Курсовая

№21психоаналитическая концепция культуры

Психоаналитические концепции культуры: З.Фрейд, К.Г. Юнг, фромм

Становление принципов психоанализа и их применение для исследования феноменов культуры связано с именем З. Фрейда (1856 – 1939 гг.).

Опираясь на научные данные и собственный опыт врача-психиатра, З. Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления его психики. В основе психоанализа лежит учение З. Фрейда о бессознательном пласте в психике человека, о его влиянии на поведение человека, человеческую деятельность в целом и, следовательно, на формирование различных культурных феноменов.

Постепенно в ходе развития принципов психоанализа З.Фрейд сформулировал следующую модель психической структуры личности.

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области: «Я» (Ego), «Сверх-Я»(Super-Ego), «Оно» (Id), которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Каждый человеческий поступок является результатом этого взаимодействия.

Важнейшей составляющей бессознательного, его основным фондом являются первичные влечения человека: с одной стороны, сексуальные, к продолжению рода (либидо, Эрос) и, с другой стороны, к смерти, к разрушению (Танатос). Эту составляющую бессознательного Фрейд называет «Оно» (Id). Важнейшими особенностями «Оно» являются следующие:

—         оно – несловесное (невербальное);

—         ему закрыт прямой доступ в сознательное;

—         оно целиком исходит из принципа удовольствия.

Фрейд указывает на способ, которым культура проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с непосредственными потребностями «Оно». Этот способ Фрейд назвал сублимацией. Сублимация (от лат.Sublimatio – возвышение) – это механизм, посредством которого запретная сексуально-биологическая энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Результатом сублимации, согласно Фрейду, является творчество. С формированием «Сверх-Я» Фрейд связывает возникновение культуры. Об этом идет речь в его книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913 г.) и в ряде более поздних работ.

По Фрейду, культурная история человечества начинается с преодоления так называемого Эдипова комплекса (любовь к матери и желание инцеста с ней и одновременно ревность и ненависть по отношению к отцу с желанием устранить его как соперника). В результате возникают первые моральные запреты – табу инцеста и каннибализма, возникает экзогамия, потребность в религии, в Боге, во власти государства.

К.Г. Юнг

Самостоятельную концепцию культуры на базе психоанализа разработал К.Г. Юнг (1876 – 1961 гг.). Прежде всего, он отказался от придания глобального смысла сексуальности: место сексуальной энергии в его концепции занимает психическая энергия вообще (обозначаемая тем же термином – либидо). Исходя из этого, Юнг создает новую модель человеческой психики и затем переносит эти представления на анализ культуры. В качестве фундамента психики индивида у Юнга выступает коллективное бессознательное, которое составляет наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличается от личностного бессознательного. Обоснование этого феномена Юнг дает в статье «Понятие коллективного бессознательного». Коллективное бессознательное, по Юнгу, имеет коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов. Своим существованием оно обязано исключительно наследственности, оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально, его содержание представлено в основном архетипами (буквально: предшествующими формами), которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми, формами без содержания, которые только представляют возможность определенного типа восприятия и типа действия. Активизация архетипа происходит тогда, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу. Тогда, подобно инстинктивному влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле прокладывает себе путь. При этом архетип реализуется символическим путем через архетипический образ в психике индивида. Архетипы обнаруживают себя через определенные символы в сновидениях, в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса при расстройствах психики.

Следующим шагом на пути усложнения модели структуры и поведения личности в культуре была теория Эриха Фромма (1900–1980). Он развивает оригинальную версию антропологии культуры, пытается построить новую гуманистическую религию, делая акцент не на революции и не на медицинских мерах, а на задачах культурной политики. Психоанализ, согласно Фромму, в сочетании с Марксовой теорией отчуждения, классовой борьбы позволяет вскрыть истинные мотивы человеческих поступков.

Фромм восстает против всякого авторитаризма, настаивая на том, что в каждой исторической и индивидуальной ситуации человек должен делать выбор сам, ни на кого не перекладывая ответственности и не хвастаясь своими прошлыми достижениями. Смысл культурно-исторического процесса Фромм видит в освобождении личности от власти стада, инстинкта, традиции, но история не плавно восходящий, а возвратно-поступательный процесс, в котором периоды освобождения и просвещения чередуются с периодами порабощения и помрачения ума, т.е. «бегства от свободы». Специфичность культуры он выводит не только из природы человека, задаваемой экзистенциальными потребностями, но из особенностей «человеческой ситуации». Разум – гордость человека и его проклятье. Стремление к духовному синтезу – сильная сторона его творчества, но она же оборачивается после эклектикой. Однако дух оптимизма, гуманизма и мужество при постановке самых больных и запутанных вопросов цивилизации, вера в возможность их разумного решения делают культурологию Фромма увлекательной и вдохновляющей.

Согласно Э. Фромму, человек в процессе исторического развития утрачивает инстинктивные (естественные) связи с природой, что приводит к возникновению экзистенциальных и социальных противоречий. В частности, обладание и бытие как два способа жизнедеятельности индивида, негативная «свобода от» и позитивная «свобода для» в процессе развития личности. Фромм пытался решать эти противоречия путем соединения фрейдистской психологии, которую он доработал в направлении гуманистического психоанализа, и неомарксистской социологии, развивая социально-критическую антропологическую теорию и концепцию утопического «коммунитарного социализма».

 

№27 Страховая услуга как товар

Страховая услуга как специфический товар

Любой современный человек без малейшего труда может определить разницу между товаром, как конкретной вещью, и услугой, как чем-то неосязаемым, но к лучшему изменившим его жизнь.

Но поскольку и те, и другие обособлены от конкретного их потребителя до момента фактического их приобретения и предоставляются на условиях взаимовыгодного обмена, то не будет принципиальной ошибки, если они предстанут как общий мир товаров, каждый представитель которого определен следующим образом:

Товар – это все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения или потребления.

Рассматривая понятие «товар» по замыслу его создания, его назначения, можно обнаружить, что любой товар – это заключенная в упаковку услуга для решения какой-то проблемы или удовлетворения потребности. В таком контексте, формируется круг взаимосвязанных понятий: услуга – вид товара, а товар – упакованная услуга, и, следовательно, между этими понятиями, по сути, нет отличий.

Задача производителя товара состоит в том, чтобы выявить скрытые за ним нужды (потребности) и продавать выгоды от него.

Вдумайтесь в следующие высказывания, которые отражают глубину познания места и значения товаров в жизни человека, и вы согласитесь с ними:

«Агенты по закупкам приобретают не сверла диаметром в четверть дюйма, а отверстия того же диаметра»

«На фабрике мы делаем косметику. В магазине мы продаем надежду»

«Продавайте не бифштекс, а его аппетитное шкворчание на сковороде!»

Услуга – вид деятельности, в процессе которой не создается новый, ранее не существовавший продукт, имеющий материально-вещественную форму, но меняется его качество.

Услуги – это объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений. Это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой и, которая в основном неосязаема, и не приводит к приобретению чего-либо.

В политэкономическом смысле услуга это разновидность «экономического блага», которое продается и покупается и отражает потребительский спрос.

Под экономическим благом понимаются материальные предметы и услуги, являющиеся положительным вкладом в благосостояние.

Абстрагируясь от конкретных форм товаров, назначения последних, можно использовать понятие «товар» в качестве собирательного отражения потребительского спроса, который превращается в предмет обменных отношений продавца и покупателя.

В таком контексте «товар» выступает как обобщенное понятие многообразия предметов купли-продажи.

Приобретение товаров осуществляется на принципах добровольного обмена, что предполагает необходимость выделения и соблюдения следующих основных условий:

Сторон обмена должно быть как минимум две;

Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны;

Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникации;

Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны;

Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

Обмен завершается заключением сделки, то есть происходит обмен ценностями между участниками сделки. Количество сделок характеризуют степень соответствия спроса и предложения.

Потребительское поведение ориентировано на получение

максимального эффекта полезности. Но потребитель выбирает необходимые ему блага, придерживаясь своего, субъективного порядка предпочтения.

Такое поведение потребителей зависит от многих факторов, но в масштабах общества или определенной социальной группы, оно формирует потребительскую компоненту конъюнктуры рынка.

Появление новых товаров или услуг, модернизация существующих основаны на логической трансформации нечетко выраженного человеком чувства недостатка чего-либо в потребность, которая выступает как результат накопления чувства нехватки и заставляет человека осуществить выбор конкретного товара или услуги, т.е. изыскать необходимые для покупки средства и найти продавца (рис. 1). В современных условиях, появление новых товаров основано на умении производителей сформировать или вызвать чувство нехватки у потенциальных потребителей, так называемый инициированный спрос.

Объективно присутствует или инициативно формируется

Осознанная необходимость устранить возникшую нужду

Нужда

Запрос

Товар (услуга)

Чувство нехватки чего-либо

Специфическая форма нужды, соответствующая культурному уровню личности

Потребность

Вид экономического блага

Потребность, подкрепленная покупательной способностью

Рис. 1. Процесс формирования товара (услуги)

Приведенная схема является универсальной, позволяющей проиллюстрировать появление любого вида товара или услуги. Различие между товарами как видами экономических благ определяется особенностями потребностей и, как следствие, запросов людей.

В соответствии с Единым классификатором продукта ООН,

действующим в системе международной торговли товарами и

услугами, отмечается: «все, что производится, является продуктом – товары и услуги». В этом классификаторе приведены 160 видов услуг, объединенных в 12 разделов; 7 раздел классификатора – «Финансовые услуги, включая страхование»

Украинская практика также относит страховые услуги к сфере финансовых услуг. Законом Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» № 2664 – III от 12.07.2001 г. статьей 4 предусмотрено, что услуги в сфере страхования и накопительного пенсионного обеспечения являются финансовыми услугами. При этом, общее понятие финансовой услуги определяет операции с финансовыми активами, осуществляемые в интересах третьих лиц за собственный счет или за счет этих лиц с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов.

Общее понятие «страховая услуга» согласно ГАТС (Генеральное соглашение о торговле услугами) объединяет следующие подвиды страховых услуг:

— по проведению прямого страхования жизни и видов иных, чем страхование жизни;

— перестрахование и ретроцессия;

— услуги страховых посредников, в том числе брокеров и агентов;

— услуги, сопровождающие и обеспечивающие страхование: консультирование, актуарные услуги, оценка рисков и урегулирование убытков. (см. General Agreement on trade in services, WTO documentation, 1995, p. 309).

Страховая услуга имеет свои специфические черты, которые связаны с особыми запросами потребителей.

Например, ощущение нехватки чего-либо по отношению к понятию страховая услуга может быть определено как наличие риска, проявление которого оценивается по прошлому опыту страхователя или присутствию трудно контролируемой угрозы наступления убытков или потерь, нарушения нормального процесса жизнедеятельности.

Потребность в страховой услуге воспринимается как осознанная необходимость экономической защиты от риска, соответствующей уровню потенциального ущерба.

Запрос выражается в сформулированном страховом интересе, подтверждающем не только потребность в страховой защите, но и определяющем меру материальной заинтересованности в части покрытия ущерба.

Сформированному спросу страховщик готов предоставить адекватную страховую услугу.

В условиях недостаточно развитого спроса со стороны потребителей страховых услуг (что весьма характерно для Украины) чаще всего наблюдается иная последовательность формирования и продвижения страховой услуги.

Страховщики более заинтересованы в насыщении рынка страховыми услугами и по собственной коммерческой инициативе разрабатывают предложения, обеспечивая тем самым формирование спроса на них. Работая в направлении пробуждения страховых интересов у потенциальных клиентов, страховщики выходят с предложением своих услуг, в центр которых поставлена финансовая безопасность клиента, реализуется идея обеспечения непрерывности его деятельности, исполнения всех обязательств перед партнерами по бизнесу и сохранения достигнутого уровня развития при наступлении неблагоприятных внезапных событий.

Ситуацию на страховом рынке Украины следует определять в такой диспозиции: предложение рождает спрос.

Особую актуальность составляет поиск таких страховых услуг, приобретение которых не только является целесообразным для страхователя, но и не влечет за собой чрезмерного расходования средств, позволяет оптимизировать налогообложение доходов клиента, имеет другие преимущества перед иными средствами экономической безопасности и преодоления последствий риска.

Косвенно через страховую услугу, страховщик может влиять на имидж страхователя, его место на рынке и другие условия его функционирования. В процессе предоставления страховой услуги проявляется роль страхования в рыночном хозяйстве.

Рассматривая страховую услугу как форму реализации страховых отношений, мы можем дать ей следующее определение:

Страховая услуга – обобщенное выражение всего многообразия видов и условий страхования, которые страховщик может осуществлять в пользу страхователя.

Приведенное определение страховой услуги, указывает лишь на наличие у страховщика возможности принести пользу своему клиенту. При этом известно, что главное, отличительное от других субъектов экономики, назначение страховщика состоит в обеспечении страховой защитой интересов его клиентов, т.е. предложение им различных форм страхового покрытия возможных убытков при наступлении риска. Такое покрытие риска и составляет назначение страховой услуги.

Как и всякий товар, страховая услуга имеет потребительную стоимость и стоимость. Потребительная стоимость проявляется при наступлении страхового случая, когда страховщик покрывает в соответствии с договором возникшие убытки (в имущественном страховании и страховании ответственности) или выплачивает сумму, предусмотренную условиями договора страхования жизни. Следовательно, имеет место обмен некоторой суммы денег на гарантии выплаты. Стоимость страховой услуги определяется расходами страховщика на заключение и обслуживание договора страхования и его коммерческими запросами (размером прибыли от страховых операций).

Услугам присущи четыре основных черты:

неосязаемость;

неотделимость от источника;

непостоянство качества;

несохраняемость.

Именно их наличие позволяет отделить услугу от материального товара.

1. Неосязаемость страховых услуг, их неуловимость или нематериальный характер. Эта черта означает, что их невозможно продемонстрировать, их нельзя увидеть, попробовать, почувствовать, транспортировать, упаковывать. Поскольку нет ощутимых характеристик страховой услуги к началу ее покупки, то степень неопределенности для страхователя возрастает.

Неосязаемость страховых услуг вызывает проблемы и у страховщиков: сложно объяснить страхователю, за что он платит деньги, особенно в ситуациях неразвитого спроса на страховые услуги, отсутствия доверия к работе многих страховых компаний со стороны потенциальных потребителей.

2. Неотделимость от источника означает, что производство, продажа и потребление услуги происходят при непосредственном участии страховщика. Услугу в отличие от товара нельзя создать про запас. Предоставить страховую услугу можно только реально существующему клиенту.

3. Непостоянство качества. Все страховые услуги становятся уникальными с того момента, как они реализованы потребителю. Именно своеобразие потребителя страховой услуги, специфичность рисков, переданных им на страхование, индивидуальность его требований относительно условий покрытия рисков и другие характеристики страховой сделки, предопределяют понятие качества страховой услуги. При этом следует помнить о постоянстве требования клиентов к качеству страховой услуги: полноте покрытия убытков, быстром урегулировании требований, наличию дополнительных услуг, связанных с обслуживанием договора страхования.

Качество также в значительной степени зависит от страховщика, времени и места предоставления услуг, поскольку у каждого страховщика свое отношение к выполнению обязанностей.

4. Несохраняемость страховой услуги связана с главным параметром сделки – строгими временными границами страховых отношений. Исключение может составлять только договор пожизненного страхования, в котором невозможно установить дату его окончания, но можно ввести условие относительно достижения возраста: например, в страховом законодательстве Германии предусмотрено, что лицам, имеющим договоры пожизненного страхования при достижении возраста 85 лет, выплачивается страховая сумма.

Как любой товар, страховая услуга обладает особенностями как объекта предложения и спроса. При этом можно заметить, что с позиций предложения (т.е. страховщика) мы имеем дело с понятием страховая защита, а с позиций спроса – страховая услуга. Именно наличие клиента и его спроса рождает страховую услугу.

Особенности страховой услуги как товара со стороны предложения проявляются следующим образом:

Страховая услуга это обещание, своеобразная гарантия исполнения обязательств, предусмотренных сделкой и при наступлении событий (реализации риска);

Трудность убеждения в необходимости страхования. Оказывают влияние психологический, финансовый факторы и отношение общества к приобретению страховой защиты, т.е. исторический феномен многолетнего монополизма в страховании и отсюда старого типа страховой культуры;

Субъективность в оценке уровня риска, реакции носителя на окружающие риски, необходимость предварительного андеррайтинга риска. Последняя черта является наиболее характерной по сравнению с другими товарами: прежде чем принять решение о продаже услуги сам продавец определяет для себя целесообразность, по отношению к своим финансовым последствиям, заключения такой сделки. Достаточно редко среди товарообменных операций встречается такая оценка возможности продажи товара или общих условий его предложения рынку (примером таких исключений являются другие финансовые сделки — кредит, где оценивается уровень риска невозврата);

Оплата страховой услуги не имеет встречного (совпадающего во времени) движения экономического блага. Существует и предусмотрен условиями страхования разрыв во времени или вообще отсутствие страхового покрытия, если по истечении срока страхования для клиента не имело последствий.

Присутствует индивидуальный подход к определению цены на страховую услугу: на условиях одних и тех же правил страхования различные договоры оплачиваются по индивидуальным ценам, рассчитанным с учетом особенностей объекта, риска и других факторов.

Имеется нормативно регулируемая взаимозависимость предложения страховой услуги с финансовыми возможностями страховой компании. Не являются в большинстве стран мира страховые компании универсальными, т.е. выделяются компании, осуществляющие только страхование жизни и компании, которым разрешено страховать все, кроме жизни. Законодательством, регламентирующим страховую деятельность также вводится ограничение на размер собственного удержания ответственности, величина которой определяется относительно суммы оплаченного уставного фонда и сформированных страховых резервов. Это связано с тем, что страховые компании обязаны обеспечивать соблюдение и реализацию принципа социальной ответственности как субъекты предпринимательской деятельности.

Ориентация на различные слои или целевые группы потребителей требует предлагать страховые услуги с учетом интересов так называемых социальных страт. В данном случае имеет место обеспечение специфических интересов, которые могут быть удовлетворены соответствующей услугой и разница здесь не только в цене и технических характеристиках, но главным образом она основана на присутствии таких рисков, которых не несут другие группы потребителей.

Со стороны спроса страховая услуга как товар также имеет особенности:

Психологический фактор оценки потребности в приобретении страховой услуги: многие носители риска чаще всего пренебрегают страховой защитой, надеясь, что их минуют опасности и убытки. Различая потенциальных страхователей по этому типу, страховщики шутят: «Оптимист – это застрахованный пессимист».

Неосязаемость и достаточная сложность условий страхования, делает страховую услуга как товар непрозрачным, что вызывает сомнения относительно его качества;

Не приобретается конкретный предмет или выгода, удовольствие на данный момент времени, но клиент получает гарантии спокойствия, экономической уверенности при неблагоприятном исходе событий;

Потребительной стоимостью страховой услуги является обеспечение страховой защиты, которая приобретает форму страхового покрытия;

Цена услуги выражается в тарифе: нижняя граница цены определяется принципом равенства между премиями и выплатами по договорам, а верхняя – потребностями страховщика;

Страховая услуга может быть предоставлена в силу требований Закона (в обязательном страховании), что принципиально меняет схему осуществления добровольного обмена при покупке товара;

Страховая услуга может быть продана методом сострахования или перестрахования;

Страховая услуга как товар имеет характер общей услуги, так как является потенциально возможной для всех страхователей, что гарантируется средствами сформированного страхового фонда.

Приведенный перечень особенностей страховой услуги как формы товара нельзя признать окончательно сформированным. Каждый вдумчивый потребитель услуг будет находить и другие специфические черты, обогащая страховую науку доказательствами и аргументами в пользу целесообразности и эффективности страховой защиты в жизни общества.

Классификация страховых услуг

С учетом категории потребителя:

Услуги юридическим лицам;

Услуги физическим лицам.

В основе этого деления лежат принципиальные отличия в масштабах последствий риска для его конкретного носителя, а это определяет механизм и технику оказания услуг. Кроме того, в совокупности предметов страхования, принадлежащего юридическим лицам и набора рисков им угрожающих, сектор страховых услуг для юридических лиц несопоставим по объему и структуре с сектором рынка, где реализуются услуги физическим лицам. Однако, в реальном страховом бизнесе сегодня редко встречаются компании, отдающие предпочтение кому-то одному из этих потребителей. Напротив имеется устойчивая тенденция к разнообразию предлагаемых страховых услуг, расширению их ассортимента, вовлечению в страховое сообщество как можно большего количества физических лиц, формирования комплексных продуктов, предлагаемых рынку наряду с традиционными видами страхования.

По роли в воспроизводственном процессе:

Компенсационного характера – обеспечивают покрытие материальных потерь и непрерывность процесса жизнедеятельности;

Накопительного характера – создают возможность формировать индивидуальные фонды потребления;

Смешанные.

По форме движения потребителя к поставщику услуги:

Услуги страховых агентов.

Услуги страховых (перестраховочных) брокеров.

Самое простое определение страховой услуги формулируется следующим образом:

Все, что страховая компания,

в соответствии с понятием «основная деятельность»,

осуществляет в пользу своих клиентов,

называется страховой услугой

язык-ие

ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА

К новому направлению примыкали по преимуществу ученые Лейпцигского  университета. Поэтому младограмматиков именуют также лейпцигской школой  языкознания, куда входили: Август Леслин (1840-1916), Карл Бругман (1849-1919), Бертольд Дельбрюк (1842-1922), Вильгельм Томсен (1842-1927) 

Школа младограмматиков особенно выдвинулась в связи с решением двух проблем – звукового закона и аналогии.

Младограмматики отвергли биологические взгляды своего непосредственного предшественника А.Шлейхера и установили свою систему взглядов.

Программа младограмматиков изложена в предисловии к первой части книги К. Бругмана «Морфологические исследования». Основные принципы:

1. Младограмматики отвергают шлейхеровский биологический взгляд на язык как природный организм и считают язык историческим явлением.

2. В звуковых изменениях младограмматики видят строгую закономерность. Звуковые законы не допускаются никаким исключениям. Кажущиеся исключения из звуковых законов младограмматиками объясняются: а) другим звуковым законом; б) новообразованиями по аналогии; в) заимствованием слов из других языков или диалекта.

3. Младограмматики на первое место выдвигают изучение живых языков и диалектов.

Теория младограмматиков: Сделано было много открытий в развитии фонетической системы индоевропейских языков. В области теории младограмматики не имели крупных достижений. Ценное у младограмматиков – стремление к точномунаблюдению фактов, осторожность в выводах. Младограмматики восстали против лингвистического биологизма Шлейхера. Было также отвергнуто учение Шлейхера о двух периодах в развитии языка – периоде расцвета (в доистории) и периода распада (в историческое время) – и обосновали положение о едином процессе развития языка.

Теория фонетических законов. Внимание языковедов было направлено на установление новообразований по аналогии, которое основывается на психических явлениях ассоциации, и вскрытие и описание фонетических законов, отражающих физиологическую сторону деятельности языка.

… пересмотреть это понятие фонетического закона. Если первоначально они определялись как «законы, действующие совершенно слепо, со слепой необходимостью природы», то в дальнейшем сферу их действия ограничили рядом факторов (хронологическими и пространственными пределами, встречным действием аналогии, определенными фонетическими условиями).

Индивидуализм и психологизм. Говорящий индивид – вот исходная точка младограмматиков. Индивидуальная речь   есть конкретное выражение общенародной речи, так как человек может, употребляя общенародный  язык, реализовывать его в различных индивидуальных вариациях. Исходя из индивидуализма,  младограмматики искали причины и законы изменения языков не в изменениях человеческого общества, а в изгибах психики отдельного индивида.

Преувеличение роли историзма.  Исторический подход универсализируется и делается обязательным при изучении всех явлений. Он утверждал, что «все языкознание является историческим» и что любой неисторический трактат есть вместе с тем и ненаучный.

В целом более подробного и глубокого изучения языка младограмматики рекомендовали изолированное рассмотрение отдельных явлений языка, меньше обращая внимание на систему (так называемый атомизм младограмматиков).

КАЗАНСКАЯ ШКОЛА

Два главных ее представителя – И.А.Бодуэн де Куртенэ и Н.В.Крушевский. Поскольку оба были поляками, принято считать Казанскую лингвистическую школу направлением польской науки.

Крушевский понимал закон как общее правило, универсальное для всех языков, и выделял не только исторические, но и «статические» законы. Таковы «статический закон звука» («Всякий звук в одинаковых условиях акустически и физиологически приблизительно одинаков у всех индивидов данного говора и времени») и «статический закон звукового сочетания» («со звуком х может сочетаться только звук z1, но не может вовсе сочетаться звук z2». «Однообразие звука и звуковой системы, – писал Крушевский, – а также однообразие звуковых сочетаний суть единственные законы, которым подчиняется каждое без исключения слово данного языка». Динамические законы – это прежде всего законы изменений артикуляций, от них производны законы перехода звуков.

Язык Крушевский рассматривал как одновременно физиолого-акустическое и психическое явление. Развитие языка, согласно его концепции, определяется двумя психическими ассоциациями: по сходству и по смежности; первая ассоциация укладывает слова в системы (в частности, объединяет разные формы одного слова), вторая строит слова (грамматически и семантически связанные) в ряды. Ассоциации по смежности воспроизводят слова в готовом виде, способствуют стабильности в языке; ассоциации по сходству дают возможность создавать новые слова, производить их заново. Развитие языка ученый рассматривал как «вечный антагонизм» между этими двумя силами. Многими своими идеями (разграничение «статики» и «динамики», выявление «статических законов», понимание языка как системы) концепция Крушевского предвосхищали идеи Ф. де Соссюра, а в ряд пунктов была более разработанной: так, законы исторического развития языков Соссюр понимал вполне традиционно, в духе младограмматиков.

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА

одно из ведущих направлений отечественной лингвистики конца 19 в. и 20 в. Сформировалась в Московском университете в 1880–1890-е годы. Создателем школы был Ф.Ф.Фортунатов. В числе его старших учеников были Г.К.Ульянов (1859–1912), А.И.Томсон (1860–1935), А.А.Шахматов; 

Фортунатов выходил за рамки младограмматических концепций и исторического подхода в целом. Увлекавшийся математикой, он стремился к математической точности и в своих лингвистических исследованиях. Если большинство языковедов 19 в. тяготели к рассмотрению языка в логических или психологических категориях, то Фортунатову было свойственно стремление изучать язык, исходя из собственно лингвистических критериев и по возможности не обращаясь к категориям других наук. Его научные интересы во многом лежали в области теории грамматики, где он стремился выявить общие законы грамматической структуры, не связанные с историческим развитием. Фортунатов занимался также типологией, сопоставлением строя языков независимо от их истории и родственных связей. Близкие подходы сохранялись у учеников Фортунатова, некоторые из них, особенно Дурново, впоследствии непосредственно обратились к структурным методам.

Не отказываясь от исторических и сравнительно-исторических исследований, представители фортунатовской школы занимались синхронным изучением языков, прежде всего современных. Областью их специальных исследований были грамматика, позднее также фонология. Значительную роль в становлении и развитии идей школы сыграла деятельность Московской диалектологической комиссии (1904–1931), развернувшей активные исследования русских, украинских и белорусских диалектов.

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА

Женевская школа

        в лингвистике, направление структурного языкознания, непосредственно опирающееся на идеи «Курса общей лингвистики» Ф. деСоссюра. Ведущими представителями Ж. ш. (с 1927) в первом её поколении были швейцарские учёные Ш. Балли и А. Сеше (сотрудники Соссюра и издатели его «Курса»), во втором — швейцарские учёные С. Карцевский, А. Фрей и Р. Годель.

         Основные вопросы, разработкой которых занимались почти все представители Ж. ш.: проблема языкового знака в связи с положениями Соссюра о роли тождеств и различий в системе языка; проблема языка и речи, виртуального и актуального в речевой деятельности; проблемы индивидуальной стилистики; вопросы соотношения психологии, логики и языкознания. Ж. ш. имеет свой непериодический орган — «Cahiers F. de Saussure» («Тетради Ф. де Соссюра», с 1941).

яэкологияЯ

Внеклассное занятие по экологии

Тема: «я + экология = Я»

Преподаватель биологии МОУ СОШ № 1 г. Ногинска, Московской области Рослая Е.С.

Цель: формирование экологически грамотной личности.

Задачи: активизировать познавательную деятельность учащихся;

-показать человека как часть природы;

— прививать интерес к предмету.

Оборудование: выставка книг, фото с пейзажами природы, кроссворд.

Ход занятия:

Учитель: Здравствуйте ребята!

Сегодня я предлагаю рассмотреть необходимую каждому человеку формулу: я + экология = Я.

Я маленькая – o это каждый из нас. Следующее слово – экология. Что изучает данная наука?

/это наука изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей их средой/

А почему сумма «я» и «экология» равна большому «Я», мы попытаемся выяснить. Поможет нам слово «ЭКОЛОГИЯ»/предлагается кроссворд/, каждая буква которого будет открывать путь к осмыслению это формулы. Нас ждут познавательные и увлекательные выступления моих помощников.

э

к

о

л

о

г

и

я

к

у

т

и

р

р

в

о

к

г

с

и

и

а

л

у

а

т

е

б

о

ш

д

в

н

ы

г

к

к

е

т

и

а

а

н

и

ч

н

р

е

и

о

к

ц

в

и

а

а

й

н

и

у

е

щ

е

р

б

Итак, первое слово нам откроет Ира.

Ира: Для того чтобы открыть слово, надо ответить на мой вопрос:

— Какое дерево считается символом России?

Да, это лиственница. А вот почему я вам сейчас расскажу. / доклад о лиственнице/

Учитель: Так почему русские люди выбрали именно это дерево как символ России? / оно обладает особой прочностью/

Действительно, какое интересное явление, чем дольше вода действует на древесину, тем прочнее она становится. И как важна была лиственница для подводных сооружений человека.

Следующее слово открою я, но если вы мне скажите:

— Как называется способ определения сторон горизонта? /ориентирование/ Открываем букву «О».

Нас сегодня будет интересовать ориентирование без компаса.

Жизнедеятельность каких живых организмов зависит от сторон горизонта?

Древесина – с южной стороны коры сухая и светлая./в хвойных лесах/

Осина и тополь – с северной стороны горизонта покрыта мхом и лишайником.

Камни и валуны с северной стороны горизонта покрыты лишайником и мхом.

Грибы – растут с северной стороны деревьев, пней, кустов.

Ягоды – раньше краснеют с южной стороны деревьев.

Муравейники – располагаются с южной стороны дерева, южная сторона муравейника – отлогая, северная – крутая.

Снег весной тает быстрее с южной стороны.

— Какой мы можем сделать вывод?

/Жизнь живых организмов зависит от сторон горизонта/

Я приглашаю Ваню, открыть следующее слово.

Ваня: Скажите, какая птица года считает?/кукушка/ Открываем букву «К». Доклад о кукушке.

Учитель: насколько сильна взаимосвязь кукушки с деревьями! Как бы, с нашей точки зрения, она себя отрицательно не вила, кукушка имеет право на жизнь.

Следующая буква «Г».

Настя: я предлагаю разгадать кроссворд о грибах.

Учитель: с какими организмами грибы тесно связаны?/животными, растениями, человеком/

Максим открывает следующую букву «И». Доклад об иве.

Учитель: какое важное значение имела ива для русского народа?/лечились, предметы утвари изготовляли, укрепляли берега/.

Очень интересное слово откроет Кристина на букву «О».

Кристина загадывает загадки о живом мире.

Учитель: благодаря чему русский народ мог сочинять такие точные загадки о природе?/наблюдению/

Значит, наблюдение за природой приносит и пользу нашему народу и развлечение.

Прежде чем я открою последнее слово, мне хочется подвести итог под всем сказанным.

Какой вы сделали вывод из выступлений ребят? /все взаимосвязано в природе, ничего нельзя исключить/.

Я открываю последнее слово. Здесь даже 2 слова имеющие важное для всех значение.

/экологический ущерб/.

— Какой экологический ущерб был нанесен природе Ногинского района прошедшим летом?/пожары/

— Как серьезно пострадали организмы лугов полей лесов болот!

— Какова причины такого бедствия?

-Засуха – условия созданные природой,

— Осушение болот – неграмотная, неразумная добыча торфа человеком.

Какое предполагается исправление положения с болотами? /заполнить водой/

Будем надеяться, что люди все просчитают на этот раз.

— А что требуется от нас простых жителей?

/не бросать в лесу окурки, не разжигать костров./

Администрация города еще в мае предупреждала всех жителей, что в лесах складывается опасная ситуация.

Туристам со станции СЮТУР не дали разрешения на костры в походах, хотя они всегда грамотно и аккуратно обращаются с огнем.

Летом вертолеты с пожарными машинами, милиция, экологическая полиция, ГИБДД охраняли лесные массивы от нерадивых жителей Ногинского района. Накладывались штрафы за разведение костров.

Но все эти меры не смогли убедить население отнестись ответственно к предупреждениям.

С экранов телевизоров не однократно слышалось, что огромного размера пожары возникали из-за одного костра, из-за одного окурка, брошенного на землю. Значит, кто-то повел себя по принципу: «Мне надо, а после меня хоть потоп!».

— А как страдало население от пожаров? /Смог стоя все дни круглосуточно. Люди задыхались, попадали в больницы с сердечными, легочными, сосудистыми заболеваниями/.

Плюс страшный экологический ущерб, нанесен природе.

Да, ребята природа наша удивительна, прекрасна. В ней все взаимосвязано. И мы являемся частью ее. Поэтому должны разумно, бережно к ней относиться.

Давайте еще раз обратимся к формуле нашего занятия.

Я – каждый из нас.

Экология – обогащает нас знаниями о нашем огромном доме, частью которого мы являемся.

Я – это тоже мы, но чувствующие себя частью природы. Знающие, что наш дом это луга, леса, реки, озера, со всеми своими жителями.

Здесь вы видите книги, которые помогали нам и помогут вам лучше понять тех, кто живет вместе с нами в одном доме.

Мне очень хочется надеяться, что когда вы вырастите, будите принадлежать к группе людей, которые смогут себя назвать с большой буквы «Я» — они внимательнее, добрее, уважительнее относятся к своему дому – природе.

СПАСИБО за работу всем!.

євроком чавунні пічки

САЛОН «КАМІНИ НА ЦИТАДЕЛІ»

Львів вул.Грабовського,11 тел.299-42-88

www.kamin.lviv.ua , godinkamin@ukr.net

жовтень 2012р.

ЧАВУННІ ПІЧКИ EUROKOM

Назва

Опис

гуртроздр

GERD

7 kW

342

410

GUSTAW

13 kW

513

616

GUSTAW z plyta

13 kW

587

704

HAROLD

14 kW

709

859

HAROLD ділений

14 kW

734

881

HAROLD z plyta

14 kW

807

969

INGRID

9 kW

269

322

OSKAR

7 kW

342

410

OSVALD вугілля

6 kW

269

322

RICHARD

14 kW

783

939

RICZARD antique

14 kW

832

998

SVEN

10 kW

489

587

TORN вугілля

7 kW

330

396

VILHELM

7 kW

269

322

Ціни подані в євро зі складу у Львові.

эффект Холла методичка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования»Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Кафедра «Общей и экспериментальной физики»

Определение концентрации и подвижности основных носителей заряда по измерениям эффекта Холла

Лабораторная работа по учебной дисциплине

» Методы исследования материалов и структур электроники «

Методические указания

Великий Новгород

2012

Цель работы:

Ознакомиться с эффектом Холла и с его помощью определить концентрацию, подвижность и удельную проводимость образца полупроводникового материала.

Краткая теория:

Эффект был открыт американским физиком Эдвином Холлом в 1879 году в тонких пластинках золота. Холл обнаружил следующее явление: если металлическую пластинку, вдоль которой течёт постоянный электрический ток, поместить в перпендикулярное к ней магнитное поле, то наблюдается возникновение поперечной разности потенциалов, называемой ЭДС Холла.

Эффекту можно дать изложенное ниже объяснение.

Рис. 1 Появление поверхностных зарядов и холловской напряженности электрического поля в акцепторном полупроводнике

Рассмотрим для примера акцепторный полупроводник. Удельная электропроводность полупроводника с примесной проводимостью определяется формулой:

,

где – элементарный заряд; – концентрация основных носителей тока; – подвижность носителей тока.

На дырку, движущуюся в магнитном поле, действует сила Лоренца , где – средняя скорость упорядоченного движения дырок. В установившемся состоянии сила Лоренца равна силе электрического поля: . Тогда

.

Скорость можно найти из выражения для плотности тока

,

где .

Отсюда

.

С учетом этого выражение для электрического поля примет вид

.

Холловская разность потенциалов связана с напряженностью поперечного электрического поля

h.

Тогда получим

,

где

– постоянная Холла.

Таким образом, для определения постоянной Холла следует измерить индукцию магнитного поля (В), ток через образец (I) и толщину образца (b). Зная постоянную Холла, можно определить концентрацию носителей заряда в пластине:

,

где e— заряд электрона.

постоянная Холла;

Измерения обычно проводят на образце в форме параллелепипеда (рис. 2), имеющем два торцовых контакта и три боковых. Контакты 1 и 5 служат для создания тока через образец. Постоянное магнитное поле B прикладывается перпендикулярно большой грани образца. В соответствии с эффектом Холла между контактами 2 и 3 образуется холловская разность потенциалов U23. Поскольку с холловскими измерениями часто одновременно проводят измерения удельной электропроводности образца, то на боковой поверхности образца имеется дополнительный контакт 4, который вместе с контактом 3 служит для измерения продольного падения напряжения U23 на расстоянии L между контактами.

Рис.2 Вид образца для Холловских измерений

Зная напряжение U23 , расстояние между контактами 3 и 4 (L), ширину b и толщину h образца можно рассчитать величину удельной электропроводности σ

Для расчета подвижности носителей заряда в исследуемом образце необходимо воспользоваться формулой:

В действительности произведенный элементарный вывод коэффициента Холла неточен: в нем не учтена разница между полной скоростью электронов, входящей в выражение магнитной силы, и дрейфовой скоростью, которую электрон приобретает под действием электрического поля. Кроме того, не учитывается распределение электронов по скоростям и механизм рассеяния носителей. Учет этих явлений может приводить к поправкам, величина которых в предельных случаях не превышает 2 крат.

Для определения индукции магнитного поля можно поступить следующим образом. Катушка медной проволоки, подключенная к веберметру, помещается в зазор сердечника электромагнита. С помощью источника питания при различных напряжениях катушки магнита с веберметра снимается показание магнитного потока.

Магнитная индукция, определяется из формулы:

Ф=В.S.N

где Ф — магнитный поток, измеренный веберметром;

В – магнитная индукция

N — количество витков датчика веберметра, равное 12;

S — площадь катушки веберметра.

Площадь катушки рассчитывается по формуле:

S ,

где r— радиус витка катушки.

Опытные значения заносятся в таблицу.

Описание установки:

Используемое оборудование: источники тока, датчик Холла, электромагнит, измерительные приборы, соединительные провода.

Общая схема установки эффекта Холла приведена на рисунке 3.

Рис.3 Установка для измерения эффекта Холла

Источник тока ИП 1 служит для создания тока через холловский образец. Исследуемый образец помещается в поле электромагнита, питающегося от источника ИП 2. Вольтметр используется для измерения напряжения холла (Uх) или для измерения омического падения напряжения на образце ().

Порядок выполнения работы:

1 Собрать электрическую схему согласно рис.3.

2 Определить, используя веберметр, величину магнитной индукции при различных значениях тока через электромагнит.

3 Вставить образец в магнит, подключить его к 5-ти канальной шине, (перед включением питания убедиться в надежности крепления сердечника);

4 Включить питание магнита и пустить ток через образец, подключить вольтметр для измерения холловской ЭДС к контактам Ux, (переключатель U/Uxпоставить в положение Ux);

5 Комбинацией тумблеров В и I получить 4 значения холловской ЭДС для различных направлений тока и индукции магнитного поля. Для расчета использовать среднее арифметическое полученных значений, взятых по модулю.

6 Для измерения подвижности необходимо использовать 5-ти контактный образец, переключатель U/Ux переключить в положение U, включить питание образца и получить два значения U, изменяя направление тока переключателем I,

7 Рассчитать концентрацию и подвижность носителей заряда

Методические рекомендации:

Для выполнения лабораторной работы необходимо выполнить следующие указания:

1. Ток, пропускаемый через образец не должен превышать 100 мА. Для этого датчик Холла необходимо подключить к источнику тока через резистор ограничивающий максимальный ток.

2. Надежно закрепить движущиеся элементы магнитопровода, чтобы исключить возможность механического повреждения датчика Холла.

ВОПРОСЫ И ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Какие силы действуют на электрон в проводнике с током, находящемся в магнитном поле?

В чем заключается эффект Холла и каков механизм возникновения холловской разности потенциалов? Какие величины характеризуют этот эффект.

Чем определяется направление холловской разности потенциалов, возникающей в эффекте Холла?

Как с помощью эффекта Холла можно определить знак носителей заряда в данном образце?

Какую характеристику образца, кроме постоянной Холла, надо знать, чтобы определить подвижность носителей тока в нём?

Используя уравнения движения для носителей заряда, получите связь между током, протекающим через образец, и ЭДС Холла.

Подсчитайте величину падения напряжения в результате протекания тока через образец германия n- или p-типа проводимости и ЭДС Холла, сравните их (численные значения тока, магнитной индукции, концентрации носителей и их подвижности задает преподаватель).

Используя уравнения движения для носителей заряда, покажите, что в случае биполярной проводимости при наличии магнитного поля и электроны, и дырки будут накапливаться на одной и той же грани образца.

Качественно нарисуйте и объясните температурные зависимости постоянной Холла в области примесной и собственной проводимости в полупроводниках n- и p-типа проводимости.

Какие параметры полупроводника можно найти по температурной зависимости постоянной Холла?

Почему значения постоянной Холла в полупроводниках существенно больше, чем в металлах?

Какими способами можно добиться увеличения холловской разности потенциалов?

Каким образом производится градуировка индукции магнитного поля электромагнита

Что такое дрейфовая скорость носителей тока?

Как определяется физическая величина, называемая «подвижность носителей тока»?

При измерении эффекта Холла в некотором полупроводнике оказалось, что полярность холловской разности потенциалов противоположна той, которая наблюдалась у медной пластинки. Как это можно объяснить?

В некотором образце измерили холловскую разность потенциалов Uхол при токе через образец, равном I. Как изменится Uхол, если образец по ширине уменьшить вдвое, а плотность тока в образце оставить прежней?

Как изменится холловская разность потенциалов Uхолл, если все геометрические размеры образца (длина, ширина, толщина) уменьшить вдвое, а ток через образец оставить прежним?

Зависит ли эффект Холла от температуры?

В аналоговых ЭВМ эффект Холла используется для умножения двух сигналов. На вход устройства подаются два тока I1 и I2, а на выходе получается сигнал, пропорциональный произведению токов: (I1•I2). Как это можно сделать, используя эффект Холла?

Почему для измерения эффекта Холла используется измерение ЭДС Холла, а не тока?

При установке датчика Холла внутрь соленоида датчик случайно сместился и плоскость пластинки оказалась наклонённой к оси соленоида на угол 600.Как это скажется на измерении ЭДС Холла?

При увеличении тока через датчик пропорционально току увеличивается ЭДС Холла. Сохраняется ли эта зависимость при большом токе?

Чем ограничивается увеличение тока через датчик Холла?

Как исказятся результаты измерений, если ток в датчике Холла превысит максимальное значение, указанное в паспорте на датчик?

Напряжение Холла при одном и том же значении тока соленоида измеряется дважды: при одном направлении тока и при изменении тока на противоположное. Зачем это нужно?

Датчик Холла не выдаёт ЭДС, но все электрические контакты в порядке. В чём может быть причина неисправности и как её устранить?

Что можно сделать для увеличения чувствительности приобретённого (т.е. уже изготовленного) датчика Холла?

В паспорте на один из типов датчиков Холла (ДХГ–2) указан интервал температур, в котором может работать датчик. Минимальная температура для этого датчика – минус 600. Чем объясняется такое ограничение температуры?

Будет ли наблюдаться эффект Холла у датчика ДХГ-2 (см. предыдущий вопрос) при температуре ниже –600.

При подключении датчика Холла были перепутаны контакты: к контактам для пропускания тока подключили измеритель ЭДС Холла, а контактом, предназначенным для измерения ЭДС, подключили источник тока. Будет ли наблюдаться эффект Холла в этом случае?

юристы сессия 3 курс сб и впо

Утверждаю Согласовано

Проректор по ЗДО Начальник учебного отдела

___________ Р. А. Акбашев ____________ Р. В. Садыкова

РАСПИСАНИЕ учебных консультаций ИСГЗ по ЗДО

на 2013/14 уч. год, с 3 по 12 февраля 2014 г.

Д

н

и

Часы

Юридический факультет, Юристы 3 курс на базе высшего образования

профиль — «гражданско-правовой»

профиль — «уголовно-правовой»

профиль — «госудаственно-правовой»

Пн

3

3-4 ауд.

9.30 — 10.50

Гражданское процессуальное право Гурьянова В. В. 3-4 ауд.

11.05 — 12.25

Гражданское процессуальное право Гурьянова В. В. 3-4 ауд.

12.35 — 13.55

обед

обед

обед

14.05— 15.25

У г о л о в н ы й п р о ц е с с Юрьев Г. В. 3-4 ауд.

15.35 — 16.55

У г о л о в н ы й п р о ц е с с Юрьев Г. В. 3-4 ауд.

17.05 — 18.25

Жилищное право Хафизова Г.З. 3-4

Адвокатура в РФ Гумеров И. А. 5-3

Права человека Зайнутдинов Д. Р. 3-1

18.35 — 19.55

Жилищное право Хафизова Г.З. 3-4

Адвокатура в РФ Гумеров И. А. 5-3

Права человека Зайнутдинов Д. Р. 3-1

Вт.

4

8.00 — 9.20

Пр. рег. рынка ЦБ Каримуллина А.Р. 3-4

Тактика следств. дествий Юрьев Г.В. 3-1

М\н гуманитар. пр. Димитриева Н.Т. 4-1

9.30 — 10.50

Пр. рег. рынка ЦБ Каримуллина А.Р. 3-4

Тактика следств. дествий Юрьев Г.В. 3-1

М\н гуманитар. пр. Димитриева Н.Т. 4-1

11.05 — 12.25

Пр. рег. рынка ЦБ Каримуллина А.Р. 3-4

Тактика следств. дествий Юрьев Г.В. 3-1

М\н гуманитар. пр. Димитриева Н.Т. 4-1

12.35 — 13.55

обед

обед

обед

14.05— 15.25

У г о л о в н ы й п р о ц е с с Юрьев Г. В. 3-4 ауд.

15.35 — 16.55

У г о л о в н ы й п р о ц е с с Юрьев Г. В. 3-4 ауд.

17.05 — 18.25

Н о т а р и а т Коновалов Е. И. 3-4

Криминология Эртевциан М. Р. 5-3

Пробемы ТиГП Ситникова И. Е. 3-1

18.35 — 19.55

Н о т а р и а т Коновалов Е. И. 3-4

Криминология Эртевциан М. Р. 5-3

Пробемы ТиГП Ситникова И. Е. 3-1

Ср

5

8.00 — 9.20

Теория опер.-розыск. деят. Юрьев Г.В.3-4

Права человека Зайнутдинов Д. Р. 4-1

9.30 — 10.50

У г о л о в н ы й п р о ц е с с Юрьев Г. В. 3-4 ауд.

11.05 — 12.25

У г о л о в н ы й п р о ц е с с Юрьев Г. В. 3-4 ауд.

12.35 — 13.55

обед

обед

обед

14.05— 15.25

Гражд.-правов. договор Абдуллина ВС 3-4

Теория опер.-розыск. деят. Юрьев Г.В.3-1

Конституц. правосудие Гатауллин А.Г. 4-1

15.35 — 16.55

Гражд.-правов. договор Абдуллина ВС 3-4

Организ. преступность Шакиров С.С.3-1

Конституц. правосудие Гатауллин А.Г. 4-1

17.05 — 18.25

Наследствен. право Газизуллина Л.З. 3-4

Преступ. в сф. эк. деят. Гимазова Э.Н. 3-1

Теор. и пр. гос. упр. Разногорский Я.Я.4-1

18.35 — 19.55

Наследствен. право Газизуллина Л.З. 3-4

Преступ. в сф. эк. деят. Гимазова Э.Н. 3-1

Теор. и пр. гос. упр. Разногорский Я.Я.4-1

Чт

6

8.00 — 9.20

Защита прав потеб. Камалиев А.С. 3-4

Юридич. психология Антонов И.О. 3-1

Парламентское право Зайнутдинов Л.Р.4-1

9.30 — 10.50

Защита прав потеб. Камалиев А.С. 3-4

Юридич. психология Антонов И.О. 3-1

Парламентское право Зайнутдинов Л.Р.4-1

11.05 — 12.25

Защита прав потеб. Камалиев А.С. 3-4

Юридич. психология Антонов И.О. 3-1

Инст. уполн. по пр. чел.Зайнутдинов ЛР4-1

12.35 — 13.55

обед

обед

обед

14.05— 15.25

К р и м и н а л и с т и к а Мазуренко П. Н. 3-4 ауд.

15.35 — 16.55

К р и м и н а л и с т и к а Мазуренко П. Н. 3-4 ауд.

17.05 — 18.25

Право собственности Газизуллина Л.З. 3-4

Осн. кримнал. техн. Мазуренко П.Н. 4-2

Пробемы ТиГП Ситникова И. Е. 4-1

18.35 — 19.55

Право собственности Газизуллина Л.З. 3-4

Осн. кримнал. техн. Мазуренко П.Н. 4-2

Пт

7

8.00 — 9.20

Организ. преступность Шакиров С.С.3-4

Инст. уполн. по пр. чел.Зайнутдинов ЛР3-1

9.30 — 10.50

Гражданское процессуальное право Гурьянова В. В. 3-4 ауд.

11.05 — 12.25

Гражданское процессуальное право Гурьянова В. В. 3-4 ауд.

12.35 — 13.55

обед

обед

обед

14.05— 15.25

К р и м и н а л и с т и к а Мазуренко П. Н. 3-4 ауд.

15.35 — 16.55

К р и м и н а л и с т и к а Мазуренко П. Н. 3-4 ауд.

17.05 — 18.25

Право интел. собств. Абдуллина В.С. 3-4

Теория доказывания Антонов О. И. 3-1

Администр. ответ-ть Ситникова И.Е. 4-1

18.35 — 19.55

Право интел. собств. Абдуллина В.С. 3-4

Теория доказывания Антонов О. И. 3-1

Сб

8

Пн

10

Вт

11

Ср

12

Зачет, Экзамен Уголовный процесс

Зачет, Экзамен Уголовный процесс

Зачет, Экзамен Уголовный процесс

Экзамен Криминалистика

Экзамен Криминалистика

Экзамен Криминалистика

Экзамен Право собственности

Экзамен Граждан. процессуальное право

Экзамен Граждан. процессуальное право

Экзамен Наследственное право

Экзамен Криминология

Зачет Проблемы теории гос. и права

Зачет Право интеллект. собственности

Зачет Юридическая психология

Зачет Конституционное правосудие

Зачет Защита прав потреб.

Зачет Преступления в сфере эконом. деят.

Зачет Теория и практика гос. управления

Зачет с оц. Гражданско-правовой договор

Зачет Организационная преступность

Зачет Административная ответсвенность

Зачет с оц. Жилищное право

Зачет Адвокатура в РФ

Зачет Парламентское право

Зачет Правовое рег. рынка цен. бумаг

Зачет Теория доказывания

Зачет Междунар. гуманитарн. право

Зачет Нотариат

Зачет Теория оперативно-розыскн. деят.

Зачет Право человека

Экзамен Граждан. процессуальное право

Зачет Теория следственных действий

Зачет Институт уполном. по правам чел.

Зачет Осн. криминалистич. техники

Уважаемые студенты — ЮРИСТЫ !

Желаем Вам с удовольствием посещать лекционные курсы

и успешной сдачи зачетно-экзаменационной сессии.

Производим оплату за обучение строго в сроки:

за 1 семестр до сентября, — за 2 семестр до декабря.

(Так же, разрешается сдачи зачетов и экзаменов из личного компьютера)

Утверждаю Согласовано

Проректор по ЗДО Начальник учебного отдела

___________ Р. А. Акбашев ____________ Р. В. Садыкова

РАСПИСАНИЕ учебных консультаций ИСГЗ по ЗДО



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


я здоровье сберегу-сам себе я помогу

Внеклассное мероприятие

в 4 классе

на тему

«Я здоровье сберегу –

сам себе я помогу»

Составила

Бирюкова Екатерина Фёдоровна,

учитель начальных классов,

МАОУ СОШ №28 им.Г.Ф.Кирдищева

Цель мероприятия: формирование убеждений и привычек здорового образа жизни. Задачи: закрепить представления о нормах здорового образа жизни; убедить  детей  в  необходимости  беречь  здоровье, соблюдать  режим  дня,

правильно организовывать  свой день;

расширить знания о правильном питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и

питания; 

прививать  любовь  к  спорту.

Звучит музыка. Стихает.

Дети разделены на 2 команды: «Удальцы» и «Молодцы»

Ведущий: Приветствуем всех, кто время нашёл

И в школу на праздник здоровья пришёл!

Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь

И набираем, естественно, вес!

Когда мы здоровы, с зарядкой дружны,

Нам спорт с физкультурой, как воздух нужны.

А с ними порядок, уют, чистота,

Эстетика. В общем, сама красота.

Здоровье своё бережём с малых лет:

Оно нас избавит от болей и бед!

(В зал вбегает грязный мальчик)

Мальчик: Одеяло убежало, улетела простыня

И подушка как лягушка ускакала от меня.

1 уч-к: Что с тобой случилось,

Расскажи, что приключилось?

Мальчик: За мной мчится Мойдодыр –

Всех мочалок командир!

Мойдодыр за сценой: У него на шее – вакса!

У него под носом — клякса!

У него такие руки……

Мальчик: Ой, я слышу – он идёт!

Сейчас меня он заберёт!

(Входит Мойдодыр)

Мойдодыр: Где тут гадкий, где тут грязный

Неумытый поросёнок?

2 уч-к: Подожди, Мойдодыр, не ругайся

И на мальчика так не бросайся!

Мойдодыр: Долго мне пришлось терпеть

И на грязь его смотреть.

Все ребята просыпаются

И, конечно, умываются.

Он один не умывался

И грязнулею остался!

1 уч-к: Мойдодыр! Во всём ты прав!

Мальчика с собою взяв,

Вместе мы с тобой пойдём

Его в порядок приведём!

Ведущий: Ну, а гости? Вы пока

Посмотрите-ка сюда.

Посмотрите вы,

Как играем мы.

— Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Кто быстрее» (эстафета с палочкой).

(Появляются герои)

Ведущий: Ученик наш чистым стал!

Мальчик: Я и сам не ожидал,

Что могу таким я быть!

Просто надо не забыть

Как построить режим дня.

Повторим ещё, друзья.

(Подходят к плакату с режимом дня)

Чтоб прогнать тоску и лень,

Подниматься каждый день

Нужно ровно в семь часов.

Отворив окна засов,

Сделать лёгкую зарядку

И убрать свою кроватку!

Душ принять и завтрак съесть.

2уч-к: А потом за парту сесть!

Но запомните, ребята,

Очень важно это знать,

Идя в школу, на дороге

Вы не вздумайте играть!

Опасайтесь вы машин,

Их коварных чёрных шин.

На занятиях сиди

И всё тихо слушай.

За учителем следи,

Навостривши уши.

После школы отдыхай:

Но только не валяйся.

1 уч-к: Дома маме помогай,

Гуляй, закаляйся!

Пообедав, можно сесть

Выполнять задания.

Всё в порядке, если есть

Воля и старания.

Соблюдаем мы всегда

Распорядок строго дня.

В час положенный ложимся,

В час положенный встаём.

Нам болезни нипочём:

Так играем мы с мячом.

Ведущий: А сейчас эстафета с мячом, которая называется «Передал – садись!». Команды выбирают капитанов.

Ведущий: Да, вот это видно: класс!

Мальчик: Стало плохо мне сейчас!

Передо мной всё закружилось,

В голове всё помутилось.

Мойдодыр: Так нельзя его бросать!

Надо доктора позвать!

Знаю, здесь вблизи сидит

Добрый доктор Айболит.

Мальчик: Не хочу я докторов!

Я почти уже здоров!

2 уч-к: У тебя ужасный вид.

Визит к доктору не повредит.

(Входит Айболит)

Айболит: Я добрый доктор Айболит.

Если что-то заболит

Времени зря не теряйте,

Боль свою мне доверяйте.

2 уч-к: Здравствуй, доктор Айболит!

Айболит: Здравствуйте, ребята.

Что случилось? Что болит?

Есть и йод и вата.

Мальчик: Боли, доктор, в голове.

Помогите, доктор, мне.

Не хочу я даже сладость –

Вот какая везде слабость…

Айболит: Сейчас осмотр проведу,

Чем могу – тем помогу.

Ручки слабые, ножки тоже.

Так-так, на что же это похоже?

Ну-ка рот открой пошире:

Раз и два, и три, четыре.

Зубы все пока на месте.

Посоветуемся вместе.

1 уч-к: Надо дать ему таблетки!

В нос закапать из пипетки!

Надо выпить порошок!

2 уч-к: Антибиотиков мешок!

Надо дать ему микстуру,

Справку дать от физкультуры!

Айболит: Нет, ребята, в этом вы

Совершенно не правы.

Ваши знания видны,

Но таблетки вам вредны,

Организм ваш молодой –

Сам он справится с бедой.

Только чуда вы не ждите,

Себе сами помогите!

А помощников не счесть!

Травы лечащие есть,

Оттопи и пей, когда

Подойдёт к тебе беда.

Баня с паром, кипятком,

Веником и лежаком…

Мальчик: Нет, сегодня я купался!

Без ушей чуть не остался!

Айболит: Нет, так нет! Тогда скорей

Чая с мёдом ты попей,

Иль с вареньем из малины,

Или с соком из рябины.

У природы есть секрет,

Как быть здоровым много лет.

Солнце, воздух и вода

Помогают нам всегда.

— Ребята, если вы отгадаете мои загадки, то узнаете, какими ещё лекарственными травами можно лечиться.

Злая, как волчица,



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


lists
lists