экскурсия на школьный двор




«Мир, окружающий ребенка-это прежде всего мир природы с человеком, безграничным богатством явлений, с неисчерпанной красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В.Сухомлинский.

Тема экскурсии

«Многообразие цветковых растений»

Цель:

Ознакомить учащихся с многообразие растений школьного двора.

Задачи:

Показать многообразие растений школьного двора.

Показать соответствие строения растений условиям их обитания.

Развивать систематические понятия «вид», «класс», «семейство».

Воспитывать бережное отношение учащихся к природе, любовь к труду.

Воспитывать эстетическое наслаждение от общения с природой.

Место экскурсии в системе уроков «Цветковые растения и их классификация» , а также при изучении классификации и признаков цветковых растений.

Подготовка учителя к экскурсии . Выбор в качестве объекта растительности школьного двора облегчает проведение экскурсии. Так как затрачивается меньше времени на передвижение к месту экскурсии

Ознакомление с литературой позволяет выбрать растения для изучения на экскурсии, подобрать интересные биологические факты, организовать наблюдение учащихся и сформировать учебные задачи и вопросы на размышление, задания для самостоятельной деятельности учащихся.

Этапы разработки экскурсии :

1. Постановка цели и задач

2. Разработка маршрута экскурсии

3. Проведение экскурсии.

Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.

Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии.

Проведение экскурсии – Движение по маршруту

Учащиеся с учителем выходят в школьный двор.

Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений.

Учащиеся называют редкие и лекарственные растения ,произрастающие на школьном дворе.

Поведение итогов экскурсии. Обобщение. Выводы. Рефлексия .

Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)

Обсуждение представленных творческих работ.

Вводная беседа. Цветковые, или покрытосеменные, растения разнообразны. Среди них есть растения пигмеи и гиганты, однолетние , двулетние и многолетние, деревья, кустарники и травы, растения, однократно цветущие и плодоносящие, потом отмирающие и многократно цветущие и плодоносящие, есть культурные формы растений и в их числе хлебные злаки, овощи и плодовые деревья, а также сорняки , но все они украшают нашу жизнь, радуют, облагораживают человека, делают его восприимчивым к природе, музыке, стихам, живописи. Вот почему мы должны не только любить природу, но и охранять её. Вокруг каждой школы есть школьный двор ,где растет большое количество цветковых растений . На нашем школьном дворе растут календула, тагетес, алиссум, агератум, петуния, портулак, роза и лилии и др….

Вопросы для беседы

Какие растения растут на территории школьного двора ?

Что вы знаете об этих растениях?

Какие растения называются дикорастущими и культурными? Почему?

Какие редкие и лекарственные растения окрестностей села произрастают на школьном дворе.

( Учитель подводит итог)

Первое задание. Учащиеся фронтально изучают растения клумб школьного двора. Учитель предлагает сосчитать число видов. Ученики затем дают обоснование подсчетам, решают проблему, можно ли все эти растения объединить в один тип, класс, семейство.



Второе задание. Учащиеся пользуясь определительными карточками распределяют растения по семействам. Делают выводы об общих признаках данных семейств.

Третье задание. Используя характерные признаки семейств растений определить растения на клумбах школьного двора.

Рассказ учителя .Цветы разводят с глубокой древности, и они играют важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй. Каждый цветок имел свою историю, а очень древняя история превращалась в легенду. Вероятно, на Земле нет ни одной страны , в которой не существует мифов, сказок или легенд о растениях. Часто легенды и предания возникали благодаря оригинальной форме корней, листьев, цветков или плодов растений. Сколько волшебных историй, легенд и мифов можно вспомнить глядя на те или иные растения.

Ученик . Шиповник. Полюбилась хуторскому атаману жена казака. И решил атаман извести казака, а казачку забрать себе. Как решил, так и сделал. Отправил он казака на далекую военную службу, а казачку выкрал. Но не желала казачка стать ему ни женой, ни наложницей. Убежала она в лес, да там и повесилась. А на том месте расцвел куст, куст шиповника. Красив цветом, колюч ветвями, с терпкой ягодой. Шиповник ( за шипы на ветвях )на языке цветов означает поэтичность, молодцеватость, мужская стать.

Ученик. Бархатцы. Латинское название растение получило в честь сына Гения и внука Юпитера-Тагеса. Этот персонаж прославился тем, что мог предсказывать будущее. Тагес был мальчиком, однако его интеллект был необычно высок, и он обладал даром предвидения. Его

Пророчества были записаны в книги и переданы потомкам. В Китае бархатцы являются символом долголетия, поэтому их называют «цветами десяти тысяч лет». На языке цветов бархатцы означают верность.

Ученик. Пион. В Китае его называют цветком благородства и почета, преподносят друзьям как знак добрых пожеланий. А в Индии и Пакистане его считают символом неуклюжести и глупости. А еще иногда называют его соперником розы. Якобы пытался он однажды перещеголять красавицу розу, если не окраской и ароматом, то хотя бы величиной: пыжился, надувался, да таким и остался.

Итоги экскурсии . Учитель проводит обобщающую беседу ; предлагает доказать многообразие цветковых растений. Обсуждают причины разнообразия цветковых растения. Доказывают влияние климатических, почвенных, биотических факторов на формирование внешнего вида растений разных видов. Учащиеся выделяют общие признаки цветковых растений, одинаковый план строения растений, а также единство их происхождения.

Рефлексия. Отгадать загадки.

Стоят в поле сестрички. Золотой глазок , белые реснички.(Ромашки)

Синенький звонок висит, никогда не звенит.(Колокольчик)

Цветки какого растения могут иметь разную окраску?(Анютины глазки )

Название цветка – кондитерское изделие.(Ирис)

Советы учителю.

В методике обучения биологии есть «Десять заповедей экскурсионного дела».

Помни, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных

занятий.

Изучи место, куда ведёшь экскурсию.

Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.

Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

Избегай длинных объяснений.

Не оставляй экскурсантов только слушателями. Заставь их активно

работать.

Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно

смотреть их: всем должно быть видно.

Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала








Яндекс.Метрика lists
lists