философия-альтернативные концепции




 Природа человека и смысл его существования 1. Философская антропология о природе и сущности человека. Философская антропология – это философское учение о человеке. В философии сложились три подхода к определению природы и сущности человека: 1. Субъективистский подход: человек – это, прежде всего, его внутренний, субъективный мир. Наиболее полно этот подход представлен в философии экзистенциализма. 2. Объективистский подход: человек – это продукт и носитель внешних, объективных условий существования. Этот подход характерен для материалистических философских учений. 3. Синтезирующий подход: человек – это единство внутренней субъективности и внешней объективности. Этот подход представлен, например, в философском учении Э. Фрома (ХХ вв.): сущность человека в противоречии между конфликтующими в нем мирами – животным (природа) и духовным (собственно человеческим). ^ 2. Биологическое и социальное в человеке, их соотношение и взаимосвязь. Человек есть живая система, которая представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и пожизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям: он рождается, живет, воспроизводит свое потомство и умирает, как все живое в этом мире. Как существо, обладающее разумом, как личность человек относится к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Человек наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако, природные анатомо-физиологические задатки человека развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в результате овладения языком, культурой, навыками той социальной среды, в которой онродился и воспитывался. ^ 3. Проблема антропосоциогенеза. Альтернативные концепции происхождения человека. Проблема антропосоциогенеза – это проблема возникновения и становления человека и человеческого общества, формирования человека как существа биосоциального. В современной научной картине мира антропосоциогенез предстает как процесс со многими неизвестными. Существует ряд концепций происхождения человека, важнейшими из которых являются следующие: 1. Классическая эволюционная теория Дарвина происхождения человека путем естественного отбора от обезьяноподобного предка. 2. Трудовая теория антропогенеза (Ф. Энгельс и др.), согласно которой, именно с трудом связано развитие руки, речи, мозга, мышления, социального коллектива. 3. Эволюционная теория антропогенеза П. Тейяра де Шардена, согласно которой, переход от предчеловека к «человеку разумному» это скачок в антропогенезе, который был определен внутренними силами самого организма нашего предка. ^ 4. Проблема смысла жизни. Под смыслом жизни в философии подразумеваются те ценности, которые реализует человек в своих поступках. В этом понимании смыслом жизни обладают все люди, но философов всегда интересовал высший смысл человеческого бытия. Существует несколько принципиально отличных друг от друга концепций смысла жизни: 1. Смысл жизни изначально задан человеку свыше (мировым духом, богом) и как высший смысл раскрывается в стремлении к богоподобию. 2. Смысл жизни определяется неизменной сущностью человека, т.е. высшими ценностями добра, блага, мужества и т.д., в реализации которых состоит высшее назначение человека. 

3. Смысл жизни зависит от тех ценностей, которые человек выбирает в данной реальности своего существования, он тем значительней, чем ближе эти ценности к идеалу человека данной эпохи. С проблемой смыла жизни связан вопрос о том, как человек распоряжается даром жизни, единственный раз предоставленным ему фактом рождения. ^ 5. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность». Условия и механизмы формирования личности. «Человек» -это родовое понятие, которое олицетворяет человеческий род в целом, это родовое существо. «Личность» -это индивид, т.е. отдельный человек, который осознает себя субъектом общественной жизни, осознает свое собственное «Я». «Индивидуальность» -это понятие, выражающее самобытность, своеобразие индивида. Чтобы стать личностью, индивид должен быть включен в социальное бытие, в ту систему ценностей, прежде всего, этических норм, которые действуют в обществе. Индивид становится личностью через осознание свободы и ответственности. Ответственность не существует без свободы, свобода не может быть абсолютной. Подлинное развитие личности возможно только в свободном обществе, в котором каждый индивид осознает свою ответственность за поступки. ^ 6. Свобода и творчество как высшие ценности личности. Свобода и творчество – это такие ценности, которые возвышают личность над ее природной основой и в известном смысле даже преодолевают ее, оставляя свой след и плоды своей деятельности и после биологической смерти. В широком смысле, свобода всегда есть свобода выбора, прежде всего, целей и средств их достижения, но именно выбора, а не произвола, поскольку человек живет в реальных условиях, с которыми не может не считаться. Мера свободы зависит от конкретных условий, которые из-меняются от эпохи к эпохе. С наибольшей полнотой свобода личности проявляет себя в творчестве, т.е. деятельности по созданию новой материальной и духовной реальности (техническое, художественное, научное и другие формы творчества). Творчество без свободы неосуществимо.

Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. В социальной философии разработаны две концепции общественного развития – формационная и цивилизационная. Формационная концепция основана на понятии общественно-экономической формации – типе общества, который характеризуется специфическим экономическим базисом (экономическим способом производства) и соответствующими ему идеологической надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Понятие общественно-экономической формации позволяет представить историю в виде ряда последовательных ступеней, образующих линию прогресса. К. Маркс выделял пять таких ступеней: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации. Цивилизационная концепция основана на понятии цивилизации. Единого определения цивилизации до сих пор не выработано.В самом общем виде, цивилизация –это общество, которое характеризуется специфической социальной организацией, а также всей совокупностью материальных и духовных достижений. Согласно цивилизационной концепции, ход истории приводит к образованию многих цивилизаций, которые так или иначе взаимодействуют друг с другом. Формационная и цивилизационная концепции – это два среза единого исторического процесса, которые взаимно дополняют друг друга.








Яндекс.Метрика lists
lists