Методическая разработка Искусство современного урока в условиях ФГОС



Искусство современного урока в условиях ФГОС

УРОК КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

«Жизни каждое явленье возведешь до красоты,

И величию творенья дашь ты образ простоты»

Н. Щербина

Обучение играло огромную роль уже на самой начальной стадии развития человечества. Но понадобились тысячелетия, чтобы непрерывно развивающееся общество породило такую современную форму обучения, как урок. Некоторые исследователи полагают, что урок безнадежно устарел и с его помощью невозможно дать ученику универсальное знание. Однако, родившись около четырехсот лет назад, урок не мог не измениться и не приобрести черт современной ему культуры. Непрерывно совершенствовались как формы организации урока, так и методы обучения. Были попытки отказаться от классно-урочной системы. Но до сих пор урок остается главным компонентом в школьном обучении и воспитании, а стратегия современного урока выходит далеко за пределы простой передачи знаний. Современный урок отражает достижения культуры не только в логике своего построения, воспитательных средствах, но и в способах фиксирования мысли и обращения с предметами, темпа и ритма проведения урока, цветовой гамме интерьера и костюмов участников педагогического взаимодействия.

В педагогических словарях урок назван основной формой организации учебного процесса. Исследователи и педагоги-практики определяют его суть с помощью метафор более глубоко. «Мудрость», «винтовая лестница, ведущая наверх», «гора, в глубине которой затаены знания», «дорога, хотя непрямая, неровная, но единственно верная», «весенний дождик и тепло, которое помогает каждому из нас раскрыться, как раскрываются бутончики цветов» — это только часть метафор Ш.А. Амонашвили, помогающих представить направленность и внутреннее содержание урока. Ценности современной образовательной парадигмы ориентируют нас на отношение к уроку как поиску истины, как фрагменту жизни ребенка, как «оркестровому произведению» (Н.Е. Щуркова).

Урок является формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников, направленное на активизацию познавательных возможностей обучающихся.

«Творить, искать, экспериментировать, постоянно обновлять содержание и методы работы по созиданию личности ученика» является теперь не только правом, но и обязанностью учителей, что официально закреплено в Законе РФ «Об образовании» и в «Примерном положении о средней общеобразовательной школе».

Конечно, урок – это сложная организационно-педагогическая система, все компоненты которой взаимосвязаны, это звено целостного учебно-воспитательного процесса. Но урок – это и завершенный самостоятельный фрагмент образования со своими задачами и результатами, поэтому и один урок – будь — то урок открытый (конкурсный и т.д.) или обычный рабочий – позволяет сделать вывод о стиле работы учителя, проливает свет на его методический почерк. Ведь учитель – это подлинный творец и автор каждого конкретного урока, даже если он готовил его, используя методические пособия, то есть, изучая, заимствуя опыт коллег.

Современный урок по искусству, мировой художественной культуре отличается большим разнообразием форм организации обучения: урок — беседа (смотри открытый урок «Культура Древней Греции. Эгейское искусство»), урок-лекция, игра, путешествие (смотри открытый урок-путешествие «7 чудес света»), экскурсия, музыкальный салон, урок-концерт, интегрированные уроки с другими предметниками (музыкой, изобразительным искусством, литературой, историей). Но главное — цель каждого урока. А цель урока искусства, МХК одна: пробудить эмоции, чувства, души наших воспитанников, ведь по большому счету, искусство никогда не ставило перед собой образовательных целей (исключение составляет направление «критический реализм»). Искусство ставит на первое место воспитательные задачи.

НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ УРОКА

«Товарищ лектор, не спешите растолковать, что там к чему.

Пусть звезды кружатся в зените, ночную прожигая тьму.

Пускай в ушах звенит протяжно ветрами схваченный простор.

И разве это очень важно – знать, где минор, а где мажор?

Товарищ лектор, в кои веки я слышу сам, я слышу сам,

Как перезваниваются реки, как бродит эхо по лесам.

Я умоляю вас: не надо, не раскрывайте тайну мне…

Бетховен… Аппасионата… Мы с музыкой наедине».

М. Пляцковский

Не правда ли, в этих поэтических строках воплощен своеобразный идеал урока искусства – наконец состоявшийся истинный контакт человека с миром художественного творчества, в котором Слушатель становится Сотворцом и от этого испытывает счастье открытия самого себя, собственного восприятия мира.

Какое доверие, взаимопонимание – между учителем и учеником, если рассмотреть эту ситуацию в контексте урока. Значит, был далеко не только один «минор и мажор» — была тщательная работа учителя, творческое сотрудничество и содружество, в результате которых только и можно прийти человеку в искусстве к открытию самого себя в каждом художественном произведении…

Так что же такое научно-художественный замысел урока?

Это представление об уроке как о специфической структуре деятельности педагога и учеников, их общения и управления этими процессами с точки зрения соотнесенности в содержании и структуре урока объекта изучения (предметов окружающего мира) с личностью субъектов образовательного процесса, их переживаниями, ощущениями, «чувствованиями». Это мысленный поиск тех знаков-носителей, тех выразительных средств (образных, метафорических форм раскрытия мысли, вариативных способов и стиля взаимодействия педагога с учениками и т.д.), которые будут выступать возбудителями не только интеллектуального напряжения на уроке, но и эмоциональной активности его субъектов.

Создание замысла – это творческая деятельность педагога по организации материала жизненных ощущений, состояний и переживаний в такую целостную структуру, которая увеличит возможность появления понимания и обретения личностных смыслов в постигаемом материале, ответного отклика ученика.

Педагогический замысел в своем развитии проходит три этапа: этапы возникновения, разработки и воплощения.

На этапе возникновения, обдумывая возможные принципы методической и коммуникативной структуры урока и его содержание, педагог как бы видит слушателей, идентифицирует себя с ними, прикидывает возможное восприятие материала, доступность формы, варианты общения.

На этапе разработки педагог рассматривает варианты восприятия предлагаемого материала, эффективности планируемых структуры и форм общения, учитывает общие возможности не только аудитории в целом, но и отдельных слушателей (например, «отстающих» учеников).

На этапе воплощения в процессе непосредственного общения с учениками педагог видит определенные результаты воздействия, с помощью рефлексии оценивает, как он сам и урок в целом воспринимаются учениками, и избирает методы, корректирующие выбранные ранее, планирует новое воспитательное воздействие.

Замысел урока недаром называют ключом к его построению.

Научно-художественный замысел во многом играет определяющую роль в создании атмосферы общения, влияющей в целом на успешность урока. Фиксировать атмосферу урока трудно, но все-таки возможно. Она отражается в улыбках суворовцев, в их заинтересованных взглядах, вздохах сожаления, что урок закончился, или вздохах огорчения, что до звонка еще далеко. На атмосферу урока влияет почти все: интерьер и его изменения, внешний вид учителя и учеников (суворовцев), выражение лица педагога, его речь, интонация, стиль общения, темп и ритм работы, отношение учеников между собой во взводе, роте и т.д.

МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ЦЕЛОСТНОГО УРОКА

Проектирование и конструирование научно-художественного замысла

Осознание цели, идеи, направленности анализа, выбор содержания, определение сверх задачи, образа урока

__

Отбор содержания и постановки научно-логических и художественных задач. Создание «партитуры» урока. Моделирование и проигрывание педагогических ситуаций

__

Художественное оформление творческого замысла как фактор воздействия на восприятие и сознание

Воплощение научно-художественного замысла

Использование способов настройки: создание атмосферы и конструирование ситуаций, подготавливающих сопереживание

__

Использование приемов сочетания логики и эмоций для рождения образа объекта в сознании учеников

__

Ценностная оценка объекта, его творческое освоение, осмысление его содержания

Анализ результатов

Анализ трансформации первоначальных представлений, мнений о явлении

__

Уточнение, корректировка выражения образа явления и его понятия

__

Совершенствование концепции замысла урока. Оценка с точки зрения эффективности, целостности, гармоничности

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РОЛИ ПЕДАГОГА

«Умей творить из самых малых крох,

Иначе для чего же ты кудесник?

Среди людей ты Божества наместник,

Так помни, чтоб в словах твоих был Бог»

К. Бальмонт

Проектируя и реализовывая замысел урока, педагог в своей художественной ипостаси как разработчик, «придумщик, и сценарист урока выступает в роли драматурга, как организатор-постановщик – в роли режиссера и как преподаватель – в роли артиста.

Педагог как драматург

Процесс общения учителя с учениками начинается задолго до урока, уже тогда, когда педагог планирует предстоящее общение, определяет возможные подходы к уроку. Творчески работающий педагог всегда выступает драматургом урока, создает «партитуру произведения» своего урока.

Написание партитуры – своеобразного сценария педагогического действия – предполагает искусное построение логики взаимодействия людей в педагогическом процессе, организацию нравственного воздействия на суворовцев, выделение основных по мысли и силе эмоционального воздействия эпизодов урока, их гармоническую компоновку. Создавая партитуру урока, важно определить, что и как говорит учитель, что при этом делают он и его ученики, какую цель поставить перед учениками-суворовцами, как подготовить их к восприятию и усвоению материала, какого уровня в овладении знаниями, умениями они способны достигнуть и как можно это проверить.

Постоянный поиск учителя приводит его к созданию той или иной композиции урока. Композиция урока складывается из следующих составляющих:

— определение основной идеи, сверхзадачи, «зерна» урока и общего замысла

их воплощения;

— выделение основных событий урока, обозначение педагогических

мизансцен (расположение участников урока во время их совместной

деятельности: за партой, у доски, работа по карточкам и т.д.), определение

возможного темпа, ритма работы на разных этапах урока, «эмоциональная

завязка» в начале урока и ее развитие;

— особенности использования наглядного и звукового оформления урока (в

том числе манера поведения учителя, речь учителя, а также его костюм).

Приемы построения урока во многом схожи с приемами построения художественного произведения. В уроке можно наметить экспозицию, цель которой – настроить учащихся на восприятие, завязку – постановку актуальной проблемы, основную часть – развитие мысли, приводящее к кульминации, и заключение – развязку.

Таким образом, разрабатывая научно-художественный замысел урока (драматургию урока), педагогу необходимо продумать, с чего он начнет урок, чем привлечет внимание, какими проблемными вопросами пригласит суворовцев к диалогу, какими ситуациями вызовет в них стремление к творческому общению.

Педагог как режиссер

Умный и красивый урок является произведением искусства — педагогического искусства, в котором слиты воедино разум и эмоции, знания и интуитивные предчувствия. В связи с этим режиссерские способности учителя проявляются:

— в творческом осмыслении материала программы, одухотворении его с

учетом использования художественных средств (сюжета, композиции,

сравнений, образов и т.д.), художественных законов восприятия

информации при опоре на фантазию, зрительное восприятие, интонацию;

— в переведении идей урока в яркую конкретность форм и методов их

воплощения;

— в разработке тонкой педагогической инструментовки действий участников

педагогического взаимодействия, определении путей воздействия на

чувства и разум учеников, способных привести к соответствующим

умениям, убеждениям, смыслам;

— чуткости к тональности урока, умении мгновенно отзываться на то, что в

данный момент происходит в классе.

Учитель как режиссер является композитором и дирижером учебного пространства. Педагог – это композитор, так как он сочиняет вместе со своими учениками музыку. Он также и дирижер, так как управляет своим «оркестром» и «хором», выделяя то один, то другой голос.

Педагог как артист

Планируя урок, педагог-художник предусматривает характер и силу мотивов, побуждающих учеников к деятельности, степень их интереса к изучаемому, а также меры по развитию мотивации, стимулированию активности учеников. Учитель в роли драматурга урока выбирает из богатого арсенала те средства, которые могут раскрыть содержание образования. Педагог как режиссер обеспечивает широту контекста восприятия. Задача педагога-артиста так «сыграть» свою «роль» совместно с учениками, привнести в урок такие нюансы, чтобы они вызвали эмоциональный отклик, заинтересованность сообщенным, стремление постигать то, о чем идет речь. Когда говорят «искусство педагога», имеют в виду то, что данный род деятельности осуществляется на высоком профессиональном уровне, и то, что сам процесс деятельности вызывает у воспринимающего чувство эстетического удовлетворения.

Применительно к педагогике выделим следующие аспекты содержания

артистизма:

черты личности учителя, их самобытность: внутреннее изящество,

образное мышление, стремление к нестандартным решениям через

образные ассоциации; одухотворенность, неуемная энергия, умение

заворожить, увлечь, своей верой, обаянием, талантом; живость, экспрессия,

богатство жестов и интонаций, дар рассказчика, способность нравиться;

совокупность учебных приемов, «техник»; среди них – искусство отбора

наиболее яркой и значимой смысловой информации, «техника» задавания

вопросов, втягивающих всех в «урок-игру-жизнь» и позволяющих уроку

запомниться; поиск способов «погрузиться» в тему и проблемы урока;

способность перевоплощаться;

педагогическая импровизация как «способность педагога оперативно и

правильно оценивать ситуации и поступки учащихся, принимать решение

сразу, на основе опыта, педагогических и специальных знаний, эрудиции и

интуиции, продуктивно действовать в меняющихся обстоятельствах

деятельности» (Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как

творческий процесс).

Выразительные способности педагога – это его экспрессивность, яркое

проявление чувств, настроений, состояний. Классификация выразительных

движений включает в себя мимику (выразительное движение лица),

пантомиму (выразительные движения всего тела, походки, жестов) и

«вокальную мимику» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса).

2.1. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

«Чтобы художественное творчество одержало большие победы,

необходимы для него широкие умственные горизонты.

Только культура ума делает возможной культуру духа»

В. Брюсов

Анализ предыстории современного понятия «педагогическая и образовательная технология» выявляет ряд его трансформаций.

В 40-50-е годы «технология в образовании» была связана с бытовым использованием технических средств обучения (ТСО).

В 50-60-е годы «технология образования» уже отражала идеи программированного обучения.

В 70-е годы «педагогическая технология» связывается с такими научными дисциплинами, как информатика, аудиовизуальные средства обучения.

В 80-е годы «педагогическая технология» определяется ростом количества и качества педагогических и программных средств, развитием систем интерактивного видео, созданием дисплейных и компьютерных классов.

И, наконец, 90-е годы представляют «педагогическую технологию» как проектирование технических, социальных и культурных комплексов, своего рода алгоритмов способа деятельности.

Таким образом, от понимания педагогической технологии как создания своего рода обучающей технической среды, основанной на «применении технологии в обучении», рассматриваемое понятие расширилось до границ технологии педагогических методов, технологии самого построения учебного процесса, или «технологии обучения».

К главным признакам технологии обучения относят:

— четкую постановку перед суворовцами учебных целей и задач, осознание

значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию

учебной деятельности;

— построение последовательной, поэлементной процедуры достижения целей

и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и

форм организации учебной деятельности суворовцев;

— обучение по образцам (по учебным тетрадям, учебникам, репродукциям);

— организацию самостоятельной работы суворовцев, на решение проблемных

и творческих задач;

— широкое применение различных форм тестовых заданий для проверки

результатов обучения.

В дидактике выделяют ТРИ основных группы технологий:

1. Технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании суворовцев и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (учебно-организационных, учебно-информационных), так и специальных (предметных) умений;

2. Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъекта опыта суворовца путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.Р.);

3. Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития суворовца.

Каждая из этих групп, включает несколько технологий обучения. Так, например, группа личностно-ориентированных технологий обучения включает технологию разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и др. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности суворовцев, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и обучаемых.

ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МХК, ИСКУССТВА

«Я подумал, что чутье художника стоит

иногда мозгов ученого, что то и другое

имеют одни цели, одну природу.

И что, быть может, со временем

при совершенстве методов

им суждено слиться вместе в гигантскую

чудовищную силу, которую теперь

трудно и представить».

А.П. Чехов

В методике преподавания искусства, МХК на сегодняшний день накоплен не такой уж большой опыт, по сравнению с другими предметами, так как предмет искусство и МХК введены в образовательный процесс недавно. А образовательной области искусства и МХК, где освоение содержания имеет субъективно — личностный характер, учитель не может быть основным и единственным источником знаний.

На уроке искусства и МХК учитель – опытный, мудрый, чуткий, но – посредник! Посредник между суворовцем-учеником и искусством. Но первая, главная задача учителя – организация познавательной, эстетической, учебной деятельности.

В процессе обучения искусства и МХК применяется технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении писали давно, подчеркивая, что схемы «научают видеть, выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают освоить урок». Схемы связей учителя используют постоянно. Опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью суворовцев, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а так же помогают суворовцам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы.

Достаточно полно разработана технология формирования учебной деятельности. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности суворовцев. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения тех или иных учебных задач. В начале урока взводу предлагается учебная задача (на доске, плакате), которые решаются по ходу урока, а в конце урока проводится диагностирующая проверка результатов освоения материала с помощью тестов. Технология учебной деятельности, предполагает, что учитель создает систему учебных задач по какому-либо разделу, курсу, теме, разрабатывает проекты организации своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности суворовцев, подготавливает тестовые задания.

Технология дифференцированного обучения так же хорошо известна в методике преподавания, в том числе и МХК. При ее применении суворовцы взвода делятся на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп учитываются личностные отношения суворовцев к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению данного предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые программы, дидактические материалы, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также материалы для диагностики результатов обучения.

В практике учителя искусства и МХК, широко распространена исследовательская деятельность. Однако в стенах УГСВУ ее реализация не выстраивается в четкую систему организации самостоятельно-познавательной деятельности ввиду загруженности суворовцев. Исследовательская деятельность дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и учитель, и суворовец.

Технология коммуникативной деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владение приемами эвристической беседы, умение вести дискуссию с взводом и создавать условия для возникновения дискуссий между суворовцами. У МХК есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого урока, раздела, курса немало проблем, вопросов для организации учебного спора: «что сегодня мы назовем 8 чудом света?», «есть ли перспективы развития современной поп-музыки?», «человек – мера всех вещей?». Естественно, что необходимо специально обучать суворовцев правилам дискуссии на уроке.

Модульная технология также применима в обучении МХК. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им и суворовцами. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы суворовцев, где четко указана цель усвоения данного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще всего в форме тестов).

В последние годы в практике работы обращено внимание на давно забытые методы обучения. Технология проектной деятельности все чаще и чаще используется преподавателями искусства и МХК. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности и чаще всего на основе краеведческой работы.

2.3. ОТЛИЧИЯ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ОТ ТРАДИЦИОННОГО ПРОЦЕССА

традиционный процесс обучения искусства и МХК

новые технологии в обучении искусства и МХК

Цели (триада)

формулируется для каждого урока, исходя из особенностей содержания

Цели определяются через конечный результат деятельности суворовцев

Содержание:

— факты

— произведения культуры

Содержание:

— факты

— произведения культуры

— оценочные, методологические знания

Основная форма организации обучения – урок

Разнообразные формы организации обучения, жанры урока:

— урок-беседа, диалог, дискуссия, интервью;

— урок-игра, викторина, концерт, драма, спектакль;

— межпредметный урок;

— урок-экскурсия, путешествие,

прогулка, репортаж, поход в музей, театр, филармонию, выставочный зал;

— урок-откровение, исповедь;

— урок-презентация, бенефис, панорама, митинг и др.

Контроль знаний и умений (преобладает текущий, реже итоговый).

Контроль за обязательным результатом обучения, разные его виды (текущий, итоговый) и разные формы (тестирование, зачет, самооценка).

2.4. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УРОКОВ МХК

«Не потрясенья и перевороты

Для новой жизни очищают путь,

А откровенья, бури и щедроты

Души воспламененной чьей-нибудь»

Б. Пастернак

Задача учителя искусства и МХК – «влюбить» суворовцев в искусство, которое оказывается таким нужным, полезным, а иногда и просто единственным источником постижения окружающего мира и самого себя в нем. Задача учителя – указать возможные пути познания жизни через искусство, научить суворовцев владеть основами его языка. Поэтому в основе проведения уроков искусства и МХК лежат методические принципы.

Принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке (синтез, взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства и др.) и принцип историзма;

Принцип увлечённости, согласно которому в основе урока МХК лежит эмоциональное восприятие произведений искусства, предполагает развитие личностного отношения суворовца к явлениям художественного искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного восприятия; можно думать словами, можно изображением, а можно – чувствами (эмоциональное мышление – уникальный дар человека!);

Принцип триединства деятельности автора произведения — исполнителя (если это музыкальное или литературное произведение) — слушателя ориентирует учителя на развитие художественного мышления суворовцев во всех формах общения с произведениями искусства (кто и как сочинил, кто и как исполнил, как суворовцы создали и исполнили бы это сами);



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




lists
lists