Литературная гостиная Грустит романс тревожно и светло



Литературная гостиная

9 А класс

«Грустит романс
тревожно и светло»

r

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА

I отделение

Обстановка сцепы имитирует гостиную XIX века. Хозяин гостиной- Павел Воинович Нащокин, современники друг А, С. Пушкина, М. И. Глинки. Музыкальные вечера в доме Нащокина пользовались большой популярностью в Петербурге. Сцена не освещена. Звучит песня «Возвращение романса». Перед сценой появляются ведущие вечера.

ВЕДУЩИЙ I. Прозвучала песня «Возвращение романса». Ею мы начинаем вечер, посвященный русскому романсу. Давайте, друзья, сегодня, «с двадцатым веком временно простясь», окунёмся в прекрасный мир русской поэзии и музыки. Со времени появления первых романсов в России прошло уже 200 лет, а лучшие из них — эти музыкальные жемчужины всё горят, сверкают, продолжая доставлять наслаждение новым и новым поколениям людей.

ВЕДУЩИЙ ТТ. Хочу напомнить нашим гостям, что романс-слово нерусское. Впервые оно появилось в Испании в XVI веке и обозначало вокальное произведение с инструментальным сопровождением па испанском, то есть романском языке, в отличие от церковных песнопений па латинском языке. Вскоре романс получил популярность во всех странах Западной Европы. В России жанр романса начал развиваться с конца XVIII века, но уже к середине XIX века он достиг своего расцвета. Для старинного русского романса характерна тесная связь с народной песней. Русский романс унаследовал от неё широту, мелодичность и задушевность.

ВЕДУЩИЙ III. Наш вечер будет состоять из двух небольших отделений. В I отделении прозвучат старинные русские романсы и романсы основоположника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки, во II отделении выступят студенты. В аи трактах вы сможете принять участие в художественной лотерее, а также разучить и спеть старинный русский романс «Очи чёрные».

На сиене появляется горничная. Она зажигает свечи. Из-за кулисы слышится голос П. В. Нащокина.

П. В. НАЩОКИН. Господа, прошу вас в гостиную. Проходите, пожалуйста.

На сцене появляются участники I и II отделений вечера. Это профессиональные артисты: певцы и музыканты, которые приглашены для участия в представлении. Ведущие I, II, 111, находящиеся перед сценой, расходятся по обе её стороны.

П. В. НАЩОКИН. Господа! Я рад приветствовать вас в моей музыкальной гостиной. Сегодня мы услышим прекрасные русские романсы жемчужины музыкальной и поэтической культуры XIX века. И откроет вечер наша дорогая гостья (имя, отчество артистки). Она исполнит романс Александра Гурилёва. Просим! (Все аплодируют.)

Исполняется романс. П. В. НАЩОКИН (обращается к своему

ругу).

Не правда ли, прекрасный романс! ВЕДУЩИЙ V. Да, Гурилёв умеет сочинять в народном духе.

(Подходит к певице, благодарит её.)

Горничная разносит на подносе чашки. Пианист тихо наигрывает мелодию какого-нибудь романса. Перед сценой опять появляются Ведущие I, II, III.

ВЕДУЩИЙ II. Что это? Куда мы попали?

ВЕДУЩИЙ I. Это гостиная в одном из петербургских домов начала XIX века. Нам удалось заглянуть на вечер домашнего музицирования. Интересно, кто хозяин этой гостиной? Хорошо было бы побывать у него в гостях!

ВЕДУЩИЙ II. А я постучу и узнаю.

Стучит. П. В. Нащокин извиняется перед гостями и выходит из гостиной.

П. В. НАЩОКИН (переб сценой). Что вам угодно, друзья мой? ВЕДУЩИЙ II. Извините, пожалуйста. Мы хотели бы видеть хозяина дома. П. В. НАЩОКИН. Это я. Меня зовут Павел Воинович Нащокин.

ВЕДУЩИЙ III. Неужели вы-Павел Нащокин, современник и друг Александра Сергеевича Пушкина?!

ВЕДУЩИЙ I. Разрешите представиться! Мы-студёнты, и прибыли к вам из XX столетия. Мы очень хотели бы побывать на вашем музыкальном вечере и послушать русские романсы.

П. В. НАЩОКИН. Очень рад! Добро пожаловать!

ВЕДУЩИЙ II. Разрешите присутствовать на вашем вечере и всем сидящим в зале зрителям. П. В. НАЩОКИН. Конечно! Будьте как

дома!

Все ведущие идут на сцену. Здороваются, рассаживаются.

ВЕДУЩИЙ I. Павел Воинович. Мы ждём продолжения. Какие ещё произведения прозвучат в вашей программе сегодня?

ВЕДУЩИЙ V. Об этом нам скажут дорогие гости. Прошу вас!

Приглашённые артисты исполняют старинные русские романсы. Обычно в программе исполняется 10 романсов (композиторов Варламова, Булахова, Гурилёва, Алябьева и других). Программа собирается заранее. Артисты могут выступать и в качестве ведущих, объявляя свои номера. Возможен и другой вариант инсценирования, в котором используются фонограммы и все романсы звучат в записи.

Входит горничная и подаёт Нащокину записку.

П. В. НАЩОКИН /распечатывает её, читает). На наш сегодняшний вечер я пригласил композитора Михаила Ивановича Глинку. Я хотел, чтобы он познакомил вас со своими новыми романсами. Но, к сожалению, он не сможет сегодня быть у нас. Михаил Иванович пишет, что должен быть на репетиции своей новой оперы «Руслан и Людмила».

ВЕДУЩИЙ 1. Неужели и Глинка бывает в вашей гостиной? П. В. НАЩОКИН. Да, и

очень часто.

ВЕДУЩИЙ П. А не могли бы вы нам помочь? Мы хотели бы, чтобы наши гости в зале услышали сегодня лучшие романсы Глинки. Ведь он-классик этого жанра.

ОДИН ИЗ ГОСТЕЙ. Я присоединяюсь к просьбе студентов. Михаил Иванович Глинка — мой любимый композитор, я очень высоко ценю его талант.

П. В. НАЩОКИН. Ну, хорошо. А какие романсы Михаила Ивановича вы хотели бы услышать сегодня?

ВЕДУЩИЙ III. Элегии «Не искушай меня без нужды» и «Сомнение», весенний романс «Жаворонок».

ВЕДУЩИЙ II. И мне очень нравится романс «Жаворонок», написанный на стихи поэта Нестора Кукольника. В нём композитор передал пробуждение весенней природы и вместе с ней пробуждение лучших чувств в душе человека. Мне бы тоже очень хотелось, чтобы романс прозвучал в сегодняшней программе.

П. В. НАЩОКИН. С удовольствием послушаем романс «Жаворонок».

ВЕДУЩИЙ I. Но сначала мы хотели бы, чтобы наши гости послушали слова романса без музыкального сопровождения. (Читает.)

ЖАВОРОНОК

Между нёбом и землёй

Песня раздаётся,

Неисходною струёй

Громче, громче льётся.

Не видать певца полей,

Где поёт так громко

Над подруженькой своей

Жаворонок звонкий.

Ветер песенку несёт,

А кому не знает…

Та, кому она, поймёт!

От кого узнает!

Лейся, песенка моя.

Песнь надежды сладкой.

Кто-то вспомнит про меня

И вздохнёт украдкой.

ВЕДУЩИЙ III. А я очень люблю романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Это, по-моему, лучшее вокальное произведение Глинки.

ВЕДУЩИЙ IV. Да, вы правы. Почувствовав музыкальность поэзии Пушкина, Михаил Глинка нашёл для его стихов прекрасное музыкальное выражение. Романс «Я помню чудное мгновенье»-это гимн любви, когда-то потерянной и вновь обретённой. (Читает стихотворение.)

К А. П. Керн

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадёжной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный,

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточёнья

Тянулись тихо дни мои.

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье.

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

ВЕДУЩИЙ I. А вы знаете, что Глинка посвятил свой романс Екатерине Керн, дочери Анны Петровны Керн, которая вдохновила Пушкина на создание стихотворения?

ВЕДУЩИЙ II. Давайте послушаем этот романс в исполнении солиста Большого театра

Александра Ведерникова.

Свет гаснет. На сцепе портрет JI. П. Керн. Звучит романс в записи. П. В. НАЩОКИН. А вы знаете, друзья, Михаил Иванович недавно познакомил меня со своим новым

романсом. Называется он «Попутная песня». Вы слышали этот романс? ВЕДУЩИЙ III. Конечно. Этот романс тоже написан на стихи Кукольника Вот они.

ПОПУТНАЯ ПЕСНЯ

Дым столбом, кипит, дымится пароход! Пестрота, разгул, волненье, Ожиданье, нетерпенье!… Веселится и ликует весь народ. И быстрее, шибче воли, Поезд мчится в чистом поле.

Нет. тайная дума быстрее летит, И сердце, мгновенья считая, стучит: Коварные думы мелькают дорогой, И шепчешь невольно: как долго, как долго!

Не воздух, не зелень страдальца манят, Там ясные очи так ярко горят: Так полны блаженства минуты свиданья, Так сладки надеждой часы расставанья!

ВЕДУЩИЙ I. Я знаю, что романс «Попутная песня» написан в связи с открытием первой железной дороги в России. Меня всегда поражает, как хорошо передаёт композитор в музыке ощущение движения, скорости.

Звучит романс «Попутная песня». ВЕДУЩИЙ I. Павел Вбинович, вы знаете, в первой половине XX века появилось много замечательных исполнителей русских романсов. Среди них: Шаляпин и Собинов, Нежданова и Обухова. Мы хо- тёли предложить вам и вашим гостям прослушать запись, сделанную в 1930 году. Шаляпин исполняет романс «Сомнение». ОДИН ИЗ ГОСТЕЙ НАЩОКИНА. Мы с удовольствием послушаем эту элегию, в которой

Глинка, на мой взгляд, достиг высочайшего трагизма.

Романс написан на слова того же автора, что и первые дпа произведения. Позвольте, я напомню вам эти известные стихи Кукольника.

СОМНЕНИЕ

Уймитесь волнения страсти,

Засни, безнадёжное сердце;

Я плачу, я стражду,

Душа утомилась в разлуке;

Я стражду, я плачу,

Не выплакать горе в слезах.

Напрасно надежда мне счастье гадает,

Не верю, не верю ответам коварным;

Разлуку уносит любовь,

Как сон неотступный и грозный,

Мне снится соперник счастливый,

И тайно, и злобно

Кипящая ревность пылает,

И тайно, и злобно

Оружия ищет рука.

Напрасно измену мне ревность гадает,

Не верю, не верю наветам коварным,

Я счастлив, ты снова моя.

Минует печальное время,

Мы снова обнимем друг друга,

И страстно, и жарко

Забьётся воскресшее сердце.

И страстно, и жарко

С устами сольются уста.

Звучит романс «Сомнение».

ВЕДУЩИЙ IV. Время уже позднее. На улице холодно. И мне всегда в такие холодные, ненастные вечера вспоминается мелодия романса «Не искушай меня без нужды». Осенняя грусть души так созвучна настроению этого романса!

А стихотворение Евгения Баратынского прекрасно передаёт душевное состояние человека, вступившего в осеннюю пору своей жизни. (Читает.)

РАЗУВЕРЕНИЕ

Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей: Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней! Уж я не верю увереньям, Уж я не верую в любовь И не могу предаться вновь Раз изменившим сновиденьям! Слепой тоски моей не множь, Не заводи о прежнем слова И, друг заботливый, больного В его дремоте не тревожь! Я сплю, мне сладко усыплёнье; Забудь бывалые мечты: В душе моей одно волненье, А не любовь пробудишь ты. Звучит романс «Не искушай меня без нужды». ВЕДУЩИЙ П. Ну что ж, нам пора прощаться с вашим гостеприимным домом. Большое вам спасибо!

Подходит к П. В. Нащокину. Благодарит его.

ВЕДУЩИЙ III. У меня к вам большая просьба! Представьте, пожалуйста, нашим зрителям

собравшихся в вашей гостиной исполнителей. П. В. НАЩОКИН. Конечно, пожалуйста. На вечере присутствовали артисты … (Представляет

участников I отделения). Разрешите мне от вашего имени сердечно поблагодарить наших гостей за то удовольствие, которое они нам доставили. Все аплодируют.

ВЕДУЩИЙ 1 (выходит на просцениум). 1 отделение вечера подошло к концу. Приглашаем вас принять участие в художественной лотерее.

Перед сценой ставится стол с сувенирами, открытками и значками. Выходит ведущий лотереи.

ВЕДУЩИЙ. Дорогие друзья! Перед вами на столах лежат билеты с номерами. В моей шляпе находятся билеты с выигрышными номерами. Сейчас кто-нибудь из сидящих в зале выйдет к столу и будет вынимать из шляпы билетики. Я буду читать номера билетов

вслух. Владелец выигрышного билета может получить у меня сувенир. Всё понятно? Тогда начнём! Кто хочет вынимать билеты? Пожалуйста, сюда!

II отделение

ВЕДУЩИЙ I. Начинаем II отделение вечера. В этом отделении смогут принять участие не только те студенты, „которые специально к нему готовились, но и все желающие. Хотя наше знакомство с русским романсом началось совсем недавно, мы уже успели разучить несколько романсов и полюбить их. И одним из первых среди них стал романс «Утро туманное» композитора Абазы на стихи замечательного русского писателя XIX века Ивана Сергеевича Тургенева. Нам бы хотелось, чтобы наше исполнение этого романса понравилось всем в зале: ведь нас он привлёк именно своей мелодичностью и настоящей русской возвышенной г рустью.

Звучит романс «Утро туманное».

ВЕДУЩИЙ II. Романс композитора Варламова «Вдоль по улице метелица метёт», который вы сейчас услышите, написан в изящно-танцевальном ритме. Он всегда был очень популярен, его любил народ.

До сих пор этот романс часто воспринимается как русская народная песня.

Звучит романс «Вдоль по улице метелица метёт». Романс «Вдоль по улице метелица метёт» исполняется дуэтом (юноша и девушка): Он может быть инсценирован.

ВЕДУЩИЙ I. А сейчас прозвучит романс «Красный сарафан» композитора Варламова. Этот романс написан также в народном духе, в форме диалога между матерью и дочерью. Дочь, как и её подруги, считает, что ей рано выходить замуж, рано шить свадебный красный сарафан и расплетать косу. У матери совсем другое мнение. Послушайте этот романс.

Звучит романс «Красный сарафан». Романс «Красный сарафан» может быть исполнен ансамблем девушек. Партию матери молено поручить солистке, обладающей высоким голосом. Возможно исценирование.

ВЕДУЩИЙ II. Романс «Я вас любил» написан композитором Шереметьевым на стихи Александра Сергеевича Пушкина.

Композитору прекрасно удалось передать светлую, благородную грусть, которая пронизывает пушкинское стихотворение. Звучит романс «Я вас любил». Романс «Явас любил» исполняется солистом (солисткой) в сопровождении фортепиано. Возможно и скрипичное сопровождение.

ВЕДУЩИЙ I. Сейчас вы услышите мелодию известною романса композитора Булахова «Не пробуждай воспоминаний». Исполняет на флейте (фамилия исполнителя).

Романс может быть исполнен солистом.

ВЕДУЩИЙ II. И в заключение нашей небольшой программы вы услышите старинный русский романс «Калитка». Это романс о мае, о любви, о счастливой встрече влюблённых возле калитки сада.

Звучит романс «Калитка». Романс «Калитка» исполняется ансамблем. Куплеты романса могут быть исполнены солистами. Перед сценой появляется Ведущий III.

ВЕДУЩИЙ III. Перед вами лежат тексты романса «Очи чёрные». Сегодня мы с вами разучим и споём J ГОТ романс. Предлагаем сначала прослушать его в исполнении ансамбля студентов. (Исполняется романс «Очи чёрные»).

ВЕДУЩИЙ III. Теперь я буду читать текст романса по куплетам, а вы будете повторять за мной каждый куплет.

Все присутствующие в зале читают текст. ВЕДУЩИЙ III. Текст мы прочитали. Давайте все вместе споём этот популярный русский романс.

Перед сценой появляется ВЕДУЩИЙ 1.

Звучит мелодия песни «Возвращение романса». ВЕДУЩИЙ I. Вот и подошла к концу наша музыкальная программа. Но мы надеемся, что встреча с русским романсом, первое знакомство с которым произошло на нашем вечере, ещё принесёт вам много прекрасных минут, неповторимых открытий. Эта встреча ещё не раз будет волновать вас! Всего вам доброго, друзья!

Внимание, только СЕГОДНЯ!


lists
lists