Опыт организации групповой работы на уроках окружающего мира



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

Доклад на тему:

«Опыт организации групповой работы

на уроках окружающего мира».

Подготовила

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Сысоева О. В.

г. Озёры

2012 год

Опыт организации групповой работы на уроках окружающего мира.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности? Осуществить это возможно через рациональное сочетание традиционных методик преподавания и развивающего акцента новых технологий. Одной из таких технологий является обучение в группах через сотрудничество.

Я хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги, методикой организации обучения детей, которая с опаской воспринимается педагогами, но, вызывает восторг у детей и даёт неплохие результаты с точки зрения качества знаний. Это групповая работа на уроках окружающего мира.

В чём преимущества групповой работы как методического приёма учителя, стремящегося не только дать ребёнку определённый набор знаний, но и воспитать его коммуникабельным, мобильным, грамотным в сфере межличностных отношений?  

Эти преимущества я условно разделяю на три позитивные группы.

Позитивные:

— с точки зрения познавательной деятельности;

— с точки зрения воспитания личностных отношений;

— с точки зрения развития классного коллектива.

К первой группе я отношу активный характер познания, который предполагает групповая работа, взаимодополнение и взаимораскрытие детей в группе, улучшение качества знаний при групповой организации обучения.

Ко второй группе я причисляю стирание обидных различий между детьми по принципу успеваемости. В группе сильные и слабые ученики. Учатся выслушивать и учитывать мнение друг друга. Кроме того, групповые занятия способствуют формированию у детей адекватной (не заниженной, но и не завышенной) самооценки.

К третьей группе преимуществ я отношу создание в классе положительного эмоционального настроя на учёбу и отношения со сверстниками, оживление и активизацию межличностных контактов среди одноклассников.

Деятельность школьников является коллективной. Цель этой деятельности осознаётся как единая, требующая объединения усилий всего коллектива; организация деятельности предполагает разделение труда; в её процессе между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости; контроль над деятельностью частично осуществляется самими членами коллектива.

 Ученик индивидуально воспринимает информацию, но в процессе усвоения знаний ему необходимо высказываться, давать обоснования решениям. С точки зрения теории поэтапного формирования знаний наиболее эффективно осмысление материала учащимся осуществляется в форме внешней речи для других, т. е. когда свои мысли он излагает вслух.

Одной из форм коллективной деятельности учащихся на уроке является групповая работа. Учащиеся включаются в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы. Я практикую при проведении уроков окружающего мира формирование групп из 6-7 человек, но организация работы таких групп требует особой расстановки мебели. Группы могут быть постоянного и временного состава. С целью лучшей организации учебной деятельности учителю целесообразно самому определить рабочее место каждому ученику. При отборе школьников в группу постоянного состава следует учитывать их психологическую совместимость, желания, потенциальные возможности для их успешной совместной деятельности, санитарно-гигиенические и медицинские условия. Можно прибегнуть к социометрической методике.

От этого зависит эффективность работы группы. Учитель же здесь играет главную роль, он должен быть тонким психологом и руководителем.

В ходе работы в группах ученики лучше узнают друг друга. Иногда возникают трения между ними, появляются желающие перейти из одной группы в другую. Оптимальный состав учебных групп формируется постепенно. В большинстве групп состав остаётся стабильным в течение учебного года. Учащиеся привыкают друг к другу, чувствуют локоть товарища в совместной работе. Это доставляет им удовольствие.

Постараюсь пояснить всё сказанное на примере одного из разработанных мной уроков окружающего мира.

Прежде всего, напомню, что каждая группа должна подбираться из детей, разных по уровню знаний, характеру и темпераменту, разного пола. Итак, когда группы в моём классе уже были сформированы с учётом этих принципов, постепенно, начиная со второго класса, я стала активно использовать групповую форму работы на своих уроках.

К примеру, на уроках окружающего мира в 3 классе по теме «Разнообразие животных и растений», дети делятся на три группы: группа ботаников, группа экологов и зоологов.  После этого, ребята получают задание (план деятельности), каждое для своей группы. Первой группе требовалось составить рассказ о видах и способах приспособления растений к данной местности. Второй – о видах и местах обитания животных в данной местности. А группа экологов выявляет экологические проблемы данной природной зоны и разрабатывает  рекомендации и предложения по охране ее территории, рисуют экологические знаки.

Выполняя задание в группах, дети пользуются справочной литературой, учебником, используют метод поиска и отбора нужной информации, обсуждают прочитанное, таким образом происходит взаимообмен информацией, где каждый участник группы активно вовлечен в деятельность.  Одни в процессе изучения темы лучше усвоили раздел «Виды животных», другие «Виды растений», третьи – экологические темы. Затем представители из группы выступают с полученными выводами перед другими участниками  и, в результате такой работы, ребята обмениваются усвоенными знаниями, а «чужие» знания становятся общими».

Наблюдая за речевым поведением детей во время составления рассказа по плану, я заметила использование детьми таких приёмов речевого общения, как полемика  (разновидность спора, отличающаяся тем, что основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу), дополнения, разъяснения, доказательства, создание определений. Часто ли дети задействуют такие широкие возможности своей речи при индивидуальных ответах или коллективном опросе? Анализируя межличностный климат в группах, я обратила внимание на стремление слабоуспевающих учеников «выделиться», показать себя в группе, что обусловлено меньшим количеством детей в группе по сравнению с классом и, соответственно, более определённым и ясным микроклиматом группы.

Выполняя задание в третьей группе, дети задействовали не столько репродуктивное (как при первом задании), сколько творческое мышление. Они должны были изобрести «Свод правил» экологически правильного поведения сверстников и отразить их в графическом изображении.

Это опыт развития творческого мышления детей через выполнения групповых заданий дал в моём классе неплохие результаты. К примеру, вырабатывая кодексы экологически чистого поведения, ребята предлагали такие меры, как запрещение в данной местности браконьерства, организация детских «Зелёных патрулей» и даже внесение изменений в закон «Об охране среды» в сторону ужесточения наказания для нарушителей баланса в природе. В группе  при выполнении такого задания царит настоящий творческий бум. Ребята изобразили идею замены бензиновых двигателей автомобилей на солнечные батареи, показали на рисунке чистый лес и тот же лес после посещения человека, нарисовали знаки, которые, по мнению ребят, надо установить в наших городах для воспитания у людей бережного отношения к природе.

Таким образом, групповая работа на уроках окружающего мира расширяет возможности познания детьми природы, живых организмов или исторических фактов, поскольку в своей мыслительной деятельности ученики опираются не только на резервы своей памяти, резервы памяти своих товарищей, но используют учебные пособия. Данная работа способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения слушать других людей, искать компромиссы и нести ответственность за свои слова. Групповая работа  улучшает микроклимат классного коллектива, работает на сплочение учеников.

Так, групповая работа позволила мне взглянуть на своих учеников с другой стороны. Дух соперничества в самой группе выявил для меня новое, то, что я не увидела при других методах обучения! Успешные дети (отличники), от кого я никак не ожидала такой реакции, проявили себя не с лучшей стороны, мальчик в моем классе отказался работать в группе, потому что не смог подчиниться большинству, не хотел уступать в лидерстве и  делиться своими знаниями с другими. Он пересел отдельно и  решил работать самостоятельно, отвечать  без обсуждения вопроса с другими учащимися. Пришлось затратить несколько уроков окружающего мира, чтобы мальчик понял, что работа в группе выполняется быстрее, интереснее и необходимо уважать мнение друзей.

В результате организации групповой работы на уроках окружающего мира, я не только достигала поставленной образовательной цели через активные поисковые методы обучения самими учащимися, но и параллельно решала воспитательные задачи,что наглядно доказывает неразрывность воспитания и обучения в системе классно-урочного обучения,  научила ребят уважать друг друга, мнение собеседника, сплотила детский коллектив, чему очень рада. Учащиеся моего класса, по — мнению родителей,  активные, терпеливые, идущие на контакт, умеющие доказать свою точку зрения.

Анализируя качество обучения уроков окружающего мира, используя КИМ, сделала выводы, что при использовании групповых методов обучения, качество знаний учащихся на конец обучения в третьей четверти составляло 75%, что говорит о неплохих результатах обученности учащихся.

Поэтому, можно сделать вывод, что групповая форма организации обучения – это «золотая середина» между индивидуальной и коллективной формами работы.

Рекомендую вам, дорогие педагоги, чаще использовать групповое обучение на своих уроках, ведь даже народная мудрость гласит: «Одна голова – хорошо, а две – лучше».

Внимание, только СЕГОДНЯ!


lists
lists