эссе_53175




Когоол Ильяна Сандановна

Образование: Кызылский государственный

педагогический институт, 1995г.,

физико-математический факультет.

Место работы: учитель математики

МБОУ Усть-Элегестинской СОШ

муниципального района «Кызылский кожуун»

Республики Тыва.

Увлечения и хобби: шахматы, консервирование,

путешествия

ЭССЕ

«Моя педагогическая философия»

«Учись, радуясь. Учи, играя»

Учитель — это миссия, возложенная на себя, чтобы поделиться с другими обретенной мудростью.

«Изборник» (Сборник произведений Древней Руси)

Моя педагогическая философия…. Как сложно размышлять о своей педагогической философии! Как сложно отделить педагогическую философию от философии жизненной! Мысленно перелистывая страницы своей жизни. Кто я? Женщина, мама, учитель. Эти понятия настолько взаимосвязаны, что вместо запятых хочется поставить знак равенства. Как много ролей играет человек, и порой трудно понять, кто ты в данный момент. Ты исполняешь одну роль, а может, все сразу? Ведь учитель – это и мама, и друг, и наставник, и психолог, и артист, и оратор, и врач …

Вспоминаю свое желание помочь собственному ребенку сказать первые слова, сделать первые шаги, прочитать первую книгу. Я испытываю подобное желание, помогая своим ученикам сделать первые шаги в мире математики. Эти шаги сначала очень робкие и неуверенные. Дети вот – вот споткнутся и упадут. Но улыбка и одобрение – это словно поручень, словно опора. Дети хватаются за нее и идут дальше, но уже тверже и увереннее.

С детства я мечтала быть учителем и после окончания педагогического института в 1995 году пришла работать в свою родную школу. И сразу же 9 класс, классное руководство, 22 пар глаз, следящих за мной. А я, стоя у классной доски с растерянным видом, смотрела на них и думала: смогу ли преподнести им знания, приобретенные в институте? Ведь я без конца только и слышала: «Да как учить современную молодежь? У них отсутствует уважение к старшим, терпение и они вообще ничего не делают!»

«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитет, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей!». Некоторые подумают, что данная фраза сказана нашими современниками. Однако, это ворчание – сетование на молодежь донеслось до нас из 5 века до нашей эры, из уст самого Сократа. Получается, во все времена молодежь «одна». А кто же тогда виноват? Может, обратить взоры на самого педагога и педагогический процесс?

Да и могу ли я отделить жизнь от работы? Нет, для меня учительство – это не профессия, а образ жизни. Учительство – мое предназначение.

«Учительство – это дар; учительство – это талант; учительство – это призвание; учительство – это дело всей жизни». (В.А. Родионова)

Я – учитель, я веду за собой. Я – участник некоего таинства, некоего процесса познания самой себя и других. Отчетливо осознаю, какая ответственность лежит на мне, ведь мне доверили обучение и воспитание самого ценного, что есть в жизни — детей.

Считаю, что учитель – это творец. Велика сила учителя. В этом смысле его можно сравнить разве только с врачом, чьи ошибки, увы, непоправимы, с единственной разницей, — ошибки учителя можно сразу и не заметить, они могут иметь долгосрочные последствия. Ведь от педагога порой зависит то, как сложится жизнь ученика, каким человеком он вырастет, будет ли он добрым, открытым, жизнерадостным или угрюмым, недоверчивым и неуверенным в себе.

Начиная работать в школе, часто размышляла над вопросом, сумею ли раскрыть, «зажечь» детей, «заразить» их математикой, как когда-то «заразилась» сама. Осуществление этого и стало одной из главных целей моего существования.

В моем понимании учитель не должен отождествлять педагогический процесс с производственным. Так как он работает не с «жизненными болванками», а с детьми, которые являются активными объектами учебного процесса. И педагогическая задача состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых ребенок захотел обучаться, чтобы ему не было скучно на уроке, чтобы после окончания школы при упоминании слова «обучение» его не посещали унылые воспоминания о классной парте, о строгом учителе и назидательном тоне.

Поэтому педагогу важно понять, что:

Каждый ребенок индивидуален, и нужно заметить его собственную неповторимость, раскрыть его «изюминку». «В каждом человеке — Солнце. Только дайте ему светить», — это еще в древности отметил Сократ;

Не надо взваливать на себя работу, которую может и должен делать сам обучающийся. Необходимо создать условия для самостоятельного поиска истины. Недаром китайская пословица гласит:

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь».

Я считаю, что в педагогическом процессе важна и личность педагога. Дети с нетерпением побегут к учителю, который всегда, даже если сильно занят, найдет минутку для разговора с ними, от которого веет теплом и светом. И стороной будут обходить того учителя, который постоянно ворчит, находится в плохом настроении. Естественно, это отразится и на желании детей изучать предмет.

Поэтому для себя я выделила ряд правил, которых стараюсь придерживаться из урока в урок:



Улыбайтесь, ведь улыбка для ребенка – это и оценка и одобрение, и надежда;

Не забывайте о чувстве юмора, не бойтесь шуток, смеха, розыгрышей – они не мешают, а только помогают работе с детьми;

Гоните из класса скуку, иначе она выгонит с урока детей;

Не срывайте на учениках плохое настроение, служебные и прочие неприятности;

Попытайтесь заинтересовать учеников своими увлечениями (свяжите их со своим предметом);

Как можно глубже и шире осваивайте молодежную субкультуру, то есть проявляйте больше компетентности в вопросах, интересующих молодежь.

Переступая порог школы, я забываю о жизни вне ее пределов и полностью отдаю себя детям, учителем которых я являюсь. Тем более, что от детей исходит такая теплота и сердечность. В этот миг я чувствую, как меня настигает волна положительных эмоций. Ведь дети поворачиваются к тому, от кого исходит свет, тепло и добрый интерес, как цветы поворачиваются к солнцу. Такие моменты являются очень ценными для меня. И я понимаю и ощущаю значение слова «Призвание».

Преподавая в разных классах, я заметила, что у каждого класса есть свой характер, который складывается из характера каждого ученика коллектива; на уроке царит какая-то особенная атмосфера, свойственная только этому сообществу людей. Я поняла, что нельзя написать один конспект урока, общий для всех. Поэтому, готовясь к занятиям, я продумываю разные приемы для разных классов одной параллели. Стараюсь каждый урок сделать интересным и увлекательным, чтобы дети ушли с урока в хорошем настроении духа и с «кусочком» математики, этой чудесной точной науки.

Миссия учителя точных наук, на мой взгляд, сформировать у ребенка вычислительные навыки, любовь к математике. Научить этому можно только практикуя различные виды и формы работы на уроке. Поэтому одна из любимейших форм занятий, используемых мною, это учебная игра. Игра на уроке, как глоток свежего воздуха для детей, как открытое пространство, на котором можно порезвиться. Игровые методики, предполагающие интерактивный режим взаимодействия, способствуют усвоению математики в самой увлекательной и практико-обусловленной форме. Ведь каждая игра — это модель конкретной жизненной ситуации. И как здорово играют дети не под руководством учителя, а вместе с ним. Им доставляет какое-то особое удовольствие, видеть, что учитель не чопорный человек, не достижимый идеал, а просто взрослый ребенок. Оказывается, и взрослые любят играть! Оказывается – это не детская прерогатива. И тогда даже дети-подростки вступают в игру, видя живую заинтересованность учителя.

Я горжусь и радуюсь, когда весь класс с большим желанием участвует в работе, когда горит огонек в глазах, когда вскакивают и е могут удержаться от того, что они знают и хотят ответить, причем, е единицы, а большинство. Порой бывает от этого шумно, но учитель, как умелый режиссер знает, когда это допустимо и даже необходимо, а когда пора остановиться, и умело регулирует это. Я горжусь и радуюсь, когда ученики перестают боятся говорить, выходить к доске, общаться со мной и одноклассниками, когда они становятся дружнее после моих уроков, когда выходя из класса, они все еще бессознательно думают про то, что мы прошли на уроке. Я горжусь и радуюсь, когда слышу слова детей: «А что уже звонок? Как быстро пролетел урок!». Как хочется жить и творить после этих слов.

И вот с нескрываемым восторгом наблюдаю результаты своей работы: от четверти к четверти растет успеваемость, один за другим «просыпаются» и «оживают» мои ученики. Они уже привыкли к требованиям, к быстрому темпу работы, к тому, что каждая минута и каждое мгновение важны на уроке, ведь все это ведет в конечном итоге к одной цели – повышению вычислительных навыков на уроках математики. И подобная цель – уже не миф, не сбыточная мечта, а реальность, к которой нужно стремиться. Ведь на каждом уроке ребята разыгрывают различные ситуации общения, уходит страх, а приходит понимание: «Как много я уже могу сказать, понять, написать, прочитать, вычислить, начертить, а дальше я смогу сделать еще больше и лучше».

И самое главное – любите детей. Ведь как казал И.Г. Песталоцци, «чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним». Не бойтесь показать детям свою любовь. Помните, что неудачи жизни бывают по двум причинам: от недостатка любви или от заниженной самооценки.

Использование данных правил помогли мне тогда и помогают сейчас достигать взаимопонимания с учениками и чувствовать, что не только я, но и дети испытывают радость от встречи, радость от общения на уроке.

Но и этого мало. Учителю важно осознать, что необходимо не только учить, но и самому учиться, быть в постоянном творческом поиске подходов и приемов, открывать прекрасное как в детях, так и в себе. «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что сколько бы вы не учились, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов», — писал Н.А. Рубакин.

Во многом самосовершенствованию педагога помогают сами дети. Задают неожиданные или неудобные для учителя вопросы, ребята стимулируют его к интеллектуальному, духовному и профессиональному росту. Они же поддерживают в педагоге оптимистическое отношение к жизни, не дают угаснуть доброжелательности, терпению, стремлению к Истине и Красоте.

Осмысливая свой опыт, прихожу к выводу – я двигаюсь в правильном направлении. Тот свет знаний, который получает от меня мои ученики, они понесут дальше по жизни, даря его своим близким и всем нуждающимся. Даже если они не станут учителями или математиками, они обязательно будут настоящими людьми. Я верю …

Уже семнадцать лет я обучаю детей, а они учат меня, заставляют быть в постоянном поиске, узнавать что-то новое, уметь прощать и верить в доброе, оставаться непосредственной и непредвзятой. В школе нельзя успокаиваться, нужно все время искать, выдумывать, стремиться к самосовершенствованию и не бояться ошибиться.

Только тогда ты сможешь стать настоящим Учителем!








Яндекс.Метрика lists
lists