философия краткий курс




Философия — (гр. fileo — любовь, sofia — мудрость) — это особая форма общественного сознания, теоретически сформулированное мировоззрение, отличающееся от других форм способом осмысления, степенью разработанности проблем и методов. Первые философские школы возникли более 2500 лет назад на территории Древнего Китая и Индии, в Египте, достигнув своей классической формы в Древней Греции. В буквальном толковании: философия — любовь к мудрости — впервые встречается у Пифагора, специалисты по античной философии утверждают, что термин «философия» в качестве названия особой сферы знания употребил Платон. У Аристотеля под философией понимается учение о всеобщем, противостоящим мифологии и частным наукам.                                                                                                                                                               В своем становлении философия прошла ряд сложных этапов, которые способствовали ее выделению в самостоятельную науку. Формируясь на основе противоречий между мифологическим мировоззрением и зачатками научных знаний (по Аристотелю — протознания или первая философия), она требовала объяснения природных, причинных связей, способствуя вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытесняющих мифологическую картину мира. Философию превращается по М.М. Бахтину в «метаязык всех наук». С развитием науки приобретает новое содержание основной вопрос философии. Вычерчивается предмет и объект философского знания.  Истоком возникновения философии является мировоззрение. Мировоззрение определяют как 1.совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом.2. система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.Причем выделяют три типа мировоззрения:· Мифологическое· Религиозное· Философское (Научно-философское)Мифология ( от греч. mifos — предание, logos — слово, понятие, учение ) — форма общественного сознания, характерная для ранних стадий общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. Миф — наиболее ранняя форма духовной культуры человека — объединил в себе культуру, зачатки различных верований, политических взглядов, искусства, философии. Целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающего в себе реальность и факт, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. В поисках ответов на мировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, религия и философия избрала разные пути. Религия (лат. religio — благочестие, набожность, святость) — такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний — земной, естественный — сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения выполняет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, религия — это такой тип мировоззрения, при котором человеческое отношение к миру постоянно пропускается через особое существо (Бог), наделенное чертами сверхъестественности.В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, поискам веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиции знания, разума. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.Философия как особое знание определяет главное содержание и направленность мышления, формирование идеалов, позиций, убеждений людей. Иными словами, она из знания может превращаться в мировоззрение. Философия как область знания и как элемент мировоззрения имеет различные признаки и формы существования. Философия как область знания это образы в сознании, отражающие бытие, его свойства, общие закономерности. Часть философских знаний можно доказать или опровергнуть экспериментально. Но значительная часть философских знаний может быть обоснована лишь логически или приниматься человеком на основе выбора. Философские знания в отличие от философского мировоззрения нейтральны по отношению к интересам субъектов, способа и формам их жизнедеятельности.2. Предмет (круг вопросов) философии, его историческое изменение. Структура (сферы или области) философского знания.ФИЛОСОФИЯ (греч. — любовь к мудрости), форма обществ, сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное, и эстетическое отношение человека к мируПредметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:онтология (учение о бытии);гносеология (учение о познании);человек;общество. В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:сущность бытия;происхождение бытия;материя (субстанция), ее формы;сознание, его происхождение и природа;взаимоотношение материи и сознания;бессознательное;человек его сущность и существование;душа, духовный мир человека;общество и человек;духовная сфера жизни общества;материально-экономическая сфера жизни общества;социальная сфера общества;общественно-экономические формации, цивилизации;перспективы человека, общества;экология, проблемы выживания;особенности познания;движение;философские категории;диалектика и ее законы;иные вопросы.Предмет Философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки и самого философского знания. Философия зародилась на заре человечества в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Др. Греции. По свидетельству античных авторов, слово «Философия» встречалось у Пифагора, а в качестве названия особой науки термин «Философия» впервые употреблялся Платоном. Зарождение Философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением обществ, потребности в изучении общих принципов бытия и познания Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления.По мере накопления частных научных знаний, выработки специальных  приёмов исследования начался процесс дифференциации нерасчленённого знания, выделения математики, астрономии, медицины и др. наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась Философия, происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология — учение о бытии (или о первоначалах всего сущего), гносеология — теория познания, логика — наука о формах правильного (то есть связного, последовательного, доказательного мышления), философия истории, этика, эстетика. Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между Философией и частными науками протекает всё более ускоренными темпами. Взаимоотношения между Философией и частными науками носили противоречивый характер; поскольку последние ограничивались преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоретическими вопросами этих наук занималась Философия. Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвлённую систему знания. Все известные явления мира оказались в «частном» владении той или иной спец. науки. Однако в этой ситуации Философия отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более чётко самоопределиться в системе научного знания. Каждая наука исследует  систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом Философии.Структура философского знанияВ первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике – очевидно, считая их также разделами философии.Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях – «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику – в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др.Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика – учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика – учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика – теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры.3. Место и роль философии в культуре: основные функции и значение философских знаний.Каждый из нас слово «философия» так или иначе увязывает со словом «культура». И это правильно, ибо между ними существует глубокая связь, хотя бы в том плане, что и философия, и культура характеризуют присущую только людям сферу жизнедеятельности. А если их сопоставить, то станет ясным, что понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «философия». В сферу культуры помимо философии входят мифология, религия, наука, искусство, политика и т.д. Культурой называют все то, что создано с помощью ума, сердца и рук человека. Культура есть сотворенные человеком материальные и духовные ценности. Вместе с тем, культура – не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность.Таким образом, в понятии «культура» отражена специфика человеческого способа бытия. Культура есть то, что отличает человека от животного. Что касается «философии», то ее, как правило, относят к сфере духовной культуры, к сфере далекой от материальной жизни, от повседневных проблем. Слово «философия» производно от древнегреческого слова, обозначающего «любовь к мудрости», но, пользуясь им в повседневной жизни, мы часто вкладываем в него другой смысл. Иногда под философией понимают отношение к определенной деятельности, когда мы говорим: «Мне не нравится твоя философия жизни» или «У него своя философия бизнеса» и т.д. Слово «философия» используется всякий раз, когда хотим выразить что-то долгосрочное, вечное, глубокое, сложное, серьезное. Таковы сочетания «философия политики», «философия образования», «философия науки», «философия воспитания» и т.п. Порой советуют относиться к чему-либо «философски», не руководствуясь сиюминутными настроениями и соображениями. Словом, вне зависимости от многообразия значений, вкладываемых в слова «философия», «философский» в обыденной речи, мы ощущаем, что они связаны с каким-то видом чрезвычайно сложной духовной (умственной) деятельности далекой от реальной материальной жизни и практической пользы. Как бы предвидя такую участь философии, великий древнегреческий философ Аристотель подчеркивал, что от философии не нужно ждать сиюминутной практической отдачи. По своей сути философия связана не с решением частных прикладных, то есть тактических задач, а со стратегией человеческой жизни, со свободой человека. Философия – удел свободного человека. Она нужна людям, которые берут на себя груз ответственности за свою жизнь и за свою судьбу, отвечают за свой выбор, за свои решения. Но это лишь одна сторона  философии. Другой его стороной является способность к абстрактному мышлению, умение оперировать воображаемыми объектами, то есть вырабатывать «мысли о мыслях». Это процесс называют рефлексированием, а по-простому, философствованием. Почти каждый человек в душе своей «немножко философ», иногда сам того не понимая. Великий немецкий мыслитель Иммануил Кант относил философию к естественным склонностям души. Действительно, каждый человек рано или поздно задается вопросами: в чем смысл жизни? что есть истина? возможно ли бессмертие? быть или не быть? и т.п. Кант обобщил их в три и назвал философскими: что я могу знать? что я могу делать? и на что я могу надеяться? Человек так или иначе отвечает на эти вопросы.Философию нельзя выучить как физику или химию. Философские воззрения должны быть самостоятельно выработаны, выстраданы личным опытом на пути личных, собственных исканий истины. Философские идеи не передаются сугубо «книжным» путем из «головы в головы». Они воспринимаются не только «головой», то есть разумом, но и «сердцем», то есть чувствами.Этой особенностью определяется место философии в культуре. В самом общем виде можно выделить два основания культуры: знания, отраженные в понятиях и выраженные в языке, а также ценности, определяющие интересы людей и удовлетворяющие их потребности. Философия синтезирует знания и ценности в одно целое, другими словами – философия рефлексирует над основаниями культуры. При всем разнообразии подходов к пониманию философии, никто не оспаривает тот факт, что философия представляет собой одновременно и знания, и ценности. Философия передает знания и ценности грядущему поколению в специфической рациональной, то есть в мысленной форме, вырабатывая «мысли о мыслях». Философское знание не является знанием о фактах. Оно представляет собой размышления об отражении этих фактов в других культурных формах: науке, искусстве, религии, морали, политике и праве.Философия связана с жизнью, ибо черпает свои проблемы из них. Однако между философией и жизнью так или иначе располагается мысль. А с другой стороны, философствование всегда выводит человека за пределы жизненного и научного опыта. Оно ориентировано на предельные основания, конечные причины и призвано заглянуть за горизонт известного. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что «должно быть», а не того, «что есть». Именно поэтому философия становится наиболее эффективной хранительницей идеалов культуры как специфически человеческого способа бытия. Философия позволяет человеку самореализовать свою личность в рамках господствующей картины мира и парадигмы мышления. Поэтому она выступает одновременно и мировоззрением, и методологией, выполняя их функции. Философия – это методология, являющаяся мировоззрением, и мировоззрение, выступающее в роли методологии. Эту особенность Карл Маркс выразил так: философия должна не просто объяснять мир (быть мировоззрением), а быть средством его изменения (быть методологией). А по мнению Альберта Швейцера, наиболее существенной является ценностно-ориентационная функция философии, превращающая ее в «страж культуры». Философия призвана предупреждать людей о кризисе духовных ценностей. Чтобы понять, как это она делает, нужно изучить другие формы реализации выделенных функций, а также типы самоопределения философии. 4.  Проблема основного вопроса философии. Противоположность материализма и идеализма,их формы и разновидности Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:объективный идеализм;субъективный идеализм;материализм;вульгарный материализм;дуализм;деизм;гносеологической (познавательной) стороны:гностицизм;агностицизм;эмпиризм (сенсуализм);рационализм.  1. Онтологическая сторона основного вопроса философии.Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:материализмидеализм;дуализм.Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:материя реально существует;материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;материя существует и различается по своим внутренним законам;сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;сознание определяется материей (бытием).Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократический Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVIIв.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в. Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях:объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);субъективный идеализм (Беркли, Юм).Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:реально существует только идея;идея первична;вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;«мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);«мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь –воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:все существует только в сознании познающего субъекта (человека);идеи существуют в разуме человека;образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм. Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).2. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:эмпиризмом (сенсуализмом);рационализмом.Основателем эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:мир познаваем;возможности познания неограниченны.Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):мир непознаваем;возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Яспер, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам  Древней Греции относятся:милетская школа:школа пифагорейцев;школа Гераклита Эфесского;элейская школа;атомысты.Характерными чертами досократических философских школ являлись:ярко выраженный космоцентризм;повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;поиск первоначала, породившего все сущее;гилозоизм (одушевление неживой природы);доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана( Милета) . Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: выступали с материалистических позиций;  занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными; пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»); искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: первоначально всего сущего считал воду («архэ»);представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);допускал наличие множества богов;считал центром вселенной Землю;точно определил продолжительность года – 365 дней;сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:первоначалом всего сущего считал «апейрон» — вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:первопричиной всего сущего считал воздух;выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);считали единицу мельчайшей частицей всего;пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).Гераклит Эфесский.Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):первоначалом всего сущего считал огонь;вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;выступал за материальность человеческой и мировой души;был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.Элеаты:изучали проблемы познания;жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» — мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых:старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.2. Характерные черты философии софистов.Для софистов характерно:критическое отношение к окружающей действительности;стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;неприятие основ старой, традиционной цивилизации;отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.Примером данного умозаключения является «рогатый» софизм:«То, что не потерял, ты имеешь,ты не потерял рога;значит ты их имеешь».Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:критически взглянули на окружающую действительность;распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителямиФилософия Сократа.Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:любое знание есть добро;любое зло, порок совершается от незнания.Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом – цикутой.Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:способствовал распространению знаний, просвещению граждан;искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д.;открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;ввел диалогический метод нахождения истины – путем ее доказательства в свободном споре, а не декларированная, как это делал ряд прежних философов;воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ».«Сократические школы» — философские учение, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу «сократических школ» относится:Академия Платона;школа киников;киренская школа;лигарная школа;элидо-эритрийская школа.Эллинистический период в развитии античной философии  — конец 4 в. — 1 в. до н. э.). В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья.Стоики представляли мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом, эпикурейцы – как различные образования атомов, скептики призывали воздерживаться от какого-либо утверждения о мире. Различно понимая пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданиям. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм.Следующий этап античной философии приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. В последние века своего существования главенствующей школой античности была платоническая, воспринявшая влияния пифагореизма, аристотелизма и отчасти стоицизма. Для периода в целом характерен интерес к мистицизму, астрологии, магии (неопифагореизм), различным синкретическим религиозно-философским текстам и учениям (Халдейские оракулы, гностицизм, герметизм).Особенностью неоплатонической системы было учение о первоначале всего сущего – Едином, которое превыше бытия и мысли и постижимо только в единении с ним (экстазе). Как философское направление неоплатонизм отличался высоким уровнем школьной организации, развитой комментаторской и педагогической традицией. Его центрами были Рим (Плотин, Порфирий), Апамея (Сирия), где была школа Ямвлиха, Пергам, где основал школу ученик Ямвлиха Эдесий, Александрия (главные представители – Олимпиодор, Иоанн Филопон, Симпликий, Элий, Давид), Афины (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл, Дамаский).Детальная логическая разработка философской системы, описывающей иерархию мира, рожденного от первоначала, сочеталась в неоплатонизме с магической практикой «общения с богами» (теургией), обращением к языческой мифологии и религии.



В целом же Новое время ознаменовалось бурным развитием естественных и точных наук. Основные представители Френсис Бэкон. Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1561—1626). Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Постижение законов природы возможно путем анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть исходил из индукции. Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков». «Призрак рода» заключается в стремлении человека описать мир по аналогии с жизнью, господствующей в обществе; «призрак пещеры» — в зависимости от своих субъективных пристрастий; «призрак рынка» — в зависимости от расхожего мнения остальных; «призрак театра» — в слепом подчинении авторитетам. Был глубоко верующим человеком, разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с помощью опыта и разума). Томас Гоббс— английский философ, автор трактата «Левиафан». Приверженец сенсуализма и фатализма, рассматривал волю как «силу природы». Был сторонником механистической картины мира, согласно которой объективно существуют лишь тела, а такие характеристики как размер, вес и т. п. субъективны. Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего», но при этом не вмешивающуюся в земные дела. Основной предмет его философии — человек как гражданин государства. Считает, что государство было создано в результате общественного договора, но потом отошло от людей и стало над ними господствовать. Суть добра и зла определяет государство, а остальные люди должны этих критериев придерживаться, поскольку деятельность государства должна быть направлена на обеспечение блага людей. Государство должно заботиться об интересах и счастье народа. Рене Декарт (1596—1650) — французский математик и философ. Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма. Впервые ввел идеи эволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений. Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, здесь он сближается с античными философами. В этом вопросе он придерживается дуализма, разделяя субстанцию на два вида: материальную, бесконечно делимую, которую можно описать механическими представлениями, и неделимую духовную, постижимую только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа.  Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания. В этом вопросе он преодолел философский скептицизм. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую». Блез Паскаль (1623—1662) — знаменитый французский философ, физик, математик и писатель. Плодотворно поработав в области естествознания и математики (он является одним из «отцов» теории вероятностей), он разочаровался в них и перешел к изучению религии и философской антропологии. Он считал, что «доводы разума», постоянно колеблющегося между сомнениями и уверенностью, ниже «доводов сердца». Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677) в отличие от Декарта придерживается монизма, рассматривая Вселенную как нечто, состоящее из одной субстанции (идея субстанционального единства мира), соединившей в себе духовное и материальное начала, являющейся причиной самой себе. Отвергал, таким образом, христианскую идею «творения Богом мира из ничего». Единая субстанция по его мнению обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. Мышление таким образом приписывалось всему, а не только человеку. В своей философии большое место уделял пониманию диалектического единства вещей: конечного и бесконечного, единого и многого, свободы и необходимости («свобода есть осознанная необходимость», «истина открывает и саму себя, и ложь»). Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) был очень разносторонним ученым, но наибольшее значение имеют его работы по философии. Он считал, что мир состоит из мельчайших элементов — монад, духовных и материальных начал, обладающих вместе с тем движущей внутренней силой. Единство монад есть результат Богом «предустановленной гармонии».Отрицал существование пространства и времени отдельно от материи, считая пространство местом существования вещей, координирующим их положение, а время — фактором, описывающим последовательность состояний объектов Дэвид Юм (1711—1776) — английский философ, историк, экономист и публицист, представитель агностицизма. Считал, что опыт не может быть критерием истинности знания, поскольку он лишь «поток впечатлений», в котором нельзя разделить причину и следствие. Опыт таким образом нельзя объяснить логически, а потому он не может давать истинного знания. Юм поэтому делает вывод о невозможности объективного познания причинности явлений. Он утверждал, что источником нашей уверенности является не теоретическое знание, а вера.

Немецкая классическая философияНемецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII – первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:Иммануила Канта (1724 – 1804);Иоганна Фихте (1762 – 1814);Фридриха Шеллинга (1775 – 1854);Георга Гегеля (1770 — 1831);Людвига Фейербаха (1804 — 1872).В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);субъективный идеализм (Фихте);материализм (Фейербах).Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;особое внимание уделила проблеме развития;значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;взглянула на историю как на целостный процесс.Основоположником  немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804).) — профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докритический» и «критический». В «докритический» период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом.В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».Теория развития И. Канта базируется на космологической гипотезе, согласно которой Земля и другие планеты возникли естественным путем из первичной туманности. Природа находится в постоянном изменении и развитии. Движение и покой относительны. Все живое на Земле, в том числе и человек — результат естественной биологической эволюции. В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы природы.В теории познания И. Кант отстаивает идею агностицизма. Разум человека наталкивается на неразрешимые противоречия, которые И. Кант называл антиномиями. Например, антиномия: Мир конечен — Мир бесконечен.Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза.Инструментом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории — единство, множество, цельность. Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства». Оригинальность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что философ связывает его с «незаинтересованным», бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожделения, и поэтому оно выше всех других чувств. Воплощением эстетического духа является художник, который творит свой мир свободно. Социально — политические взгляды И. Канта базируются на следующих постулатах. Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека — в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону. И. Кант выдвинул идею демократии и правового порядка, как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях, осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества. Философ предсказал в будущем «вечный мир». Войны будут либо запрещены правительством, либо станут экономически невыгодными.Дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона – из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;сформулировал моральный закон («категорический императив»);выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.Георг Гегель (1770 – 1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко  обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.Исключительная заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.Иоган Фихте (1762 – 1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я – концепция»). Фридрих Шеллинг (1775 – 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.Людвиг Фейербах (1804 — 1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.Немецкая классическая философия конца XVIII — середины XIX столетия является вершиной мировой философской мысли, поскольку в ней философия показала себя в ее высочайшем, «чистейшем» виде: она, по словам Гегеля, «средствами движения только мировоззренческих категорий показала нам мир и наше место в этом мире».Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности.

11. Учение о бытии. Формы и структура бытия. Понятия материального и идеального.Бытие – это совокупность всего сущего, единство форм и способов существования, оно представляет собой особенное специфическое существование, которое характеризуется некоторым набором свойств. . Выделяют: 1) материальное бытие (существование солнечной системы); 2) идеальное бытие (мысль о существовании солнечной системы); 3) субъективное бытие (благодаря человеку). Материальное бытие всегда объективно. Среди материальных форм бытия выделяют следующие уровни: 1) природные и неорганические формы; 2) природные и органические формы (биологические); 3) социальные формы бытия; 4) искусственные формы бытия (техника). Множество идеальных разновидностей бытия распадается на два подмножества: 1) объективное идеальное бытие (законы мышления); 2) субъективное идеальное бытие (зависит от сознания).Последние два десятилетия 20в появляется новая форма бытия, благодаря техники, виртуальная реальность.Многообразные формы бытия существуют взаимосвязано и образуют единую, предельно-общую структуру, в которой исчезают все различия между формами бытия, и эта форма бытия выражается категорией мира.Мир – мироздание – есть единая целостная совокупность всевозможных форм и уровней бытия. Он заключает в себе всю реальность без исключений.Все трактовки бытия сводятся к трем концепциям: 1) материалистическая – под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Существует вне и независимо от нашего сознания; 2) объективно-идеалистическая – бытие это объективно существующая идея (Гегель, Платон); 3) субъективно-идеалистическая – бытие связано с чувствами и представлениями субъекта (Беркли).Бытие предполагает не только существование, но и его причину, т.е. бытие есть единство существования и сущности. Сущностная сторона бытия выражается в понятие субстанции.Субстанция (substanciy – сущность или то, что лежит в основе) – это философская категория, которая означает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений, процессов, основу и сущность всего существующего.Субстанция есть самодостаточное существование, т.е. для нее нет ничего внешнего, ничего, что могло быть причиной ее существования => она существует безусловно, только благодаря самой себе.Количественная интерпретация субстанции возможна в трех формах: 1) манизм (Спиноза); 2) дуализм (Декарт); 3) плюрализм (Демокрит, Лейбниц). Философское понимание материи заключается в том, что материя есть абстракционное понятие, которое используется для обозначения объективной реальности, т.е. всего многообразия окружающего нас мира существующего вне, до и независимо от человеческого сознания.Самым общим способом существования является движение. Движение – это важнейший атрибут материи, способ ее существования. В современной философии рассматривают свойства движения: 1) движение неотделимо от материального носителя, являясь свойством материальных объектов, оно также объективно как и эти объекты; 2) вся существующая реальность, все ее формы находятся в движении, т.е. движение универсально; 3) противоречивость: а) двигаться или изменяться – это значит быть и не быть одновременно, т.е. быть тем же самым и в то же время другим; б) изменяющиеся объекты одновременно находятся в покое и в движении. Покой относителен, а движение абсолютно; в) соотношение устойчивости и изменчивости. Все вещи сохраняют свою определенность, т.к. обладают устойчивостью, т.е. способностью противодействовать силам, которые стремятся их изменить, но сама эта способность к устойчивости основана на том, что здесь проявляется внутреннее движение и энергия (волчок, Земля).Движение существует в различных формах: 1) механическая; 2) физическая (тепловые, электрические процессы); 3) химическая (взаимодействие атомов и молекул); 4) биологическая; 5) социальная (развитие общества).Во второй половине 20в были воздвигнуты идеи о существовании 2-х новых форм движения материи: 1) геологическая (развитие земли); 2) кибернетическая (технические системы и биологические организмы).Пространство и время как формы бытия движущейся материи. Пространство и время обладают общими формами существования материального мира. Пространство – это философская категория, которая выражает протяженность и взаимное расположение материальных объектов и явлений. Это мера бытия, покоя, устойчивости в движении. Время — это философская категория, которая выражает продолжительность сосуществования вещей и процессов, последовательность смены, их качественного состояния. Это мера изменчивости, не устойчивости движения.Пространство и время неразрывно связаны между собой и обладают следующими свойствами: 1) неотделимы от своего материального носителя, нет и не может быть пространства и времени самих по себе; 2) объективны; 3) универсальны, вне их ничего нет; 4) противоречивы, т.е. одновременно конечны и бесконечны, абсолютны и относительны.Хотя пространство и время едины в макромире, они относительно обособлены. В этом случае можно и нужно рассматривать их отдельно. При этом время тоже имеет несколько измерений: 1) внешнее время (сравнение с каким-либо другим процессом); 2) собственное время, которое определяется соотношением внутренних процессов системы; 3) существует время, выражающее отношение закономерного бытия данного объекта к его реальному бытию. Пространство и время взаимосвязаны со спецификой той реальности, которая существует и взаимодействует в них.Понятия материального и идеальногоСлово «материя» первоначально означало «лес, дрова, древесина», а материальное понималось как вещественное. Вещество, однако, так или иначе упорядочено, имеет какую-либо структуру и форму. Этот порядок и форму материальных вещей Платон назвал «идеей» (греч. idea, eidos, лат. forma – «вид, облик»). Материя как таковая оказалась у него пассивным и хаотическим началом бытия. Вещи, вселенная существуют благодаря соединению материи c идеей – с активной, деятельной субстанцией, которая приводит материю в порядок и, как всеобщий закон, управляет материальными вещами. Применительно к человеку это означало, что душа, идеальная субстанция, управляет телом.Важнейшими свойствами идеального являются: непротяженность и невещественность, содержательное сходство образа и сопряженного с ним предмета, способность образа становиться единицей субъективного мира человека, объяснение же природы образа зависит от позиций философа. Чаще всего «идеальное» противопоставляют «реальному», т.е. протяженному и вещественному существованию. В марксистской теории познания идеальное трактуется как субъективный образ объективного мира.Проблема в том, как объяснить связь материального и идеального, логически вывести одного из другого, т.е. показать, как дух происходит из материи или материя возникает из духа. Платон не сумел этого объяснить, позднее философы либо ограничились констатацией существования материального мира (Аристотель, Декарт, Гегель), либо принялись доказывать, что этот мир тел – плод моего воображения (Беркли, Юм, Фихте). Кант утверждал, что человеческому разуму вообще не дано знать, существует ли нечто материальное по ту сторону моего сознания.Материалистическое объяснение природы идеального предложил К. Маркс. Под «идеальным» он понимал форму представления сущности одной материальной вещи в натуральном теле какой-либо другой вещи. Деньги, например, идеальны, поскольку они представляют природу любого товара, эквивалентно выражая ее в весовых частях золота, в ассигнациях или хотя бы в электронных полях. Идеальны любые (не только денежные) знаки, выражающие сущность тех или иных материальных вещей, событий, процессов. Так понимаемое идеальное может существовать лишь в «пространстве» человеческой деятельности и в вещах, созданных трудом человека.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:законы диалектики;категории;принципы.Главная проблема диалектика – что такое развитие?Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.Среди способов понимания диалектики развития  основополагающими являются законы диалектики.Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:охватывают все сферы окружающей действительности;раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.Выделяются три базовых закона диалектики:единства и борьбы противоположностей;переход количества в качество;отрицания отрицания;Закон единства и борьбы противоположностей.Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Пример: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.Можно также выделить различные виды борьбы:борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга). Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).Мера – единство количества и качества.При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:резко, одномоментно;незаметно, эволюционно.Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.Примеры:смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);«эстафета поколений»;ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;развитие хаотично, не имеет никакой направленности.Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.Примеры:организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом ( по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.Основными принципами диалектики являются:принцип всеобщей связи;принцип системности;принцип причинности;принцип историзма.Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.Связи могут быть:внешние и внутренние;непосредственные и опосредованные;генетические и функциональные;пространственные и временные;случайные и закономерные.Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:вечность неуничтожимость истории, мира;его существование и развитие во времени, которое длится всегда.Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:сущность и явление;форма и содержание;причина и следствие;единичное, особенное, всеобщее;возможность и действительность;

25. Сознание – субъективная реальность. Проблема происхождения сознания. Структура сознания. Самосознание и личность.Философия ставит в центр своего внимания проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания. Сознание — это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то  сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот — чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Следующий важный элемент сознания – внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее -память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание — своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание — это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание — исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый — уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания — возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля над своими действиями, так и их самооценки. Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами — предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же — это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений. Основные функции сознания. Первая и важнейшая — познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. Вторая, тесно связанная с первой, — творчески конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе. Природа не строит самолетов, не печет хлеб, не пишет романы. Все это продукты человеческого разума и человеческих рук. Эту функцию в философии часто называют воображение. Способность к воображению – один из наиболее мощных механизмов человеческой активности. Третья функция — регулятивно управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. Четвертая функция — прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их. Можно еще указать систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше. Все сказанное ранее позволяет нам дать общую характеристику сознания. Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.Сознание — важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и бессознательное. Бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей. Второй, более высокий уровень бессознательного — это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и Третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека.

 Познание. Формы чувственного и рационального познания, их взаимодействие.ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания:- ощущение — восприятие — представление   Ощущение — это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, — его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов («модальностей») ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.      Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере — чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные «картинки»-ощущения в той или иной, их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое.     Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный. Углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: -понятие  -суждение  -умозаключение      Понятие — это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты. Столы, в частности, разнятся между собой по высоте, цвету, материалу и т. д. Но, формируя понятие «стол», мы как бы не видим этого и сосредотачиваемся на других, более существенных признаках: возможность сидеть за столом, ножки, гладкая поверхность…     Суждения и умозаключения суть формы познания, в которых движутся понятия, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами. Суждение — это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении: «процесс пошел», «в политике нельзя верить словам». Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении — субъект и предикат.     Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Например: «Люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен». Суждения, которые кладутся в основу умозаключения или, по-другому, суждения, из которых выводится новое суждение, называются посылками, а выводимое суждение — заключением. Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного  к общему. Например: «В остроугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В прямоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В тупоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. Следовательно, во всех треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым». Индукция бывает полной и неполной. Полная — когда посылки исчерпывают, как в приведенном примере, весь класс предметов (треугольников), подлежащих обобщению. Неполная — когда такой полноты («весь класс») нет, когда число индуктивно обобщаемых случаев или актов неизвестно или неисчерпаемо велико. Примером неполной индукции могут служить регулярные опросы общественного мнения по тому или иному вопросу, кто станет президентом, например. Опрашиваются по выборке немногие, некоторые, а обобщение делается на все население. Индуктивные заключения или выводы носят, как правило, вероятностный характер, хотя в практической достоверности им тоже отказать нельзя. Для опровержения индуктивного обобщения часто бывает достаточно одного «коварного» случая. Так, до открытия Австралии считалось общепризнанным, что все лебеди белые, а все млекопитающие живородящие. Австралия «разочаровала»: оказалось, что лебеди могут быть и черными, а млекопитающие — утконос и ехидна, кладут яйца. В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному. Например: «Все, что укрепляет здоровье, полезно. Спорт укрепляет здоровье. Следовательно, спорт полезен». Аналогия — это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении. Так, на основании сходства звука и света (прямолинейность распространения, отражение, преломление, интерференция) был сделан вывод (в форме научного открытия) о световой волне. Что важнее в познании — чувственное или рациональное начало? В ответе на этот вопрос есть две крайности: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм — это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах. Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума , без всякой опоры на чувстваОбразцом подлинного знания является для рационалистов математика — научная дисциплина, развиваемая исключительно за счет внутренних резервов разума, его формотворчества, его конструктивизма. Вопрос все-таки надо ставить по-другому: не противопоставление чувственного и рационального познания, а их внутреннее единство. Одной из конкретных форм этого единства выступает воображение. Оно подводит чувственное разнообразие открываемого нами в познании мира под абстрактно-общие понятия. Попробуйте, например, без воображения подвести Иванова, Петрова, Сидорова под понятие «человек». И не только потому, что это наши люди, но и в принципе, по существу. Для абстрактного мышления образы воображения служат чувственной опорой, своеобразным средством обличения в смысле обнаружения, заземления, «оплотьнения». Конечно, воображение выполняет не только эту функцию — моста, связи. Воображение в широком смысле есть способность создавать новые образы (чувственные или мыслительные) на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. С помощью воображения создаются гипотезы, формируются модельные представления, выдвигаются новые идеи экспериментов и т.д. Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является также интуиция — способность непосредственного или прямого (в виде какого-то озарения, инсайта) усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина); конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного. В общем, познает всегда целостный человек, человек в полноте всех его жизненных проявлений и сил.








Яндекс.Метрика lists
lists