элективный курс Изменчивость




Изменчивость

Элективный учебный предмет для профильного обучения

Тип: предметный

Авторы: учитель биологии

МОУ Лицей №15

Заводского района г.Саратова

Фролова Галина Николаевна,

категория высшая

учитель биологии

МОУ Лицей №15

Заводского района г.Саратова

Ходикова Татьяна Францевна,

категория высшая

2011

Пояснительная записка

Тип : предметный.

Элективный предмет «Изменчивость» может быть адресован обучающимся 10 -11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений: лицеев, гимназий, школ, изучающим предмет «биология» на профильном уровне, планирующим сдачу ЕГЭ по предмету «биология», а также для обучающихся 10-11 классов, изучающих предмет на базовом уровне.

Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение. Составной частью генетики является изучение изменчивости как свойства организма приобретать новые признаки.    Элективный предмет «Изменчивость» предусматривает изучение  теоретических и прикладных вопросов в области изучения свойства изменчивости. Особое внимание уделено изучению наследственной патологии человека.  Изучение элективного предмета предполагает решение тестовых заданий, выполнение практических работ, представление итогов работы в виде отдельных проектов, презентаций.   Программа рассчитана на 34 часа.

Цель курса: создать условия для развития творческого мышления обучающихся; умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применения новых педагогических технологий; сформировать биологические знания об изменчивости как свойстве организмов приобретать новые признаки под действием факторов окружающей среды.

Задачи курса:

Формирование знаний о материальных основах изменчивости; представлений о наследственной патологии как результате наследственной изменчивости.

Формирование умений и навыков работы с литературными источниками, составлять доклады, сообщения, творческие проекты.

В основу программы элективного предмета «Изменчивость » положены принципы расширения и систематизации знаний, развития интереса у обучающихся к самостоятельному приобретению знаний; добровольности посещения занятий; профессиональной направленности.       Методические идеи настоящего курса заключаются в применении новых образовательных технологий: личностно ориентированного обучения, информационно — коммуникационных, здоровьесберегающих.

Содержательная часть программы

Взаимодействие генотипа и условий среды в формировании признаков. (1час)

Влияние условий внешней среды формирование признаков. Количественные и качественные признаки организмов. Индивидуальная изменчивость, групповая изменчивость; географическая изменчивость, клинальная изменчивость; Направленная, ненаправленная изменчивость.

Фенотипическая изменчивость. Норма реакции. (5 часов)

Фенотипическая (модификационная, ненаследственная) изменчивость как разнообразие фенотипов, возникающих у организмов под влиянием условий внешней среды. Норма реакции – предел изменчивости признаков. Вариационные ряды изменчивости признаков. Признаки с широкой и узкой нормой реакции. Типы модификаций: адаптивные, морфозы, фенокопии, длительные модификации.

Комбинативная изменчивость. (2 часа)

Комбинативная изменчивость – важнейший источник разнообразия живых организмов. Половое размножение как основа комбинативной изменчивости. Источники комбинативной изменчивости: независимое расхождение гомологичных хромосом в первом мейотическом делении, рекомбинация генов при перекресте хромосом, случайная встреча гамет при оплодотворении.

Мутационная изменчивость. (2час)

Генотипическая (мутационная, наследственная) изменчивость как изменение

наследственных признаков организмов. Основные характеристики и особенности мутационной изменчивости.

Классификация и последствия мутаций. (7 часов)

Мутационные факторы: физические, химические, биологические.

Экспериментальное получение мутаций. Экспериментальный мутагенез как способ получения искусственных мутаций в селекции растений и микроорганизмов. Действие колхицина, радиации и других веществ, вызывающих мутации.

Мутации (генные, хромосомные, геномные). Генные мутации, их причины и последствия. Внутрихромосомные мутации: делеции, дефишенси, дупликации, инверсии. Межхромосомные перестройки: транслокации, транспозиции, робертсоновские перестройки. Геномные мутации: анэуплоидия (нулисомия, полисомия), мозаицизм. Полиплоидия: сбалансированные полиплоиды, несбалансированные полиплоиды. Эндополиплоидия. Автополиплоидия. Спонтанная и индуцированная автополиплоидия. Аллополиплоидия, отдаленная гибридизация. Мутагенез, мутагены. Значение мутаций.

Наследственная патология как результат наследственной изменчивости. (7 часов)

Классификация наследственной патологии. Составление родословной. Генетический анализ родословной. Аутосомно-доминантный тип наследования заболевания. Аутосомно- рецессивный тип наследования заболевания. Х-сцепленное наследование. Y-сцепленное наследование. Митохондриальная или цитоплазматическая наследственность.

Наследственные болезни, их лечение и предупреждение. (5 часов)

Количественные нарушения аутосом: синдром Дауна; синдром Патау; синдром Эдвардса. Количественные нарушения половых хромосом: синдром Клайнфельтера; синдром дисомии по Y- хромосоме; синдром Шерешевского — Тернера. Структурные нарушения аутосом: синдром «кошачьего крика». Предупреждение возникновений наследственных заболеваний. Лечение наследственных заболеваний обмена веществ (сахарный диабет).

Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотических веществ и загрязнений окружающей среды на потомство. ( 1 час)

Вредное влияние никотина, алкоголя , наркотических веществ на потомство.

Защита проектов (4 часа).

Учебно-тематический план элективного учебного предмета “Изменчивость”.

Наименование темы

Количество

часов

Форма

проведения

занятия

Образовательный продукт

Всего

Теория

Практика

1. Взаимодействие генотипа и условий среды в формировании признаков.

1

0,5

0,5

Работа в группах

Развёрнутый опорный конспект

2.Фенотипическая (модификационная, ненаследственная) изменчивость

1

1

лекция

Развёрнутый опорный конспект

3. Норма реакции – предел изменчивости признаков. Вариационные ряды изменчивости признаков. Практическая работа «Составление вариационной кривой»

1

0,5

0,5

Практическая работа.

Оформление практической работы

4. Модификационная изменчивость в теории эволюции

1

1

Лекция.

Развернутый опорный конспект

5. Типы модификаций: адаптивные, морфозы, фенокопии, длительные модификации.

1

1

Лекция. Демонстрация.

презентация

6.Тестирование «Фенотипическая изменчивость . Норма реакции

1

1

тест

Результаты тестирования

7. Комбинативная изменчивость – важнейший источник разнообразия живых организмов.

1

1

Лекция.

Развёрнутый опорный конспект

8. Половое размножение как основа комбинативной изменчивости. Источники комбинативной изменчивости.

1

1

Лекция.

Развёрнутый опорный конспект

9 Генотипическая (мутационная, наследственная) изменчивость как изменение

наследственных признаков организмов.

1

1

Лекция.

Развёрнутый опорный конспект

10. Основные характеристики и особенности мутационной изменчивости.

1

1

Лекция.

Развёрнутый опорный конспект

11. Мутационные факторы: физические, химические, биологические.

Экспериментальное получение мутаций.

1

1

Лекция.

Сообщения обучающихся

12. Мутации генные, хромосомные, геномные

1

Лекция.

Развёрнутый опорный конспект

13 Генные мутации, их причины и последствия.

1

1

Лекция.

Развёрнутый опорный конспект

14 Внутрихромосомные мутации

1

1

Лекция.

Развёрнутый опорный конспект

15 Межхромосомные перестройки

1

1

Лекция.

Развёрнутый опорный конспект

16 Геномные мутации

1

1

Лекция.

Развёрнутый опорный конспект

17 Полиплоидия

1

1

Лекция.

Развёрнутый опорный конспект

18 Классификация наследственной патологии.

1

1

Лекция.

Развёрнутый опорный конспект

19 Составление родословной. Генетический анализ родословной. Практическая работа: Составление родословной.

1

0,5

0,5

Лекция. Практическая работа

Оформление практической работы

20. Аутосомно-доминантный тип наследования заболевания.

1

1

Лекция.

Развёрнутый опорный конспект

21 Аутосомно- рецессивный тип наследования заболевания

1

1

Лекция.

Развёрнутый опорный конспект

22 Х-сцепленное наследование.

1

1

Лекция.

Развёрнутый опорный конспект

23 Y-сцепленное наследование

1

1

Лекция.

Развёрнутый опорный конспект

24. Митохондриальная или цитоплазматическая наследственность.

1



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




Яндекс.Метрика lists lists