Очерк Волжские воспоминания исследовательская работа



МОУ «СОШ п. Дубки Саратовского района»

Волжские воспоминания.

Автор: Новикова Дарья, учащаяся 9 класса.

Научный руководитель: Согласова Т.М., учитель русского языка и литературы.

2012г.

Цель работы:

написать творческую работу (рассказ – воспоминание) о детстве одной из жительниц п. Дубки, жизнь которой была связана с Волгой.

Задачи:

посетить вместе с членами школьного литературного музея «Современник» Трифонову Ларису Викторовну;

выяснить, какую роль сыграла Волга в её жизни, что оставила в памяти, как повлияла на дальнейшую судьбу;

3. написать творческую работу.

Волга!.. Сколько известных людей воспитала и вырастила ты. Это Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, К. А. Федин, И. Тобольский, Н.Е. Палькин и многие другие. Их произведения о событиях, происходящих в разные годы на великой реке, о судьбах людей, живущих на Волге, знакомы каждому. Но есть люди, которые не стали прославленными писателями и поэтами. На их долю выпало другое предназначение – быть учителем, воспитывать детей. Между тем их рассказы о себе, о своём детстве, юности, нам , молодым, как – то ближе и интереснее. Один из них я поведаю вам.

В п. Дубки, что недалеко от Саратова, вот уже 47 лет живёт замечательный человек – Трифонова Лариса Викторовна, бывший учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной части, директор школьного музея «Современник». Несмотря на пенсионный возраст, она частый гость в нашей школе, инициатор незабываемых встреч с писателями и поэтами г. Саратова. Почти всю свою жизнь Лариса Викторовна отдала любимой работе, школе. Она помнит всё, что было с ней связано, и рассказывает так, как будто это было вчера. Но были в этой жизни и другие, не менее памятные годы. Воспоминаниями о них она поделилась с членами литературного музея. Услышанное я записала к себе в тетрадь.

Детство и юность Ларисы Викторовны прошли в селе Ровное, которое находится на берегу Волги. Она и её родители, сестра и братья пережили здесь много прекрасного и счастливого и вместе с тем сложного и трагического. По рассказам сестры её покойного отца, отсюда в 20-е годы пешком шла в Саратов её покойная бабушка Лидия к сидевшему в заключении мужу, отцу Василию, который отказался отречься от своих религиозных убеждений и в знак протеста вырезал себе на груди крест, за что и был расстрелян. Бабушка Ларисы Викторовны умерла с голоду, оставив детей и среди них её отца, которому было 14 лет. А сколько им и ей, в частности, пришлось утаивать всё это, особенно, когда вступала в комсомол. А ведь что утаивать?! Сейчас она гордится своим дедом и стыдится, что почти ничего не знает о нём, кроме того, что он, как «враг народа», был похоронен в общей могиле на Воскресенском кладбище. Но где она — никто не знает.

Лариса Викторовна вспоминает, как после войны приехал к ним брат отца, Николай Князевский. Приехал не как все, которых встречали духовым оркестром, а тихо, ночью, потому что был в плену. И они, дети, которым было по 7-8 лет, должны были молчать и никому не говорить, что у них скрывается их дядя. Когда Лариса Викторовна подросла и узнала о судьбе всех , кто в годы войны попал в плен , поняла , что они, такие малюсенькие, вместе со взрослыми пошли на святой обман, чтобы спасти близкого человека.

А их полуголодное послевоенное детство, стояние в очередях за куском хлеба?! Помогла выжить Волга, с которой судьба разлучила её на целых 47 лет, но для Ларисы Викторовны она-всегда детство, юность , пусть голодные, но такие прекрасные: с весенними ледоходами, разливами, с катанием на лодках за ландышами и серёжками , с тёплыми , а порой и горячими калужанами , которые оставались после того , как убывала вода. На Волге они пропадали летом с утра и до вечера. Находили залежи «шоколада» (пластины глины) и ухитрялись есть, утоляя чувство голода. Строили зелёные шалаши из веток деревьев. Встречали и провожали пароходы.

Лариса Викторовна вспоминает Ровенскую школу, её директора, свою первую учительницу, о которой отзывается с восторгом, свою любимою пионервожатую «товарища» Раю, учителей, которых помнит по сей день.

Получая в 1982 г. высокую награду «Заслуженного учителя», в своем ответном благодарном слове она сказала, что всем лучшим в себе она обязана своим родителям, своей Ровенской школе, её учителям, родной любимой Волге. Это они дали ей глубокие знания, воспитали высокое чувство ответственности, трудолюбие и любовь к детям, литературе и искусству.






lists
lists