Круглый стол Преемственность в образовании на разных уровнях обучения



Круглый стол

«Преемственность в образовании на разных уровнях обучения«

Панова Жанна Викторовна,

руководитель МО «Филология»

Цель: создание организационно-содержательных условий для обеспечения успешной адаптации учащихся при переходе с уровня начального общего образования – на основной уровень.

Задачи:

Познакомить педагогический коллектив с целями и задачами обучения на I и II уровнях образования.

Рассмотреть необходимые условия для реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.

Выработать условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе из начальной школы в основную.

Форма работы:

I. Пленарное заседание.

Преемственность в образовании. Панова Ж.В.

Психологические условия реализации преемственных связей. Труханова И.В.

Цели и задачи начального общего образования. Поливара Т.В.

Краткая характеристика целей обучения в 5-6 классах.

II. Работа по секциям.

Цели и задачи обучения по предметам.

Основные формы и методы организации занятий.

Контрольно — оценочная деятельность в переходный период.

III. Коррекционные условия адаптации учащихся

Как объясняет нам “Словарь нового педагогического мышления” авт. Безрукова, образование – это специально организованный целенаправленная система воспитания и обучения.

Человек получает образование на протяжении большого отрезка своей жизни. В течение этого периода проходит несколько этапов психологического становления личности. И, следовательно, отношение к образованию постоянно меняется. Значительным, наверное, самым большим, временным пространством является школьное образование. Основными целями которого, на современном этапе являются формирование способности к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, т.е. прежде всего внутренние изменения личности. Но личность может проявить себя только в деятельности, поэтому изменения касаются и ведущего вида деятельности на каждом возрастном этапе. Для школьников – это учебная деятельность. И внутренняя связь всех этапов школьного образования является главным условием эффективности нашего педагогического воздействия. Соответственно, проблема преемственности в обучении должна рассматриваться не только с позиции непрерывности учебного материала, но и с позиции личностных и деятельностных преобразований учеников.

В “школьном” периоде образования существуют три “болевых” точки учебного процесса:

“запуск” первоклассников;

адаптация пятиклассников;

“выход” в старший модуль

Каждый из этих этапов, совпадает с определенным периодом психологического взаимодействия.

На первом этапе, при поступлении в 1 класс схема взаимодействия субъектов образовательного процесса выглядит так:

На этапе перехода в основную школу эта схема значительно усложняется.

Мы видим, что связь между школой и семьей ослабевает, обратная связь учитель – ученик и родитель – ученик так же, и появляются дополнительные факторы воздействия на ученика. Процесс перехода из начальной школы в основную заставляет учителей и родителей размышлять и осмысливать эту не новую проблему.

Можно сказать, что о вопросах преемственности мы говорим из года в год, а воз и ныне там. Возникает вопрос: почему эта проблема по-прежнему существует в школе?

Выделим ряд проблем преемственности:

Отсутствие механизма согласования целей и задач на разных ступенях обучения.

Несоответствие форм, методов традиционной системы обучения в школе новым требованиям социума.

Недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода.

Несогласованность действий управленцев разных категорий по вопросам обеспечения преемственности.

Сегодня, на нашем Круглом столе, тема которого “Преемственность в образовании на разных уровнях обучения” мы постараемся ещё раз рассмотреть проблему преемственности и ответить на вопросы:

на каком уровне содержания образования (теоретическом, учебных программ, педагогической деятельности) эта проблема должна решаться?

какие условия будут способствовать реализации преемственности в школьном образовании?

попытаемся выработать конкретные рекомендации друг для друга, как педагогов, классных руководителей, администрации по созданию условий для успешного перехода на следующую ступень обучения.

Переход из начальной школы в основную, по праву считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного образования.

Пятиклассники – совершенно особенные. Во многом — по духу своему, интересам, манере поведения – они близки к ученикам начальной школы. “Идейно” же, а так же по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам.

Т.е. пятиклашки “разрываются”. Отсюда:

снижение показателей обученности;

снижение интереса к учебе;

напряженные отношения между собой;

повышенная тревожность;

непредсказуемые реакции;

отстранение от взрослых.

Этот, некоторый, закономерный рубеж совпадает с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием, сменой ведущего вида деятельности.

И здесь, вопрос адаптации возникает очень остро.

Обычно необходимость адаптации возникает в связи со сменой деятельности человека и его социального окружения. У пятиклассников изменяется социальное окружение (состав учителей, иногда – класса) и система деятельности (новая учебная ситуация).

“Адаптация” — это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает различные адаптивные системы. Термин “адаптация” происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Может быть, поэтому многие авторы дают его объяснение через перевод и определяют адаптацию как приспособление организма к условиям среды. Выделяют три вида адаптации… Но нас, как педагогов, интересует третий вид. Успешность адаптации школьника к обучению в основной школе, а конкретно в 5-6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным и общим образованием, без решения проблем…

Рассмотрим условия успешной адаптации ребенка при переходе с одной ступени обучения на другую.

Предлагаю выделить три основных условия:

психологические условия;

педагогические условия;

коррекционно-профилактические условия.

Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и др.

При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации к новым условиям необходимо учитывать психологические особенности 10 – 12 летних детей, вступающих в подростковый возраст.

Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению, индивидуализировать и дифференцировать обучение. И, наконец, корректировать собственную педагогическую деятельность.

Помощь учащимся в этот период должна быть связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками.

В вопросах адаптации здесь на первый план выходят педагогические условия:

наличие четких представлений у учителя, классного руководителя о целях и результатах обучения на начальной и основной ступенях;

преемственные связи в используемых методах и формах обучения;

поиск возможностей развития учебного диалога;

гуманистическая направленность контрольно- оценочной деятельности в адаптационный период.

Работа в группах.

1 группа – анализ ГОС по предметам: начального (общего) образования и среднего (общего) образования (Поливара Т.В.)

2 группа – выработка критерии в подходах к оцениванию ЗУН учащихся (Труханова И.В.)

Вывод:

Таким образом, независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс более интенсивным.

Поэтому, необходимость соблюдения психологических и педагогических условий очевидна.

Коррекционно-профилактические условия должны рассматриваться через

— управленческий аспект:

своевременное назначение классных руководителей;

разработка программы адаптации;

— психологический аспект:

разработка и внедрение программы психологического сопровождения пятиклассников;

организация коррекционных занятий;

проведение психолого-педагогической диагностики;

— педагогический аспект:

“круглый” стол учителей 4-х классов и учителей предметников;

совместное изучение программ начальной школы, государственных стандартов;

посещение учителями предметниками уроков в 4-х классах и учителями начальной школы уроков в 5-х классах;

воспитательные аспект:

разработка модели “запуска” пятиклассников;

организация КТД ;

организация игр для активного взаимодействия;

организация родительского всеобуча по вопросам преемственности и адаптации учащихся.






lists
lists