физика 7 — 9 классы




Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Любачанская средняя общеобразовательная школа»

Утверждена Введена в действие

на заседании педсовета Приказ № ____ от _____________

Протокол № ___ от ________2013 г. директор школы ___________

Председатель _________________ Т.Н. Алфимова

М.Н. Крюкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу физики

9 класс (базовый уровень)

На основе авторской программы

А.В. Перышкина, Е.М. Гутника

Составитель: Подколзина Светлана Викторовна,

учитель физики, I квалификационная категория

2013 год

Содержание

Пояснительная записка_______________________________________3

Требования к уровню подготовки_______________________________5

Основное содержание с распределением учебных часов по разделам

курса ____________________________________________________7

Формы контроля ___________________________________________10

Учебно-тематический план ___________________________________11

Календарно-тематическое планирование________________________12

Учебно-методический комплекс _________________________________ 19

2. Пояснительная записка

Программа составлена на базе Образовательного минимума содержания физического образования и с учетом содержания учебника А.В. Перышкин, Е.М.Гутник «Физика 9 класс» (с сеткой 2 часа в неделю, всего 68 часов )

Физика – наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому, как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества, одновременно формируя научное мировоззрение. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в данной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей :

формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира;

развитие мышления и творческих способностей обучающихся, стремления к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

развитие научного мировоззрения обучающихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;

развитие познавательных интересов обучающихся и помощь в осознании профессиональных намерений ;

знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни;

При составлении программы были использованы:

планирование Е.М. Гутник и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. — М.: Дрофа, 2004

федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;

региональный базисный учебный план основного общего образования по физике;

авторская программа Физика 7 — 9 классы, Пёрышкина А.В., Гутника Е.М.

Планирование авторов учебника хотя и составлено из расчёта 2 часа в неделю (68 ч в год) что соответствует региональному базисному учебному плану, но некоторые темы, обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (Правило Ленца, явление самоиндукции, колебательный контур, испускание и поглощение света атомами и ряд других), не включены в планирование авторов учебника. Именно это потребовало совмещения отдельных тем для высвобождения учебного времени, а также изменения количества часов на изучение предусмотренных разделов.

Используемая литература

1. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.

3. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011 г.

4.Гутник Е.М. и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. — М.: Дрофа, 2004.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса физики ученик должен:

Знать / понимать:

Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение

Смысл физических величин: скорость, путь, ускорение, сила, импульс, период, частота, энергия связи, дефект масс.

Смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения. сохранения импульса,

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, дисперсию, свойства ЭМВ

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, скорости, периода, частоты колебаний

Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника и его частоты от длины нити, периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза,

Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ

Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях

Решать задачи на применение изученных физических законов

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично)

Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

3. Основное содержание с распределением учебных часов по разделам

курса физики 9 класса с указанием обязательного демонстрационного эксперимента и обязательных лабораторных работ.

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Законы взаимодействия и движения тел (25 часов)

Материальная точка. Система отсчета и относительность движения. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость равномерного и равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Центр тяжести тела. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Открытие планет Нептун и Плутон. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Основы кинематики (9 часов)

Обязательный демонстрационный эксперимент

Равномерное прямолинейное движение

Равноускоренное движение

Лабораторные работы.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

Основы динамики (12 часов)

Обязательный демонстрационный эксперимент

Относительность движения

Явление инерции

Второй закон Ньютона

Третий закон Ньютона

Свободное падение тел в трубке Ньютона

Направление скорости при равномерном движении по окружности

Лабораторные работы.

2.Исследование свободного падения тел

3.Законы сохранения в механике (4 часа)

Обязательный демонстрационный эксперимент

Закон сохранения импульса

Реактивное движение

Механические колебания и волны. Звук (9 часов)

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Период, частота, амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Математический маятник. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в среде. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Тоны и обертоны звука. Громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Звуковой резонанс. Ультразвук и инфразвук. Интерференция звука.

Обязательный демонстрационный эксперимент

Механические колебания

Зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза

Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити

Превращение энергии при механических колебаниях

Механические волны

Звуковые колебания

Условия распространения звука

Лабораторная работа.

3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины

Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны

(18 часов)

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Электрогенератор. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Получение переменного электрического тока. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Интерференция света. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет — электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Обязательный демонстрационный эксперимент

Электромагнитная индукция

Правило Ленца

Самоиндукция

Электромагнитные колебания

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле

Устройство генератора переменного тока

Устройство трансформатора

Передача электрической энергии

Свойства электромагнитных волн

Принципы радиосвязи

Дисперсия белого света

Лабораторная работа

4. Изучение явления электромагнитной индукции

Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления

( 16 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона. Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Альфа- , бета- и гамма — излучения. Период полураспада. Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Источники энергии солнца и звёзд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных станций.

Обязательный демонстрационный эксперимент

Модель опыта Резерфорда

Наблюдение линейчатых спектров излучения

Наблюдение треков в камере Вильсона

Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц

Лабораторные работы.

5. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

6. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

Формы и средства контроля

В ходе изучения курса физики 9 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 5:

Контрольная работа №1 по теме « Равномерное и равноускоренное движение»

Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

Контрольная работа №3 по теме « Колебания и волны. Звук»

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока (от 10 до 20 минут).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




Яндекс.Метрика lists
lists