Курсовая

язык-ие

ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА

К новому направлению примыкали по преимуществу ученые Лейпцигского  университета. Поэтому младограмматиков именуют также лейпцигской школой  языкознания, куда входили: Август Леслин (1840-1916), Карл Бругман (1849-1919), Бертольд Дельбрюк (1842-1922), Вильгельм Томсен (1842-1927) 

Школа младограмматиков особенно выдвинулась в связи с решением двух проблем – звукового закона и аналогии.

Младограмматики отвергли биологические взгляды своего непосредственного предшественника А.Шлейхера и установили свою систему взглядов.

Программа младограмматиков изложена в предисловии к первой части книги К. Бругмана «Морфологические исследования». Основные принципы:

1. Младограмматики отвергают шлейхеровский биологический взгляд на язык как природный организм и считают язык историческим явлением.

2. В звуковых изменениях младограмматики видят строгую закономерность. Звуковые законы не допускаются никаким исключениям. Кажущиеся исключения из звуковых законов младограмматиками объясняются: а) другим звуковым законом; б) новообразованиями по аналогии; в) заимствованием слов из других языков или диалекта.

3. Младограмматики на первое место выдвигают изучение живых языков и диалектов.

Теория младограмматиков: Сделано было много открытий в развитии фонетической системы индоевропейских языков. В области теории младограмматики не имели крупных достижений. Ценное у младограмматиков – стремление к точномунаблюдению фактов, осторожность в выводах. Младограмматики восстали против лингвистического биологизма Шлейхера. Было также отвергнуто учение Шлейхера о двух периодах в развитии языка – периоде расцвета (в доистории) и периода распада (в историческое время) – и обосновали положение о едином процессе развития языка.

Теория фонетических законов. Внимание языковедов было направлено на установление новообразований по аналогии, которое основывается на психических явлениях ассоциации, и вскрытие и описание фонетических законов, отражающих физиологическую сторону деятельности языка.

… пересмотреть это понятие фонетического закона. Если первоначально они определялись как «законы, действующие совершенно слепо, со слепой необходимостью природы», то в дальнейшем сферу их действия ограничили рядом факторов (хронологическими и пространственными пределами, встречным действием аналогии, определенными фонетическими условиями).

Индивидуализм и психологизм. Говорящий индивид – вот исходная точка младограмматиков. Индивидуальная речь   есть конкретное выражение общенародной речи, так как человек может, употребляя общенародный  язык, реализовывать его в различных индивидуальных вариациях. Исходя из индивидуализма,  младограмматики искали причины и законы изменения языков не в изменениях человеческого общества, а в изгибах психики отдельного индивида.

Преувеличение роли историзма.  Исторический подход универсализируется и делается обязательным при изучении всех явлений. Он утверждал, что «все языкознание является историческим» и что любой неисторический трактат есть вместе с тем и ненаучный.

В целом более подробного и глубокого изучения языка младограмматики рекомендовали изолированное рассмотрение отдельных явлений языка, меньше обращая внимание на систему (так называемый атомизм младограмматиков).

КАЗАНСКАЯ ШКОЛА

Два главных ее представителя – И.А.Бодуэн де Куртенэ и Н.В.Крушевский. Поскольку оба были поляками, принято считать Казанскую лингвистическую школу направлением польской науки.

Крушевский понимал закон как общее правило, универсальное для всех языков, и выделял не только исторические, но и «статические» законы. Таковы «статический закон звука» («Всякий звук в одинаковых условиях акустически и физиологически приблизительно одинаков у всех индивидов данного говора и времени») и «статический закон звукового сочетания» («со звуком х может сочетаться только звук z1, но не может вовсе сочетаться звук z2». «Однообразие звука и звуковой системы, – писал Крушевский, – а также однообразие звуковых сочетаний суть единственные законы, которым подчиняется каждое без исключения слово данного языка». Динамические законы – это прежде всего законы изменений артикуляций, от них производны законы перехода звуков.

Язык Крушевский рассматривал как одновременно физиолого-акустическое и психическое явление. Развитие языка, согласно его концепции, определяется двумя психическими ассоциациями: по сходству и по смежности; первая ассоциация укладывает слова в системы (в частности, объединяет разные формы одного слова), вторая строит слова (грамматически и семантически связанные) в ряды. Ассоциации по смежности воспроизводят слова в готовом виде, способствуют стабильности в языке; ассоциации по сходству дают возможность создавать новые слова, производить их заново. Развитие языка ученый рассматривал как «вечный антагонизм» между этими двумя силами. Многими своими идеями (разграничение «статики» и «динамики», выявление «статических законов», понимание языка как системы) концепция Крушевского предвосхищали идеи Ф. де Соссюра, а в ряд пунктов была более разработанной: так, законы исторического развития языков Соссюр понимал вполне традиционно, в духе младограмматиков.

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА

одно из ведущих направлений отечественной лингвистики конца 19 в. и 20 в. Сформировалась в Московском университете в 1880–1890-е годы. Создателем школы был Ф.Ф.Фортунатов. В числе его старших учеников были Г.К.Ульянов (1859–1912), А.И.Томсон (1860–1935), А.А.Шахматов; 

Фортунатов выходил за рамки младограмматических концепций и исторического подхода в целом. Увлекавшийся математикой, он стремился к математической точности и в своих лингвистических исследованиях. Если большинство языковедов 19 в. тяготели к рассмотрению языка в логических или психологических категориях, то Фортунатову было свойственно стремление изучать язык, исходя из собственно лингвистических критериев и по возможности не обращаясь к категориям других наук. Его научные интересы во многом лежали в области теории грамматики, где он стремился выявить общие законы грамматической структуры, не связанные с историческим развитием. Фортунатов занимался также типологией, сопоставлением строя языков независимо от их истории и родственных связей. Близкие подходы сохранялись у учеников Фортунатова, некоторые из них, особенно Дурново, впоследствии непосредственно обратились к структурным методам.

Не отказываясь от исторических и сравнительно-исторических исследований, представители фортунатовской школы занимались синхронным изучением языков, прежде всего современных. Областью их специальных исследований были грамматика, позднее также фонология. Значительную роль в становлении и развитии идей школы сыграла деятельность Московской диалектологической комиссии (1904–1931), развернувшей активные исследования русских, украинских и белорусских диалектов.

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА

Женевская школа

        в лингвистике, направление структурного языкознания, непосредственно опирающееся на идеи «Курса общей лингвистики» Ф. деСоссюра. Ведущими представителями Ж. ш. (с 1927) в первом её поколении были швейцарские учёные Ш. Балли и А. Сеше (сотрудники Соссюра и издатели его «Курса»), во втором — швейцарские учёные С. Карцевский, А. Фрей и Р. Годель.

         Основные вопросы, разработкой которых занимались почти все представители Ж. ш.: проблема языкового знака в связи с положениями Соссюра о роли тождеств и различий в системе языка; проблема языка и речи, виртуального и актуального в речевой деятельности; проблемы индивидуальной стилистики; вопросы соотношения психологии, логики и языкознания. Ж. ш. имеет свой непериодический орган — «Cahiers F. de Saussure» («Тетради Ф. де Соссюра», с 1941).

яэкологияЯ

Внеклассное занятие по экологии

Тема: «я + экология = Я»

Преподаватель биологии МОУ СОШ № 1 г. Ногинска, Московской области Рослая Е.С.

Цель: формирование экологически грамотной личности.

Задачи: активизировать познавательную деятельность учащихся;

-показать человека как часть природы;

— прививать интерес к предмету.

Оборудование: выставка книг, фото с пейзажами природы, кроссворд.

Ход занятия:

Учитель: Здравствуйте ребята!

Сегодня я предлагаю рассмотреть необходимую каждому человеку формулу: я + экология = Я.

Я маленькая – o это каждый из нас. Следующее слово – экология. Что изучает данная наука?

/это наука изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей их средой/

А почему сумма «я» и «экология» равна большому «Я», мы попытаемся выяснить. Поможет нам слово «ЭКОЛОГИЯ»/предлагается кроссворд/, каждая буква которого будет открывать путь к осмыслению это формулы. Нас ждут познавательные и увлекательные выступления моих помощников.

э

к

о

л

о

г

и

я

к

у

т

и

р

р

в

о

к

г

с

и

и

а

л

у

а

т

е

б

о

ш

д

в

н

ы

г

к

к

е

т

и

а

а

н

и

ч

н

р

е

и

о

к

ц

в

и

а

а

й

н

и

у

е

щ

е

р

б

Итак, первое слово нам откроет Ира.

Ира: Для того чтобы открыть слово, надо ответить на мой вопрос:

— Какое дерево считается символом России?

Да, это лиственница. А вот почему я вам сейчас расскажу. / доклад о лиственнице/

Учитель: Так почему русские люди выбрали именно это дерево как символ России? / оно обладает особой прочностью/

Действительно, какое интересное явление, чем дольше вода действует на древесину, тем прочнее она становится. И как важна была лиственница для подводных сооружений человека.

Следующее слово открою я, но если вы мне скажите:

— Как называется способ определения сторон горизонта? /ориентирование/ Открываем букву «О».

Нас сегодня будет интересовать ориентирование без компаса.

Жизнедеятельность каких живых организмов зависит от сторон горизонта?

Древесина – с южной стороны коры сухая и светлая./в хвойных лесах/

Осина и тополь – с северной стороны горизонта покрыта мхом и лишайником.

Камни и валуны с северной стороны горизонта покрыты лишайником и мхом.

Грибы – растут с северной стороны деревьев, пней, кустов.

Ягоды – раньше краснеют с южной стороны деревьев.

Муравейники – располагаются с южной стороны дерева, южная сторона муравейника – отлогая, северная – крутая.

Снег весной тает быстрее с южной стороны.

— Какой мы можем сделать вывод?

/Жизнь живых организмов зависит от сторон горизонта/

Я приглашаю Ваню, открыть следующее слово.

Ваня: Скажите, какая птица года считает?/кукушка/ Открываем букву «К». Доклад о кукушке.

Учитель: насколько сильна взаимосвязь кукушки с деревьями! Как бы, с нашей точки зрения, она себя отрицательно не вила, кукушка имеет право на жизнь.

Следующая буква «Г».

Настя: я предлагаю разгадать кроссворд о грибах.

Учитель: с какими организмами грибы тесно связаны?/животными, растениями, человеком/

Максим открывает следующую букву «И». Доклад об иве.

Учитель: какое важное значение имела ива для русского народа?/лечились, предметы утвари изготовляли, укрепляли берега/.

Очень интересное слово откроет Кристина на букву «О».

Кристина загадывает загадки о живом мире.

Учитель: благодаря чему русский народ мог сочинять такие точные загадки о природе?/наблюдению/

Значит, наблюдение за природой приносит и пользу нашему народу и развлечение.

Прежде чем я открою последнее слово, мне хочется подвести итог под всем сказанным.

Какой вы сделали вывод из выступлений ребят? /все взаимосвязано в природе, ничего нельзя исключить/.

Я открываю последнее слово. Здесь даже 2 слова имеющие важное для всех значение.

/экологический ущерб/.

— Какой экологический ущерб был нанесен природе Ногинского района прошедшим летом?/пожары/

— Как серьезно пострадали организмы лугов полей лесов болот!

— Какова причины такого бедствия?

-Засуха – условия созданные природой,

— Осушение болот – неграмотная, неразумная добыча торфа человеком.

Какое предполагается исправление положения с болотами? /заполнить водой/

Будем надеяться, что люди все просчитают на этот раз.

— А что требуется от нас простых жителей?

/не бросать в лесу окурки, не разжигать костров./

Администрация города еще в мае предупреждала всех жителей, что в лесах складывается опасная ситуация.

Туристам со станции СЮТУР не дали разрешения на костры в походах, хотя они всегда грамотно и аккуратно обращаются с огнем.

Летом вертолеты с пожарными машинами, милиция, экологическая полиция, ГИБДД охраняли лесные массивы от нерадивых жителей Ногинского района. Накладывались штрафы за разведение костров.

Но все эти меры не смогли убедить население отнестись ответственно к предупреждениям.

С экранов телевизоров не однократно слышалось, что огромного размера пожары возникали из-за одного костра, из-за одного окурка, брошенного на землю. Значит, кто-то повел себя по принципу: «Мне надо, а после меня хоть потоп!».

— А как страдало население от пожаров? /Смог стоя все дни круглосуточно. Люди задыхались, попадали в больницы с сердечными, легочными, сосудистыми заболеваниями/.

Плюс страшный экологический ущерб, нанесен природе.

Да, ребята природа наша удивительна, прекрасна. В ней все взаимосвязано. И мы являемся частью ее. Поэтому должны разумно, бережно к ней относиться.

Давайте еще раз обратимся к формуле нашего занятия.

Я – каждый из нас.

Экология – обогащает нас знаниями о нашем огромном доме, частью которого мы являемся.

Я – это тоже мы, но чувствующие себя частью природы. Знающие, что наш дом это луга, леса, реки, озера, со всеми своими жителями.

Здесь вы видите книги, которые помогали нам и помогут вам лучше понять тех, кто живет вместе с нами в одном доме.

Мне очень хочется надеяться, что когда вы вырастите, будите принадлежать к группе людей, которые смогут себя назвать с большой буквы «Я» — они внимательнее, добрее, уважительнее относятся к своему дому – природе.

СПАСИБО за работу всем!.

євроком чавунні пічки

САЛОН «КАМІНИ НА ЦИТАДЕЛІ»

Львів вул.Грабовського,11 тел.299-42-88

www.kamin.lviv.ua , godinkamin@ukr.net

жовтень 2012р.

ЧАВУННІ ПІЧКИ EUROKOM

Назва

Опис

гуртроздр

GERD

7 kW

342

410

GUSTAW

13 kW

513

616

GUSTAW z plyta

13 kW

587

704

HAROLD

14 kW

709

859

HAROLD ділений

14 kW

734

881

HAROLD z plyta

14 kW

807

969

INGRID

9 kW

269

322

OSKAR

7 kW

342

410

OSVALD вугілля

6 kW

269

322

RICHARD

14 kW

783

939

RICZARD antique

14 kW

832

998

SVEN

10 kW

489

587

TORN вугілля

7 kW

330

396

VILHELM

7 kW

269

322

Ціни подані в євро зі складу у Львові.

№21психоаналитическая концепция культуры

Психоаналитические концепции культуры: З.Фрейд, К.Г. Юнг, фромм

Становление принципов психоанализа и их применение для исследования феноменов культуры связано с именем З. Фрейда (1856 – 1939 гг.).

Опираясь на научные данные и собственный опыт врача-психиатра, З. Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления его психики. В основе психоанализа лежит учение З. Фрейда о бессознательном пласте в психике человека, о его влиянии на поведение человека, человеческую деятельность в целом и, следовательно, на формирование различных культурных феноменов.

Постепенно в ходе развития принципов психоанализа З.Фрейд сформулировал следующую модель психической структуры личности.

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области: «Я» (Ego), «Сверх-Я»(Super-Ego), «Оно» (Id), которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Каждый человеческий поступок является результатом этого взаимодействия.

Важнейшей составляющей бессознательного, его основным фондом являются первичные влечения человека: с одной стороны, сексуальные, к продолжению рода (либидо, Эрос) и, с другой стороны, к смерти, к разрушению (Танатос). Эту составляющую бессознательного Фрейд называет «Оно» (Id). Важнейшими особенностями «Оно» являются следующие:

—         оно – несловесное (невербальное);

—         ему закрыт прямой доступ в сознательное;

—         оно целиком исходит из принципа удовольствия.

Фрейд указывает на способ, которым культура проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с непосредственными потребностями «Оно». Этот способ Фрейд назвал сублимацией. Сублимация (от лат.Sublimatio – возвышение) – это механизм, посредством которого запретная сексуально-биологическая энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Результатом сублимации, согласно Фрейду, является творчество. С формированием «Сверх-Я» Фрейд связывает возникновение культуры. Об этом идет речь в его книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913 г.) и в ряде более поздних работ.

По Фрейду, культурная история человечества начинается с преодоления так называемого Эдипова комплекса (любовь к матери и желание инцеста с ней и одновременно ревность и ненависть по отношению к отцу с желанием устранить его как соперника). В результате возникают первые моральные запреты – табу инцеста и каннибализма, возникает экзогамия, потребность в религии, в Боге, во власти государства.

К.Г. Юнг

Самостоятельную концепцию культуры на базе психоанализа разработал К.Г. Юнг (1876 – 1961 гг.). Прежде всего, он отказался от придания глобального смысла сексуальности: место сексуальной энергии в его концепции занимает психическая энергия вообще (обозначаемая тем же термином – либидо). Исходя из этого, Юнг создает новую модель человеческой психики и затем переносит эти представления на анализ культуры. В качестве фундамента психики индивида у Юнга выступает коллективное бессознательное, которое составляет наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличается от личностного бессознательного. Обоснование этого феномена Юнг дает в статье «Понятие коллективного бессознательного». Коллективное бессознательное, по Юнгу, имеет коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов. Своим существованием оно обязано исключительно наследственности, оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально, его содержание представлено в основном архетипами (буквально: предшествующими формами), которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми, формами без содержания, которые только представляют возможность определенного типа восприятия и типа действия. Активизация архетипа происходит тогда, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу. Тогда, подобно инстинктивному влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле прокладывает себе путь. При этом архетип реализуется символическим путем через архетипический образ в психике индивида. Архетипы обнаруживают себя через определенные символы в сновидениях, в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса при расстройствах психики.

Следующим шагом на пути усложнения модели структуры и поведения личности в культуре была теория Эриха Фромма (1900–1980). Он развивает оригинальную версию антропологии культуры, пытается построить новую гуманистическую религию, делая акцент не на революции и не на медицинских мерах, а на задачах культурной политики. Психоанализ, согласно Фромму, в сочетании с Марксовой теорией отчуждения, классовой борьбы позволяет вскрыть истинные мотивы человеческих поступков.

Фромм восстает против всякого авторитаризма, настаивая на том, что в каждой исторической и индивидуальной ситуации человек должен делать выбор сам, ни на кого не перекладывая ответственности и не хвастаясь своими прошлыми достижениями. Смысл культурно-исторического процесса Фромм видит в освобождении личности от власти стада, инстинкта, традиции, но история не плавно восходящий, а возвратно-поступательный процесс, в котором периоды освобождения и просвещения чередуются с периодами порабощения и помрачения ума, т.е. «бегства от свободы». Специфичность культуры он выводит не только из природы человека, задаваемой экзистенциальными потребностями, но из особенностей «человеческой ситуации». Разум – гордость человека и его проклятье. Стремление к духовному синтезу – сильная сторона его творчества, но она же оборачивается после эклектикой. Однако дух оптимизма, гуманизма и мужество при постановке самых больных и запутанных вопросов цивилизации, вера в возможность их разумного решения делают культурологию Фромма увлекательной и вдохновляющей.

Согласно Э. Фромму, человек в процессе исторического развития утрачивает инстинктивные (естественные) связи с природой, что приводит к возникновению экзистенциальных и социальных противоречий. В частности, обладание и бытие как два способа жизнедеятельности индивида, негативная «свобода от» и позитивная «свобода для» в процессе развития личности. Фромм пытался решать эти противоречия путем соединения фрейдистской психологии, которую он доработал в направлении гуманистического психоанализа, и неомарксистской социологии, развивая социально-критическую антропологическую теорию и концепцию утопического «коммунитарного социализма».

 

№27 Страховая услуга как товар

Страховая услуга как специфический товар

Любой современный человек без малейшего труда может определить разницу между товаром, как конкретной вещью, и услугой, как чем-то неосязаемым, но к лучшему изменившим его жизнь.

Но поскольку и те, и другие обособлены от конкретного их потребителя до момента фактического их приобретения и предоставляются на условиях взаимовыгодного обмена, то не будет принципиальной ошибки, если они предстанут как общий мир товаров, каждый представитель которого определен следующим образом:

Товар – это все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения или потребления.

Рассматривая понятие «товар» по замыслу его создания, его назначения, можно обнаружить, что любой товар – это заключенная в упаковку услуга для решения какой-то проблемы или удовлетворения потребности. В таком контексте, формируется круг взаимосвязанных понятий: услуга – вид товара, а товар – упакованная услуга, и, следовательно, между этими понятиями, по сути, нет отличий.

Задача производителя товара состоит в том, чтобы выявить скрытые за ним нужды (потребности) и продавать выгоды от него.

Вдумайтесь в следующие высказывания, которые отражают глубину познания места и значения товаров в жизни человека, и вы согласитесь с ними:

«Агенты по закупкам приобретают не сверла диаметром в четверть дюйма, а отверстия того же диаметра»

«На фабрике мы делаем косметику. В магазине мы продаем надежду»

«Продавайте не бифштекс, а его аппетитное шкворчание на сковороде!»

Услуга – вид деятельности, в процессе которой не создается новый, ранее не существовавший продукт, имеющий материально-вещественную форму, но меняется его качество.

Услуги – это объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений. Это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой и, которая в основном неосязаема, и не приводит к приобретению чего-либо.

В политэкономическом смысле услуга это разновидность «экономического блага», которое продается и покупается и отражает потребительский спрос.

Под экономическим благом понимаются материальные предметы и услуги, являющиеся положительным вкладом в благосостояние.

Абстрагируясь от конкретных форм товаров, назначения последних, можно использовать понятие «товар» в качестве собирательного отражения потребительского спроса, который превращается в предмет обменных отношений продавца и покупателя.

В таком контексте «товар» выступает как обобщенное понятие многообразия предметов купли-продажи.

Приобретение товаров осуществляется на принципах добровольного обмена, что предполагает необходимость выделения и соблюдения следующих основных условий:

Сторон обмена должно быть как минимум две;

Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны;

Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникации;

Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны;

Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

Обмен завершается заключением сделки, то есть происходит обмен ценностями между участниками сделки. Количество сделок характеризуют степень соответствия спроса и предложения.

Потребительское поведение ориентировано на получение

максимального эффекта полезности. Но потребитель выбирает необходимые ему блага, придерживаясь своего, субъективного порядка предпочтения.

Такое поведение потребителей зависит от многих факторов, но в масштабах общества или определенной социальной группы, оно формирует потребительскую компоненту конъюнктуры рынка.

Появление новых товаров или услуг, модернизация существующих основаны на логической трансформации нечетко выраженного человеком чувства недостатка чего-либо в потребность, которая выступает как результат накопления чувства нехватки и заставляет человека осуществить выбор конкретного товара или услуги, т.е. изыскать необходимые для покупки средства и найти продавца (рис. 1). В современных условиях, появление новых товаров основано на умении производителей сформировать или вызвать чувство нехватки у потенциальных потребителей, так называемый инициированный спрос.

Объективно присутствует или инициативно формируется

Осознанная необходимость устранить возникшую нужду

Нужда

Запрос

Товар (услуга)

Чувство нехватки чего-либо

Специфическая форма нужды, соответствующая культурному уровню личности

Потребность

Вид экономического блага

Потребность, подкрепленная покупательной способностью

Рис. 1. Процесс формирования товара (услуги)

Приведенная схема является универсальной, позволяющей проиллюстрировать появление любого вида товара или услуги. Различие между товарами как видами экономических благ определяется особенностями потребностей и, как следствие, запросов людей.

В соответствии с Единым классификатором продукта ООН,

действующим в системе международной торговли товарами и

услугами, отмечается: «все, что производится, является продуктом – товары и услуги». В этом классификаторе приведены 160 видов услуг, объединенных в 12 разделов; 7 раздел классификатора – «Финансовые услуги, включая страхование»

Украинская практика также относит страховые услуги к сфере финансовых услуг. Законом Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» № 2664 – III от 12.07.2001 г. статьей 4 предусмотрено, что услуги в сфере страхования и накопительного пенсионного обеспечения являются финансовыми услугами. При этом, общее понятие финансовой услуги определяет операции с финансовыми активами, осуществляемые в интересах третьих лиц за собственный счет или за счет этих лиц с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов.

Общее понятие «страховая услуга» согласно ГАТС (Генеральное соглашение о торговле услугами) объединяет следующие подвиды страховых услуг:

— по проведению прямого страхования жизни и видов иных, чем страхование жизни;

— перестрахование и ретроцессия;

— услуги страховых посредников, в том числе брокеров и агентов;

— услуги, сопровождающие и обеспечивающие страхование: консультирование, актуарные услуги, оценка рисков и урегулирование убытков. (см. General Agreement on trade in services, WTO documentation, 1995, p. 309).

Страховая услуга имеет свои специфические черты, которые связаны с особыми запросами потребителей.

Например, ощущение нехватки чего-либо по отношению к понятию страховая услуга может быть определено как наличие риска, проявление которого оценивается по прошлому опыту страхователя или присутствию трудно контролируемой угрозы наступления убытков или потерь, нарушения нормального процесса жизнедеятельности.

Потребность в страховой услуге воспринимается как осознанная необходимость экономической защиты от риска, соответствующей уровню потенциального ущерба.

Запрос выражается в сформулированном страховом интересе, подтверждающем не только потребность в страховой защите, но и определяющем меру материальной заинтересованности в части покрытия ущерба.

Сформированному спросу страховщик готов предоставить адекватную страховую услугу.

В условиях недостаточно развитого спроса со стороны потребителей страховых услуг (что весьма характерно для Украины) чаще всего наблюдается иная последовательность формирования и продвижения страховой услуги.

Страховщики более заинтересованы в насыщении рынка страховыми услугами и по собственной коммерческой инициативе разрабатывают предложения, обеспечивая тем самым формирование спроса на них. Работая в направлении пробуждения страховых интересов у потенциальных клиентов, страховщики выходят с предложением своих услуг, в центр которых поставлена финансовая безопасность клиента, реализуется идея обеспечения непрерывности его деятельности, исполнения всех обязательств перед партнерами по бизнесу и сохранения достигнутого уровня развития при наступлении неблагоприятных внезапных событий.

Ситуацию на страховом рынке Украины следует определять в такой диспозиции: предложение рождает спрос.

Особую актуальность составляет поиск таких страховых услуг, приобретение которых не только является целесообразным для страхователя, но и не влечет за собой чрезмерного расходования средств, позволяет оптимизировать налогообложение доходов клиента, имеет другие преимущества перед иными средствами экономической безопасности и преодоления последствий риска.

Косвенно через страховую услугу, страховщик может влиять на имидж страхователя, его место на рынке и другие условия его функционирования. В процессе предоставления страховой услуги проявляется роль страхования в рыночном хозяйстве.

Рассматривая страховую услугу как форму реализации страховых отношений, мы можем дать ей следующее определение:

Страховая услуга – обобщенное выражение всего многообразия видов и условий страхования, которые страховщик может осуществлять в пользу страхователя.

Приведенное определение страховой услуги, указывает лишь на наличие у страховщика возможности принести пользу своему клиенту. При этом известно, что главное, отличительное от других субъектов экономики, назначение страховщика состоит в обеспечении страховой защитой интересов его клиентов, т.е. предложение им различных форм страхового покрытия возможных убытков при наступлении риска. Такое покрытие риска и составляет назначение страховой услуги.

Как и всякий товар, страховая услуга имеет потребительную стоимость и стоимость. Потребительная стоимость проявляется при наступлении страхового случая, когда страховщик покрывает в соответствии с договором возникшие убытки (в имущественном страховании и страховании ответственности) или выплачивает сумму, предусмотренную условиями договора страхования жизни. Следовательно, имеет место обмен некоторой суммы денег на гарантии выплаты. Стоимость страховой услуги определяется расходами страховщика на заключение и обслуживание договора страхования и его коммерческими запросами (размером прибыли от страховых операций).

Услугам присущи четыре основных черты:

неосязаемость;

неотделимость от источника;

непостоянство качества;

несохраняемость.

Именно их наличие позволяет отделить услугу от материального товара.

1. Неосязаемость страховых услуг, их неуловимость или нематериальный характер. Эта черта означает, что их невозможно продемонстрировать, их нельзя увидеть, попробовать, почувствовать, транспортировать, упаковывать. Поскольку нет ощутимых характеристик страховой услуги к началу ее покупки, то степень неопределенности для страхователя возрастает.

Неосязаемость страховых услуг вызывает проблемы и у страховщиков: сложно объяснить страхователю, за что он платит деньги, особенно в ситуациях неразвитого спроса на страховые услуги, отсутствия доверия к работе многих страховых компаний со стороны потенциальных потребителей.

2. Неотделимость от источника означает, что производство, продажа и потребление услуги происходят при непосредственном участии страховщика. Услугу в отличие от товара нельзя создать про запас. Предоставить страховую услугу можно только реально существующему клиенту.

3. Непостоянство качества. Все страховые услуги становятся уникальными с того момента, как они реализованы потребителю. Именно своеобразие потребителя страховой услуги, специфичность рисков, переданных им на страхование, индивидуальность его требований относительно условий покрытия рисков и другие характеристики страховой сделки, предопределяют понятие качества страховой услуги. При этом следует помнить о постоянстве требования клиентов к качеству страховой услуги: полноте покрытия убытков, быстром урегулировании требований, наличию дополнительных услуг, связанных с обслуживанием договора страхования.

Качество также в значительной степени зависит от страховщика, времени и места предоставления услуг, поскольку у каждого страховщика свое отношение к выполнению обязанностей.

4. Несохраняемость страховой услуги связана с главным параметром сделки – строгими временными границами страховых отношений. Исключение может составлять только договор пожизненного страхования, в котором невозможно установить дату его окончания, но можно ввести условие относительно достижения возраста: например, в страховом законодательстве Германии предусмотрено, что лицам, имеющим договоры пожизненного страхования при достижении возраста 85 лет, выплачивается страховая сумма.

Как любой товар, страховая услуга обладает особенностями как объекта предложения и спроса. При этом можно заметить, что с позиций предложения (т.е. страховщика) мы имеем дело с понятием страховая защита, а с позиций спроса – страховая услуга. Именно наличие клиента и его спроса рождает страховую услугу.

Особенности страховой услуги как товара со стороны предложения проявляются следующим образом:

Страховая услуга это обещание, своеобразная гарантия исполнения обязательств, предусмотренных сделкой и при наступлении событий (реализации риска);

Трудность убеждения в необходимости страхования. Оказывают влияние психологический, финансовый факторы и отношение общества к приобретению страховой защиты, т.е. исторический феномен многолетнего монополизма в страховании и отсюда старого типа страховой культуры;

Субъективность в оценке уровня риска, реакции носителя на окружающие риски, необходимость предварительного андеррайтинга риска. Последняя черта является наиболее характерной по сравнению с другими товарами: прежде чем принять решение о продаже услуги сам продавец определяет для себя целесообразность, по отношению к своим финансовым последствиям, заключения такой сделки. Достаточно редко среди товарообменных операций встречается такая оценка возможности продажи товара или общих условий его предложения рынку (примером таких исключений являются другие финансовые сделки — кредит, где оценивается уровень риска невозврата);

Оплата страховой услуги не имеет встречного (совпадающего во времени) движения экономического блага. Существует и предусмотрен условиями страхования разрыв во времени или вообще отсутствие страхового покрытия, если по истечении срока страхования для клиента не имело последствий.

Присутствует индивидуальный подход к определению цены на страховую услугу: на условиях одних и тех же правил страхования различные договоры оплачиваются по индивидуальным ценам, рассчитанным с учетом особенностей объекта, риска и других факторов.

Имеется нормативно регулируемая взаимозависимость предложения страховой услуги с финансовыми возможностями страховой компании. Не являются в большинстве стран мира страховые компании универсальными, т.е. выделяются компании, осуществляющие только страхование жизни и компании, которым разрешено страховать все, кроме жизни. Законодательством, регламентирующим страховую деятельность также вводится ограничение на размер собственного удержания ответственности, величина которой определяется относительно суммы оплаченного уставного фонда и сформированных страховых резервов. Это связано с тем, что страховые компании обязаны обеспечивать соблюдение и реализацию принципа социальной ответственности как субъекты предпринимательской деятельности.

Ориентация на различные слои или целевые группы потребителей требует предлагать страховые услуги с учетом интересов так называемых социальных страт. В данном случае имеет место обеспечение специфических интересов, которые могут быть удовлетворены соответствующей услугой и разница здесь не только в цене и технических характеристиках, но главным образом она основана на присутствии таких рисков, которых не несут другие группы потребителей.

Со стороны спроса страховая услуга как товар также имеет особенности:

Психологический фактор оценки потребности в приобретении страховой услуги: многие носители риска чаще всего пренебрегают страховой защитой, надеясь, что их минуют опасности и убытки. Различая потенциальных страхователей по этому типу, страховщики шутят: «Оптимист – это застрахованный пессимист».

Неосязаемость и достаточная сложность условий страхования, делает страховую услуга как товар непрозрачным, что вызывает сомнения относительно его качества;

Не приобретается конкретный предмет или выгода, удовольствие на данный момент времени, но клиент получает гарантии спокойствия, экономической уверенности при неблагоприятном исходе событий;

Потребительной стоимостью страховой услуги является обеспечение страховой защиты, которая приобретает форму страхового покрытия;

Цена услуги выражается в тарифе: нижняя граница цены определяется принципом равенства между премиями и выплатами по договорам, а верхняя – потребностями страховщика;

Страховая услуга может быть предоставлена в силу требований Закона (в обязательном страховании), что принципиально меняет схему осуществления добровольного обмена при покупке товара;

Страховая услуга может быть продана методом сострахования или перестрахования;

Страховая услуга как товар имеет характер общей услуги, так как является потенциально возможной для всех страхователей, что гарантируется средствами сформированного страхового фонда.

Приведенный перечень особенностей страховой услуги как формы товара нельзя признать окончательно сформированным. Каждый вдумчивый потребитель услуг будет находить и другие специфические черты, обогащая страховую науку доказательствами и аргументами в пользу целесообразности и эффективности страховой защиты в жизни общества.

Классификация страховых услуг

С учетом категории потребителя:

Услуги юридическим лицам;

Услуги физическим лицам.

В основе этого деления лежат принципиальные отличия в масштабах последствий риска для его конкретного носителя, а это определяет механизм и технику оказания услуг. Кроме того, в совокупности предметов страхования, принадлежащего юридическим лицам и набора рисков им угрожающих, сектор страховых услуг для юридических лиц несопоставим по объему и структуре с сектором рынка, где реализуются услуги физическим лицам. Однако, в реальном страховом бизнесе сегодня редко встречаются компании, отдающие предпочтение кому-то одному из этих потребителей. Напротив имеется устойчивая тенденция к разнообразию предлагаемых страховых услуг, расширению их ассортимента, вовлечению в страховое сообщество как можно большего количества физических лиц, формирования комплексных продуктов, предлагаемых рынку наряду с традиционными видами страхования.

По роли в воспроизводственном процессе:

Компенсационного характера – обеспечивают покрытие материальных потерь и непрерывность процесса жизнедеятельности;

Накопительного характера – создают возможность формировать индивидуальные фонды потребления;

Смешанные.

По форме движения потребителя к поставщику услуги:

Услуги страховых агентов.

Услуги страховых (перестраховочных) брокеров.

Самое простое определение страховой услуги формулируется следующим образом:

Все, что страховая компания,

в соответствии с понятием «основная деятельность»,

осуществляет в пользу своих клиентов,

называется страховой услугой

я турист

«Я турист»

Задачи:

Популяризация туризма и ориентирования в школе

Развитие способностей ориентироваться на местности

Увеличение двигательной активности школьников

Место проведения: школьный двор

Инвентарь и оборудование: компасы, карандаши, листы бумаги по количеству участников, компостеры (по числу этапов).

1 этап: «Определение сторон горизонта». Участники с помощью компаса определяют стороны горизонта и записывают результат на бумаге. Время выполнения – 30 с. При этом учитывается затраченное время.

2 этап: «Определение знаков». Каждому участнику выдаются карточки, в которых нужно отгадать по два знака: аварийных и топографических.

3 этап: «Определение азимута». На листе бумаги с помощью компаса необходимо определить азимут от пункта «А» до пункта «Б».

4 этап: «Вязание узлов». Каждому участнику дается название узла. С помощью веревок необходимо завязать узел.

5 «Отгадай растение». На столе разложены 5 растений. Необходимо назвать растение и рассказать о его лекарственных свойствах.

6 «Отгадай кроссворд». Каждый участник получает листок с изображением сетки кроссворда и перечнем вопросом.

По горизонтали:

3. разъемное соединительное металлическое звено овальной, треугольной, трапецеидальной и др. формы

4. способ соединения веревок, образования веревочных петель и привязывания веревок к каким-либо предметам, а также сами веревочные соединения

5. горизонтальный угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от сев. направления меридиана до заданного направления в пределах от 00 до 3600

7. речной участок реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения

8. магнитный прибор для ориентирования на местности, в к-ром используют свойство намагничивания стрелки располагаться вдоль магнитного меридиана в направлении С-Ю

9. путешествие в горах, включающее восхождение на горные вершины

10. служит в туристическом походе для приготовления пищи, обогрева, сушки одежды и снаряжения, освещения и сигнализации

По вертикали:

1. определение своего положения (точки стояния) относительно сторон горизонта и окружающих объектов (ориентиров); позволяет сделать правильный выбор направления движения и выдерживать его в пути

2. место размещения (стоянка) туристической группы для ночлега или отдыха

6.кратковременная остановка туристической группы в походе для отдыха, обеда, оказания медицинской помощи и т. д

Ответы:

По горизонтали:

По вертикали

3 карабин

1 ориентирование

4 узел

2 бивак

5 азимут

6 привал

7 порог

8 компас

9 альпинизм

10 костер

Литература:

Виктор Медведев. « Карманная энциклопедия туриста»

я-концепции личности. Агапов

Возрастная репрезентация Я-концепции личности

     Многие аспекты Я-концепции являются объектами междисциплинарных направлений гуманитарных и естественных наук. В научной литературе существуют различные подходы к изучению Я-концепции. Это с одной стороны, позволяет выявить ее различные компоненты, а с другой — затрудняет определенные конкретного содержания данного понятия. Следует отметить, что в психологической литературе нет единой трактовки понятия «Я-концепция». До сих пор не выработано целостного, объяснительного и описательного термина, адекватно раскрывающего социально-психологическое содержание самого феномена Я-концепции в различных отраслях научного знания. Отсутствие общей терминологии затрудняет разработку многообразного и обоснованного психодиагностического инструментария.     Изучив различные точки зрения ученых на понятие «сознание», «самосознание», «бессознательное», «Я-концепция» и «образ Я» следует подчеркнуть, что существует достаточно взглядов и предложений, чтобы выявить специфику и динамику Я-концепции, ее существенную характеристику, а также разграничить понятия, связанные с ее феноменом.     Существование Я-концепции как самостоятельной системы не означает ее резкое отделение от других систем психики. Б.Ф. Ломов (19820 убедительно отмечает, что «психические явления необходимым образом включены во всеобщую взаимосвязь явлений в материальном мире, и только при этом открывается путь к познанию управляющих или объективных законов».     Следовательно, в структуре Я-концепции отражаются необходимые взаимоотношения, взаимовлияния между отдельными психическими явлениями и между психикой с другими системами, обеспечивающими оптимальное и позитивное становление личности.     Я-концепция — внутреннее, экзистенциальное ядро личности; продукт отражения системы отношений личности к себе и внешнему миру. элемент личностного образования, с которым согласуются все действия, эмоции, чувства, поступки, поведение, психологическое здоровье и успех в практической деятельности. Является санкционирующим механизмом по отношению личности к себе и внешнему миру. Формируется по законам логико-речевого мышления. Она связывает качества в отношении себя и внешнего мира в прошлом, настоящем и будущем. Частично существует и в сфере бессознательной.     Модель Я-концепции — динамическая, относительно устойчивая, многоканальная и многоуровневая, переживаемая, эмоционально-оценочная, иерархическая система. Ее структура объединяет компоненты сознания, самосознания, отношений и самоотношений, самоознания. Взаимодействие сферы сознательного и бессознательного связано с системной психологической защиты, существующей на подсознательном уровне сферы бессознательного. В результате формируется образ Я (система представлений о себе), объединяющий динамическое взаимодействие Я-реального, Я-идеального и Я-фантастического.     Изучение реального процесса становления Я-концепции современных подростков, выявление его типичных и наиболее существенных противоречий осуществлялось с использованием комплекса методов: модифицированная методика Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейна, личностно-ролевой рефлексии, выявление возрастной динамики влияния оценочных воздействий на формирование самооценки, потребности в положительной оценке и адекватной критической и самокритической у подростков по А.И. Липкиной и Л.А. Рыбак; шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерса; методика «конечных предложений» Сакса и сиднея; сочинение «Я в прошлом, настоящем и будущем»; графические методы «Автопортрет», «пейзажи моего детства», «Цветок, который мне нравится», «Любимые игрушки детства», «Животное, которое мне по душе». Обработка полученных данных проводилась с использованием методов статистического анализа данных с их последующей психологической интерпретацией, определения величины средней оценки. Выборочная совокупность психологического исследования с использованием вышеперечисленных совокупностей диагностических методов составила 60 подростков средней школы №450 г. Москвы.     Реализация психодиагностической программы исследования процесса становления Я-концепции подростков позволила выявить возрастную динамику значимости духовных потребностей для подростков. Наиболее важными оказались: потребность в достижении, нравственные потребности, потребность в труде, познавательные потребности, потребность в благополучии и свободе. Наименее значимыми потребности: в посиках смысла жизни, самовоспитании, самоутверждении, положительной оценке в творчестве. Важность потребности в достижении резко возрастает у подростков в 11 лет и стабильно держится на высоком уровне в течении всего подросткового возраста. Важность нравственных потребностей, потребность в труде, общении, наоборот, резко падает к 11-12, и затем достигает более высокого уровня к 14-15 годам.     Выявлена тенденция к «заземленности» потребностей. 25% опрошенных не придают значения потребностям в поисках смысла жизни и в творчестве, ограничиваются достижением своих личных целей, личного благополучия и не утруждают себя проблемами самоутверждения, самовоспитания.     Установлена возрастная динамика процесса становления Я-концепции в системе духовных потребностей подростков. Результаты исследований определили относительно высокий процент подростков со средним уровнем удовлетворения духовных потребностей. Полученные данные свидетельствуют о том, что 2% респондентов имеют низкий, а 46.7% — средний уровень становления Я-концепции в системе духовных потребностей. Заметим, что их число с низким, высоким и очень высоким уровнями становления Я-концепции имеют уровень притязаний на изменение удовлетворения духовных потребностей. Эмпирические данные показывают, что процесс становления Я-концепции в системе духовных потребностей подростков носит скачкообразный характер.     В исследовании была изучена возрастная динамика личностно-ролевой рефлексии подростков и выявлены ее уровни.     На низком уровне Я-рефлексивного у подростков до 12 лет происходит увеличение количества испытуемых с этим уровнем рефлексии. К 15 годам стабилизируется и находится такое же количество подростков, как и 10 лет. У подростков со средним уровнем рефлексии уменьшается численность в 11-12 лет, а к 13-15 годам — увеличивается. Количество подростков с высшим уровнем Я-рефлексивного с возрастом не меняется. 63.3% подростков имеют средний уровень Я-рефлексивного.     Анализ возрастной динамики рефлексии подростком себя как участника деятельности группы указывает на увеличение числа испытуемых со средним уровнем рефлексии — 66,7%. Происходит уменьшение количества подростков с высоким уровнем рефлексии и достигает 13,3%. Возрастная динамика уровней Я-рефлексивного у подростков также имеет скачкообразный характер. Результаты возрастной динамики влияния оценочных воздействий на формирование самооценки, потребности в положительной оценке и адекватной критической оценке у подростков показали, что для 63,4% подростков одинаково важна и оценка других, и самооценка. Причем, в 12 лет подростков важнее последняя, а в 14-15 важны обе. Большое удовлетворение испытывают подростки, когда их оценивают правильно(78,4%) и когда переоценивают (20%), и переживают, если их недооценивают. Это характерно для мальчиков и девочек. Следовательно, в сложном и длительном процессе становления Я-концепции подростков отражает качественные изменения в ее структуре, причем оценка других может в корне изменить отношение к себе.     Как видим, в процессе становления Я-концепции у подростков самооценка неустойчива, подвижна и противоречива. В 12-13 лет наступает период закрытости; для респондентов оценка других не важна. Об этом свидетельствуют наши эмпирические данные.     Исследование показало, что у большинства (78,4%) опрошенных адекватная критическая и самокритическая оценка. И только у 21,6% подростков — эффект неадекватности. Следовательно, у большинства детей подросткового возраста складывается реальная система отношений к себе и внешнему миру, тем самым подростки определяются в своих притязаниях на изменение своей Я-концепции. В свою очередь, эффект неадекватности препятствует позитивному становлению Я-концепции подростков.     Анализ социально-психологической адаптации подростков показывает, что с возрастом происходит скачкообразное увеличение коэффициента адаптированности, открытости реальной практики деятельности и отношений. Причем, девочки значительно более приспособлены, чем мальчики. Это подтверждает наше предположение о значимости опыта отношений для становления Я-концепции личности.     В процессе становления Я-концепции и адаптации к новым условиям подростки осознают необходимость принимать во внимание мнение окружающих и опыт отношений. Процесс становления Я-концепции у подростков включает половозрастные закономерности формирования представлений и установок мужественности — женственности и определяется закономерностями усвоения и присвоения, интериоризации существующих в обществе полоролевых стереотипов, проявляющихся в непосредственном поведении людей.     Это подтверждают наши эмпирические данные. Качественная обработка раскрытия особенностей ценностных отношений подростков показывает, что для них не безразлично отношение окружающих. Причем система отношений включает отношения к родителям, друзьям и сверстникам, противоположному полу, школе, нравственным взглядам, себе.     Представления отношений подростков к себе отражают стремление: у мальчиков — учиться хорошо, признаться девушке в любви, угнать мотоцикл, стать личностью; у девочек — любить других людей, быть хорошей женой, обеспечить себе будущее.     В разряд слабостей личности попали доброта, любовь, самокритичность. Налицо негативная тенденция в отношении к школе. Основными ценностями для подростков являются: хорошая работа, машина, дача, дом капитал, красивая жена, муж. У подростков к будущему отношение противоречивое — от прекрасного до темного. Хотя о прошлом они вспоминают с теплотой. Всего 1% подростков стараются изменить ситуацию, не падать духом, когда не везет.     Обработка результатов опроса подростков об ценностях отношения указывает на «заземленность» ценностей испытуемых. Для них важно, что думают о них другие, им не безразлично впечатление, которое они производят на окружающих.     Большинство детей осознают, что они бывают раздражительны и угрюмы, когда все против них, и стремятся смягчить эту ситуацию, хотя многие чувствуют себя не в состоянии контролировать свои реакции. Внешний облик и здоровье являются составляющими отношения подростка к себе.     Анализ сочинения «Я в прошлом, настоящем и будущем» показывает, что по мере взросления более значимыми становятся категории личностных особенностей, отношения к себе, родственных уз, семейных отношений и отношений к лицам противоположного пола, увлечений и интересов, социальных контактов. Заметно влияние родителей на становление Я-концепции подростков в младшем школьном возрасте. Девочка чаще касаются темы взаимоотношений с противоположным полом, темы, семьи, а мальчики — отдали явное предпочтение увлечениями и интересам. Но приоритетной категорией для всех явилась та, в которую входит перечисление достоинств и недостатков. Описывая себя, мальчики называют прежде всего моральные качества, указывающие на отношение к другим людям, а девочки — эмоциональные особенности.     Заметно сходство мальчиков и девочек подросткового возраста в тенденции к самохарактеристике. Девочки более, чем мальчики, склонны давать себе обобщенную оценку, указывать на отношение к себе, подчеркивать стремление к самоанализу («возможно я буду одинокой», «очень влюбчива», «я не такая, как все», «я оптимистка»).     Значимой для девочек и мальчиков является тема семьи, преимущественное раскрытие которой дается через указание на родственные узы. Редко встречаются высказывания, передающие климат в семье и оценку взаимоотношений в ней. Последние суждения свойственны только самоописаниям девочек. Особенностью сочинений девочек является включение семейной перспективы («лет в 25, наверное, выйду замуж, рожу ребенка», «муж станет моим единственным мужчиной в жизни»).     Отношение к жизни подростки выражают в своих сочинениях в обобщенной форме (» хочу от жизни взять все», «стараюсь брать от жизни все», «веселая жизнь после школы», «радость бытия и хорошее настроение в жизни»).     Встречается разочарованность, пессимизм по отношению к жизни. В целом в суждениях подростков присутствует позитивный прогноз собственного будущего, вера в него и ожидание исполнения замыслов и достижения целей.     Результаты проведенного исследования показывают, что современные подростки принципиально иные, со своими взглядами и духовными потребностями. Их отличает большая открытость, но и большая «заземленность» потребностей. У современных детей отмечается ярко выраженное стремление к индивидуальности, утверждению в достижении цели. Многие подростки не собираются строить всю свою жизнь в соответствии с определенными правилами, хотят только приспосабливаться к обстоятельствам.     Анализ вербальной продукции подростков позволяет выделить некоторые особенности процесса становления Я-концепции, который постоянно обогащается определенным содержанием. Об этом свидетельствует содержание самоописаний подростков, отражающее их сознание. По мере взросления оно становится более продуманным, а по форме — более последовательным и внутренне взаимосвязанным. В процессе становления Я-концепции подростки выделяют следующие волнующие их приоритеты: моя личность, мои отношения с другими, моя семья, потребности, увлечения, интересы, любимые занятия, мой труд и профессия. исследование наглядно показало влияние социально-экономической и духовно-нравственной обстановки в стране на изменение социально-психологического содержания Я-концепции. Сказалось это в ярко выраженном стремлении к индивидуальности, в достижении цели и в выражении своего недовольства настоящим и будущим.     Анализ дополнительной психологической информации об индивидуальных особенностях становления Я-концепции показывает, что только 6,6% респондентов изображают себя метафорически. Это говорит о развитой фантазии воображения, творческих способностях, благоприятно влияющих на процесс позитивного становления Я-концепции. 51,6% приходится на реалистическое изображение лица — анфас, 26,6% — реалистическое изображение в полный рост, 20% — реалистическое изображение в виде бюста, 1,6% — портрет в интерьере, 3,3% — реалистическое изображение лица в профиль.     Результаты исследования свидетельствуют о сравнительно небольшом проценте подростков, имеющих сильно развитое творческое воображение, важное для становления позитивной Я-концепции.     Отсутствие творческого воображения и низкая значимость потребности в творчестве у подростков указывает на низкий и средний активно-преображающий, конструктивный характер процесса становления Я-концепции. По мере взросления процент метафорического изображения себя увеличивается, следовательно, происходит поднятие уровня творчески-продуктивного характера процесса становления Я-концепции в системе духовных потребностей подростков.     Обнаружено, что динамика изменения Я-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов и многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели Я-концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания Я-концепции, завершается преобразованием всей ее структуры.     Установлено, что основным источником преобразования Я-концепции являются природные (мозг, тело), психологические (сознание, самосознание, психологическая «защита», опыт), и социальные (культура и общество) факторы. Развиваясь Я-концепция влияет на то, как личность воспринимает действительность и с кем взаимодействует. От нее зависит мотивация, уверенность в себе, самоуважение, самоэффективность, самораскрытие и самопредъявление личности.     Таким образом, Я-концепция обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности, ее удовлетворенность жизнью; регулирует эмоциональное состояние, интерпретирует опыт. Выступает как системообразующий субъективный мир личности и возникает на основе взаимодействия с окружающей средой. Я-концепция участвует в сохранении стабильных систем социальной стратификации. Раскрывает содержание микросоциальных процессов и внутриличностных механизмов адаптации и дезадаптации. Развивается в процессе самоактуализации личности на протяжении всей жизни.     Вышеизложенное позволяет отметить, что процесс становления Я-концепции подростков в условиях резких социальных изменений характеризуется обострением противоречий между: интенсивно формирующимися взглядами и убеждениями, освоенными моральными нормами у подростков и вхождения в жесткий мир взрослых отношений; ежедневно обрушивающейся дозой информации на подростков и их низкий готовностью к ее критическому отбору, осуществляемому на уровне непосредственной доверчивости к ее источникам; Распространяемой массовой культурой, ориентированной на стандартизацию чувств, мышления подростков и ограниченностью удовлетворения высокогуманных духовных потребностей; Возрастной сущностью солидарности, равенства подростков и социальным расслоением в подростковой среде; растущей потребностью практики в позитивном изменении Я-концепции подростков, в гуманистической направленности воспитательной деятельности и отсутствием в обществе необходимых условий их реализации.     Сравнительно — сопоставленный анализ практики становления Я-концепции современных подростков показал: ярко выраженное стремление к индивидуальному достижению определенной цели; скачкообразный характер возрастной динамики процесса становления Я-концепции и уровней личностно-ролевой рефлексии; неустойчивость, подвижность самооценки; скачкообразное увеличение с возрастом коэффициента социально-психологической адаптированности, открытости реальной практике деятельности и отношений; возрастание по мере взросления в самоописаниях категорий личностных особенностей, отношения к себе, родственных уз и семейных отношений, отношений к противоположному полу, увлечений и интересов, социальных контактов; низкую значимость потребностей в поисках смысла жизни, самоутверждении, положительной оценке, творчестве, самовоспитании, самореализации.     Можно сформулировать следующие выводы: в условиях резких социальных изменений подростки современного российского общества имеют иные, чем прежде взгляды и духовные потребности, которые конституируют мировоззренческий и духовно-нравственный аспект содержания их Я-концепции.

я-концепция

«я»-концепция

«я»-концепция («я»-образ, образ «я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.

Термин

Понятие «„я“-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологическойгуманистической психологии, представители которой (А. МаслоуК. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого «я» как фундаментального фактора поведения и развития личности[1].

Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего «„я“-концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания.

«Я»-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Структура «я»-концепции

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе «я»-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой.

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие «я»-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.

Когнитивная

Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая «я»-концепции.

Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя.

Наряду с прочим, когнитивная компонента «я»-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.

Оценочная

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:

соотнесение представлений о себе с «идеальным „я“»;

соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;

оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.

Поведенческая

Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая «я»-концепции.

Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на «я»-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью».

Другие подходы к структуре «я»-концепции («я»-образа)

Т. Ю. Каминская выделяет два подхода к разработке проблемы структуры образа «я». В первом подходе в структуре образа «я» не выделяется мотивационного компонента, или выделяются лишь незначительные его составляющие. Так, С. Стейн определяет «я»-Концепцию — «существующая в сознании индивида система представлений образов и оценок, относящаяся к самому субъекту». Л. А. Венгер говорит об образе «я» как о совокупности обобщенных содержательных и оценочных представлений.

Второй подход заключается в признании влияния мотивационного компонента (связь образа «я» и поведения) на развитие образа «я». Иными словами, формируются предпосылки для включения мотивационного компонента в структуру образа «я».

Наиболее же распространенным является представление о структуре образа «я» как единстве когнитивного (образ своих качеств, способностей, внешности и др.), эмоционального (самоуважение, самоуничижение и т. д.) и оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и др.) компонентов (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).

Г. Е. Залесским выделяются два компонента образа «я» — мотивационный и когнитивный. Применительно к изучению возрастных особенностей развития образа «я», особое внимание уделяется прояснению вопроса о том, как происходит формирование каждого из компонентов, когда два компонента образа «я» начинают взаимодействовать.

Когнитивный блок образа «я» отражает содержательные представления о себе. Такое понимание когнитивного блока образа «я» близко к пониманию образа «я» другими исследователями. Но в этот блок добавляются и оценочные (самооценка), и целевые (уровень притязаний, система запретов и поощрений) компоненты. Мотивационный блок отвечает за функциональную значимость этих качеств, то есть выступают ли эти качества критериями в выборе мотивов, целей, поступков. И если выступают, то выполняют ли качества функцию действующих или смыслообразующих мотивов.

Измерение «я»-концепции

В литературе представлен разнообразный набор методик для изучения «я»-концепции (образа «я») или его компонентов.

Различные опросники Примеры:

Методика исследования самоотношения (МИС) разработана Р. С. Пантелеевым (1989) и содержит 9 шкал:

внутренняя честность;

самоуверенность;

саморуководство;

отраженное самоотношение;

самоценность;

самопринятие;

самопривязанность;

внутренняя конфликтность;

самообвинение.

Методика диагностики социально-психологической адаптации разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом (1954). Методика апробирована и стандартизирована на разных выборках учащихся в отечественных школах и вузах. На русскоязычной выборке адаптированная А. К. Осницким. Шкала как измерительный инструмент обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих индивида к переоценке себя и своих возможностей, приятия или неприятия себя, других, эмоционального комфорта или дискомфорта, внутреннего или внешнего контроля, доминирования или ведомости, ухода от решения проблем.

И. С. Кон поднимает вопрос о том, может ли индивид адекватно воспринимать и оценивать себя, в связи с проблемой соотношения главных функций самосознания — регуляторно-организующей и эго-защитной. Чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен обладать адекватной информацией, как о среде, так и о состояниях и свойствах своей личности. Напротив, Эго-защитная функция ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа-Я даже ценой искажения информации. В зависимости от этого один и тот же субъект может давать как адекватные, так и ложные самооценки. Пониженное самоуважение невротика — это мотив и одновременно самооправдание ухода из деятельности, тогда как самокритика творческой личности — стимул к самосовершенствованию и преодолению новых рубежей.

Проективные техники

Практически все проективные методики направлены на исследование личностной сферы в различных её аспектах — уровень притязаний, степень самопринятия, привязанность к близким, конфликтность и т. п. Идея о том, что в рисунке или рассказе можно увидеть своеобразный «автопортрет», лежит в основе тестов «Рисунок человека» (К. Маховер), «Дом — дерево — человек» (Гудинаф — Харрис), Тематический апперцептивный тест (Г. Мюррея), Психогеометрический тест (Деллингер), Тест апперцепции символов (Нагибиной-Афанасьевой) и других.

Виды и классификации «я»-концепции (образа «я»)

«Я»-образ (образ «я», «я»-концепция) — это некая глобальная самооценка. «Я»-образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным, структурированным и дезинтегрированным и т. д.

Практически любой из образов «я» имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение.

В. В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «„я“-образе», или «„я“-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «я» является различение «„я“ реального» и «„я“ идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах У. ДжемсаЗ. ФрейдаК. ЛевинаК. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального „я“» и «социального „я“». Ш. Самюэль выделяет четыре «измерения» «„я“-концепции»: образ тела, «социальное „я“», «когнитивное „я“» и самооценку.

Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом:

«настоящее „я“»,

«динамическое „я“»,

«фактическое „я“»,

«вероятное „я“»,

«идеализированное „я“».

Принятие «я»-образа

Признание и принятие всех аспектов своего «я» в противоположность «условному самопринятию» обеспечивает интегрированность «я»-концепции, утверждает «я» в качестве мерила самого себя и своей позиции в жизненном пространстве. «Я»-концепция («я»-образ) — то зерно, которое несет в себе как зародыш, так и его потенциал роста и развития. Согласованность работы всех структур, их гармоничное взаимодействие есть необходимое условие психологического комфорта.

В. Ротенберг в своей книге «Образ „я“» приводит примеры восприятия образа «я» под гипнозом: «Когда одному испытуемому внушили, что он Пол Морфи — гениальный американский шахматист, и предложили сыграть в шахматы, первой его реакцией было требование огромного гонорара — миллиона долларов. Ему вручили пачку чистой бумаги, объявив, что это и есть вожделенный миллион, и в этот момент на энцефалографе был зарегистрирован мощный всплеск электрической активности кожи, свидетельствующий о выраженной эмоциональной реакции. Кстати, играл с этим испытуемым сам Михаил Таль, и он же сыграл с ним партию в его обычном состоянии вне гипноза. На фотографиях было видно, как уверенно держался во время игры испытуемый, пока считал себя Полом Морфи, для которого имя Таля ничего не значит, — и как робко вжался в стул тот же испытуемый вне гипноза, хорошо представляя себе, с кем он играет. Между прочим, Таль признал, что хотя „в образе“ испытуемый играл, конечно же, не на уровне Морфи, но все же примерно на два разряда выше, чем без гипноза. Спустя несколько месяцев, на вопрос журналиста: „Какая партия за последнее время запомнилась вам больше других?“, Таль ответил: „Встреча с Морфи“, и объяснил ошеломлённому репортёру, что галлюцинаций у него ещё нет».

Итак, именно внушение целостного образа позволяет выявить в гипнозе уникальные возможности, о которых сам человек не догадывается. Разумеется, эти возможности именно выявляются, а не привносятся состоянием гипноза».

Психологические конфликты становятся своеобразными пунктами проверки качества на пути к личностному росту и самореализации, когда прерывается, «расщепляется» взаимодействие, диалог «я»-образов, каждый из которых, являясь существенной частью «я»-концепции, силится «заявить о себе», «заговорить», «быть услышанным», но не принимается за свой, отторгается или защитно трансформируется.

Сложность и непредсказуемость образа «я» создает трудности для его изучения. Иногда педагог имеет дело с учеником, у которого различные части и составляющие образа «я» «размыты», не связаны между собой. Следствием психологической недифференцированности и зависимости, составляющих основное системообразующее свойство «пограничного самосознания», являются его три взаимосвязанные характеристики:

Высокий уровень пристрастности образа «я» и доступность его субъективным искажениям;

Сверхзависимость от оценок значимых других, стрессодоступность и уязвимость «я»-концепции, по отношению к эмоционально-травмирующему опыту;

«Узость» и «уплощенность» системы индивидуальных значений, репрезентирующих образ «я».

«Фактором, создающим наибольший риск дестабилизации самоотношения, является низкая степень дифференцированности „я“-концепции и вследствие этого недостаточная автономность когнитивных и аффективных процессов, увеличивающих стрессодоступность всей целостной системы», — считает Соколова, Е. Т.

В структуре личности особо выделяют психическую составляющую, ответственную за целостность психики. Это некое ядро — самость.

Самость — это «центр тяжести». Система сбалансирована, когда самость (как солнце) освещает, согревает и даёт энергию всем остальным составляющим личности.

Книга «Психологические типы»Карла Юнга, вобрала в себя размышления о многих философских познавательных проблемах.

В ней освещаются различные стороны сознания, возможные мировоззренческие установки, при этом человеческое сознание рассматривается с так называемой клинической точки зрения… В своей книге я утверждал, что всякий образ мыслей обусловлен определённым психологическим типом и что всякая точка зрения в некотором роде относительна. При этом возникал вопрос о единстве, необходимом для компенсации этого разнообразия. Иными словами, я пришел к даосизму… Именно тогда мои размышления и исследования стали сходиться к некоему центральному понятию — к идее самости, самодостаточности.

— Карл Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления. Происхождение моих сочинений.

К. Юнг рассматривал «самость» как первичный образ, архетип, — комплекс, существующий в коллективном бессознательном. Самость — это архетип целостности, символ полноты человеческого потенциала и единства личности.

И. С. Кон, раскрывая понятие «я» как активно-творческое интегративное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность, отмечает двойственность этого понятия, сознание самого себя заключает в себе двоякое «я»:

«я» как субъект мышления, рефлексивное «я» — активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «я» или «эго»;

«я» как объект восприятия и внутреннего чувства — объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «я» или образ «я», «понятие „я“», «„я“-концепция».

Человеку свойственно иметь и строить не только теорию самого себя, такого, какой он есть сегодня в действительности, но и теорию идеального «я», такого, каким человек хочет быть в будущем. Полагается, что наличие такой концепции идеального «я», или будущего «я», является важнейшим мотивирующим фактором, побуждающим человека к действиям, направленным на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию, поиск подлинной жизни. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции „я“», включая «идеальное „я“», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).

Карен Хорни отделяет актуальное, или эмпирическое, «я» от идеализированного «я», с одной стороны, и реального «я» — с другой. Актуальное «я» — всеохватывающее понятие для всего, чем является человек в данное время: для его тела и души, здоровья и невротичности. Актуальное «я» — то, что имеет в виду субъект, когда говорит, что хочет знать себя, то есть хочет знать, каким является. Идеализированное «я» — это то, чем субъект является в своем иррациональном воображении или чем должен быть согласно диктатам невротической гордости. Реальное «я» — это «изначальная» сила, действующая в направлении индивидуального роста и самореализации, с которой субъект может вновь достичь полной идентификации, когда он свободен от невроза. Реальное «я» — это то, на что ссылается субъект, когда говорит, что хочет найти себя. Реальное «я» для невротиков является возможным «я», в противоположность идеализированному «я» — которого достичь невозможно.

Развитие «я»-образа

Несмотря на устойчивость, «я»-образ — не статическое, а динамическое образование. На формирование «я»-образа влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. «Я»-идентичность — «я»-образ в сравнении себя с другими и определении своего места в социальной структуре. «Человеческое „я“ существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими» (И. С. Кон). Формирование адекватной «я»-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества.

Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное «я», с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.

В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.

Можно сказать, что заложено в «я»-концепции, то подросток и пытается развить. Например, у физически больного ребёнка в «я»-концепции заложено — здоров. Такой ребёнок будет пытаться физически себя подтянуть. Если уровень притязаний высокий, а собственные возможности осознаются недостаточными, может возникнуть невротизация (обидчивость, упрямство).

На протяжении всего взрослого периода жизни «я»-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.

Обнаружено, что динамика изменения «я»-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа «я» нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели «я»-концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания «я»-концепции, завершается преобразованием всей её структуры.

lists
lists