и пить.

Обучение детей элементарным навыкам: умываться, чистить зубы, причесываться, мыть руки после…;

полоскать рот после еды, т.е. показать необходимость содержать свое тело в чистоте.

Нельзя: пробовать грязную и очень горячую пищу;

Размахивать перед глазами острыми и колющими предметами.

Осень: погода пасмурная, идет дождь, холодный ветер срывает с деревьев желтые осенние листья. Люди одевают пальто, …

На полях и огородах люди убирают урожай.

Растения и животные готовятся к зимней стуже (как?).

Зима: очень холодно, мороз, водоемы замерзли.

Растения в тихом сне, но живые. Помощь птицам (подкормка).

Весна: солнце греет теплее, тает снег.

Растения оживают. Появляются насекомые.

Лето: изменение погоды, жарко. Цветение трав…

Появление на огороде овощей.

У детей младшего возраста совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и т.д.).

Развивается внимание, интерес к наблюдаемым объектам (в частности к животным и растениям), формируется доброжелательное отношение к ним.

экологического сознания у дошкольников

Растения

Животные

Красная

книга

природы

Природа – наш

общий дом

Формирование социальной

активности

Запомнить: названия

некоторых растений (одуванчик, ветреница, ромашка, мать-и-мачеха), деревьев и кустарников на участке.

Знать (и находить): части растений (корень, стебель (ствол), ветви, листья, цветы, плоды и семена);

основные растительные группы: деревья, кустарники, травы;

Характерные признаки определенных растений.

Знать, что комнатные растения нуждаются в постоянном уходе человека (полив, рыхление и т.д.)

Развитие интереса и бережного отношения к животным.

Умение находить у животных основные части тела;

Узнавать домашних животных, зверей, рыбу, лягушку.

Знакомство с некоторыми приспособлениями животных к условиям жизни и сезонам (условия жизни рыб, диких животных, перелет птиц на юг).

Умение наблюдать за животными природного уголка; помогать птицам зимой; не обижать кошек и собак.

Привитие бережного отношения к любому растению и

животному

Накопление представлений о мире природы.

Установление элементарных связей между наблюдаемыми объектами и явлениями.

Формирование элементарных понятий:

1) человек;

2) животное – живое существо.

Начало формирования первого уровня (нравственное представление).



Развитие интереса и бережного отношения к живому.

Воспитание положительного эмоционального отношения к природе.

Средняя

группа

Человек. Девочка.

Мальчик. Ребенок.

Мои помощники – руки, ноги, глаза, уши, нос.

Помощь родителям, другу…

Время суток. Время года.

Погода (солнечно, пасмурно,

тепло, жарко, холодно).

Небо. Солнце. Луна.

Водоемы: река, озеро.

Растения: деревья, кустарники, травы, грибы.

Овощи. Фрукты.

Животные: домашние, дикие, птицы, рыбы.

Лес: взаимосвязь смысловых целостностей.

Я→девочка (мальчик) →ребенок→ человек.

У меня есть:

— руки (это мои помощники);

— уши (слышу);

— глаза (вижу);

— ноги (хожу, бегаю);

— нос (дышу).

У некоторых людей не видят глаза, не слышат уши – им тяжело.

Я не должен смеяться над этим.

Я могу им помочь.

Мне не обойтись без своих помощников – рук, ног, глаз и т.д. – поэтому я учусь их оберегать (от грязи, ушибов).

Выработка умения и потребности в содержании в чистоте и порядке не только своего тела, одежды, но и всего, что нас окружает.

Учить детей находить элементарные связи животного и растительного мира в связи с сезонными изменениями (наблюдение за небом: Почему облака быстро плывут? → дует сильный ветер; Почему стало пасмурно? →солнце скрылось за тучами).

Одежда людей в связи с сезонами.

Побуждение детей к самостоятельным высказываниям.

Наблюдение за домашними животными в момент линьки и т. д.

Наблюдение за птицами зимой (знать для чего кормушки, скворечники).

Дети 4-5 лет сензитивны к разным видам познавательной деятельности.

В этом возрасте происходит становление

произвольности, интенсивное развитие

разных форм мышления.

Быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети этого возраста любознательны.

Это возраст I ступени формирования осознанного отношения к животным и растениям,

к себе как части природы.

Детям доступно понимание простейших связей смысловой целостности.

Первоначальные знания о лесе. Растения леса (деревья, кустарники, травы, грибы).

Уточнение сведений об овощах и фруктах, месте их произрастания (огород, сад). Употребление в пищу.

Знакомство с комнатными растениями, их разнообразием.

Формирование понимания – растение живое, и жизнь его целиком зависит от ухода за ними человека.

Вызвать желание ухаживать за растениями природного уголка сада.

Привитие элементарных навыков ухода за комнатными растениями.

Дальнейшее знакомство с внешним строением тела у животных; покровом тела у зверей как характерной особенности (приспособлению к сезонам).

Поведение, питание, движение, отдых животных.

Знать: земноводные (лягушка); пресмыкающиеся( ящерица, черепаха); насекомые(муха, муравей, жук, бабочка).

Наблюдение за аквариумными рыбками, их поведением.

Формирование понимания – жизнь животного природного уголка целиком зависит от человека.

Учить ухаживать за животными природного уголка.

Продолжать воспитывать чувство бережного отношения любому животному организму.

Дать сведения об охраняемых растениях:

1. Ветреница дубравная.

2. Ландыш.

3. Кувшинка.

Формирование смысловых целостностей.

Формирование и осмысление различных целостных систем на основе уже накопленных и вновь полученных представлений о мире.

Осмысление взаимоотношений с окружающей средой и определение собственного отношения к ней.

Формирование уровней:

1. Нравственных представлений.

2. Овладения элементарными практическими навыками и умениями.

Обучение несложным действиям по уходу за комнатными растениями и животными природного уголка.

Подкармливание птиц в зимний период.

Старшая

группа

Живая и неживая природа.

Организм.

Органы (легкие, желудок).

Рост. Питание. Дыхание.

Гигиена, здоровье.

Хвойные и лиственные деревья.

Культурные и сорные растения.

Фенологические наблюдения: сезонные явления, приспособление.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




Яндекс.Метрика lists lists