элективный курс по биологии 10 класс




Согласованно_______________. Утверждаю________________

____________________________ __________________________

«____»________________2012г. «____»____________2012 г.

Элективный курс

Тема: « Многообразие организмов. Организм человека. Решение проблемных задач ЕГЭ»

Программа составлена для учащихся 10 классов (профильное обучение)

Учитель: Володина Татьяна Олеговна

2012 – 2013 г.

Элективный курс « Многообразие организмов. Организм человека. Решение проблемных задач ЕГЭ.»

 Программа составлена для учащихся 10 классов.

 

Пояснительная записка

 Элективный курс «Многообразие организмов. Организм человека. Решение роблемных задач ЕГЭ» предназначен  для учащихся  10 класса и рассчитан на 34 часа (1 час  в неделю).  Программа данного  элективного курса рассчитана на один год обучения в 10 классе и имеет ряд особенностей. Она предусматривает:

1)  использование разнообразных наглядных  материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые   сопровождают теоретический материал и способствуют  своевременному  закреплению знаний;

2) использование теоретического материала в электронной форме, который   соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов  ЕГЭ, что позволяет  самостоятельно изучить  материалы в случае пропуска занятий;

3) применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по  контрольно-измерительным материалам  ЕГЭ по биологии 2010-2013г.г.   и позволяющих   проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания  ЕГЭ.

4)  дифференцированный подход к выпускникам при  подготовке к ЕГЭ  с учетом уровня их обучаемости,  за счет повторения  разделов биологии  на базовом, повышенном и углубленном уровне.

Кроме того, при изучении курса используются задания, которые систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части В и С с приведенными  ответами способствует углублению знаний  и расширению кругозора в области биологии.

Данная программа  может быть применена  и  при подготовке к   ЕГЭ , и на предпрофильном уровне обучения,  и при подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной.

Цели курса:

1.      повышение качества  биологического образования   на основе  применения современных информационно-коммуникационных технологий.

2.      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе  работы с различными источниками информации, умений  по выполнению   типовых заданий, применяемых  в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;

3.      воспитание  культуры труда при работе с  цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

Задачи курса:

1)  повторение, закрепление  и углубление знаний по основным разделам школьного  курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;

2)  овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;

3)  формирование умения   осуществлять    разнообразные виды самостоятельной деятельности с  цифровыми  образовательными  ресурсами;

4)  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы  с различными источниками информации;

5)   развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью  различных форм тестирования;

6) использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

7)  воспитание   культуры  труда    при использовании компьютерных технологий, ответственного  отношения  к своему здоровью.

Ведущие методы:   

1)   словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

2) наглядный (демонстрация   натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов,  анимаций, 3D моделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);

3)   частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

4)   практический (выполнение  генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).

Формы обучения:

1) коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

2) групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в  парах  и т.п.);

3) индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Изучение  каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце  раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные  части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам  выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.

Основные средства  обучения: 

1) электронные учебные пособия;

2) теоретические материалы  в электронном и печатном формате;

3) презентации   уроков;

4) видеофильмы, анимации,  фотографии, таблицы, схемы в  электронном формате;

5) предметные web-сайты по учебным темам;

6) различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;

7) типовые  тестовые задания  ЕГЭ  по всем  разделам и темам (задания части А, В и С);

8) другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).

Формы контроля:

1) текущий контроль (оценка  активности при обсуждении  проблемных вопросов, результатов выполнения   домашних заданий);

2)  тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);

3)  итоговый контроль (оценка   результатов выполнения различных вариантов  КИМов)

Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.

  Программа элективного курса включает в себя пояснительную записку, учебно-тематическое планирование занятий по разделам и темам (в часах), содержание, учебно-методическое обеспечение,  список литературы. 

 

Учебно-тематическое планирование 10 класс

(1 час в неделю, всего 34 часа)

 

п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Формы контроля

Раздел № 1. Система и многообразие организмов (21 час)

1.          

Систематика. Основные систематические группы живых организмов.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

 

2

Бактерии,  особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

2          

Грибы,  особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека. Лишайники.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Тематический  индивидуальный

решение тестовых задач

3          

Царство растений, основные признаки. Растительные ткани, их функции. Вегетативные и генеративные органы, их функции.

 

 Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

4          

Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

5          

Классификация растений.

Водоросли, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

6          

Мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

7          

Голосеменные  растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

8.          

Покрытосеменные растения. Однодольные  и Двудольные растения, их признаки. Основные семейства Однодольных и Двудольных. Значение покрытосеменных  растений  в природе и в жизни человека.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

9          

Царство Животные, основные признаки, классификация. Одноклеточные животные.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

10          

Характеристика основных типов беспозвоночных и  классов Членистоногих. Губки.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

11          

Характеристика основных типов беспозвоночных и  классов Членистоногих. Кишечнополостные.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

12          

Характеристика основных типов беспозвоночных и  классов Членистоногих. Черви.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

13          

Характеристика основных типов беспозвоночных и  классов Членистоногих. Моллюски.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

14          

Характеристика основных типов беспозвоночных и  классов Членистоногих. Членистоногие.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

15          

Характеристика основных типов беспозвоночных и  классов Членистоногих. Иглокожие.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

16.          

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых  в природе и жизни человека. Рыбы.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

17.          

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых  в природе и жизни человека. Земноводные.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

18.          

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых  в природе и жизни человека. Пресмыкающиеся.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

19.          

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых  в природе и жизни человека. Птицы.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

20.          

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых  в природе и жизни человека. Млекопитающие.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

21.          

Эволюция  строения и функций органов и систем органов у животных.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

Раздел №2. Организм человека и его здоровье (7 часов)

22.          

Место человека в органическом мире.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

23.          

Дыхательная система .

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

24.          

Внутренняя среда организма человека. Группы крови.  Иммунитет.  Системы  органов кровообращения и лимфообращения.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

25.          

Система  органов пищеварения Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

26.          

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




Яндекс.Метрика lists lists