Куклотерапия как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоро



Н.И.Козюра

Куклотерапия как средство развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с психофизическим и умственным недоразвитием личности отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Многие дети имеют диагноз ранний детский аутизм. Ребятам сложно понимать обращённую речь, а следовательно и выполнять задания. Тем не менее, основными задачами работы являются: развитие речи, общей координации движений, коммуникативных навыков и эмоциональной адекватности. Без этого невозможна социальная адаптация данной категории детей.

Очевидно, что для успешного взаимодействия с нашими детьми требуется посредник. Таким посредником стала Кукла.

Куклы были специально разработаны для наших детей и изготовлены руками педагогов и родителей. Этот момент особенно важен, так как кукла, изготовленная руками любящих взрослых обладает особой привлекательностью для ребёнка и оказывает значительный терапевтический эффект.

В куклотерапии с детьми, имеющими психофизическое и умственное недоразвитие используются куклы, соответствующие возможностям ребёнка и развивающие их. Разработаны и применяются следующие виды кукл:

Петрушечные куклыкуклы ,которые одеваются на руку (достаточно традиционный вид кукол, однако важно, чтобы они были не промышленного производства, а рукотворного.)

Вязанные пальчиковые куклы – небольшие куклы, связанные из плотной нити, одевающиеся на палец ил пальцы. Куклы отображающие разных животных из любимых сказок. На куклах имеется петелька, для того чтобы ребёнок мог её подвесить на панно-сцену. Вязанные куклы яркие и красивые. Благодаря своей фактуре они позволяют учить ребёнка дифференцировать свои ощущения.

С помощью вязанных кукол осуществляется сказочные театральные постановки. При этом сценой является специально изготовленное педагогами и родителями панно «Теремок» и «Дерево» (на которых имеются специальные крючки.) Отыграв свою мизансцену, ребёнок вешает куклу на панно. Таким образом развивается пространственная ориентация.

Мягкие подвижные «Куклы-рукавички». Кукла представляет собой мягкую «бабушкину» куклу. Такие куклы раньше изготавливались из разноцветной материи и назывались «тряпичными». Особенность «Куклы-рукавички» в том, что на спине куклы пришита рукавичка-держатель. Она необходима для того, чтобы ребёнок, не имеющий возможности фиксировать кисть руки, мог легко держать куклу.

«Кукла-руковичка» помогает детям приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку (покачать куклу); также ребята вместе с куклой учатся танцевать, выполнять различные физические упражнения, изучать пространственные направления. То, что просит педагог «выполняет» кукла, а не ребёнок. Оказывается, ребята с большим удовольствием выполняют различные задания педагогов от имени куклы и для неё. Таким образом развиваются коммуникативные навыки и пространственные представления.

Комбинированная кукла. Кукла состоит из нескольких частей:

стакан-подставка/держатель с прорезью для палочки, на которой крепится голова;

одежда куклы;

голова куклы: лицо, изображающее известного персонажа из сказки и палочка-крепление.

Комбинированная кукла универсальна. Она может быть использована как целиком, так и по частям. Кукла разработана с учётом такой особенности детей как ограниченность в движениях. Поэтому, если ребёнок не может держать куклу в руках, он продевает руку в пластмассовый стакан-подставку. Таки образом фиксируется кисть руки.

Благодаря комбинированной кукле ребёнок может показывать кукольные спектакли, используя в качестве сцены стол или ширму.

«Я кукла» — особый вид кукол. Они имеют размер почти в рост ребёнка. Есть кукла-девочка и кукла-мальчик. Кукла сконструирована таким образом, что руки ребёнка становятся её руками (руки продеваются в руки-рукава), а ноги ребёнка становятся ногами куклы (ноги ребёнка одеваются в тапочки куклы). Дополнительное крепление – подвязка на талии ребёнка.

При помощи Я-куклы ребёнок приобретает полную психологическую защиту и действует от имени куклы. Общение с такой куклой способствует самоидентификации ребёнка и расширяет возможности его взаимодействия с окружающим миром.

Куклы-марионетки. Это наиболее сложный для данной категории детей вид кукол. Марионетки требуют достаточно хорошей моторной скоординированности. Однако, держа куклу в своих руках и руководя ею, ребёнок на бессознательно-символическом уровне учится волевому саморегулированию.

Благодаря разнообразию кукол, можно менять различные виды деятельности, поэтому ребята быстро не утомляются. Становится возможной и постановка кукольных спектаклей. А это, в свою очередь, даёт детям возможность создавать творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим людям.

Благодаря куклотерапии создаётся особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребёнка, а также достигаются следующие результаты:

развивается речь детей;

развивается эмоциональная и моторная адекватность;

развиваются коммуникативные навыки;

пространственная ориентация;

укрепляется союз с родителями.






lists
lists