формирование коммуникативных ууд через внеурочную деятельност_26567



Формирование коммуникативных универсальных учебных навыков через внеурочную форму деятельности.

2. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» — является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

3.“Развивающемуся обществу, — подчеркивается в “Концепции модернизации Российского образования”, — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения…, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью …, способны к сотрудничеству…, обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание”.

4.Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

5. Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

6. Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослыми и сверстниками. В то же время, именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

7. Общество немыслимо вне общения. В последнее время в науке наряду с понятием “общение” используется понятие “коммуникация» Коммуникация — более широкое по объёму понятие. Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. Коммуникация, по мнению психологов — это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации своих планов и потребностей.

8. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.

От уровня развития коммуникативной компетенции ребенка, во многом зависит процесс адаптации его в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Детям с низким уровнем коммуникативных способностей труднее найти себе в классе друзей для общения, для игр. Такие дети не могут участвовать в коллективном обсуждении, так как им трудно сформулировать свои ответы на уроках, построить грамматически и синтаксически правильную речь.

Поэтому далеко не каждый ребенок может проявить себя в учебной деятельности, а вот проявить себя во внеурочной деятельности может каждый.

9. Китайская народная мудрость гласит : «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я научусь». Вовлечь ребенка в образовательный процесс помогают различные формы и методы работы. У младших школьников по-прежнему ведущей остается игровая деятельность. Использование игровых технологий на уроках и внеурочной деятельности помогает учителю заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции. Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов.

10.Уже с первого года обучения дети принимают активное участие в подготовке и проведении литературных викторин, КВН, спортивных праздников, дней именинников, концертов, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, и т.д.

При подготовке и проведении таких мероприятий дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актерские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас .

11. Развитию коммуникативных навыков у учащихся мне помогает работа кружка «Речь и культура общения». Эти занятия помогают ребятам обогатить словарный запас, полно и точно выразить свои мысли;

-адекватно использовать аргументы в дискуссии;

-спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;

-понимать возможность существования различных точек зрения на одну и ту же ситуацию,

-сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор.

12.Формированию коммуникативных навыков способствует работа с этнокалендарем Санкт-Петербурга. С этой точки зрения особый интерес представляют такие памятные даты, как юбилеи выдающихся деятелей культуры, международные дни поэзии, родного языка, славянской письменности, театра, музеев, торжества. С большим интересом готовились мои ученики к проведению классного часа, посвященного Всемирному дню защиты воды.

13.Весь класс разделился на группы, каждая группа получила задания творческого и исследовательского характера. Руководителями групп были выбраны родители нашего класса. Присутствие взрослого человека в группе помогает обеспечить бесконфликтную совместную работу в группе, разрешать конфликтную ситуацию через анализ её возникновения, сохранять уважительное отношение к партнерам, проявлять внимание к личности каждого. Ребята распределили роли, определили функции каждого члена группы, спланировали свою деятельность. Позже каждый смог выполнить все эти операции самостоятельно.

14.Работа в группах учит детей осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, договариваться и находить общее решение, обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию

15.Ситуативно-деловая форма общения наблюдается при участии ребят в проектной деятельности, где дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата.

В процессе взаимодействия ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества, как они развиваются, изменяются и формируются.

Конечным результатом нашего проекта стала литературно-музыкальная композиция, посвящённая Великой Отечественной войне. Каждый ребенок смог пережить чувство сопричастности к совместному общему делу. Положительная оценка со стороны родителей и гостей школы повлияла на развитие личностных качеств ребенка, подвигнув на участие в проектах вне школы. Сегодня вы сможете увидеть это выступление и оценить достоинство и эффективность использования данной формы внеурочной деятельности.

16. Кроме того, работа в группах позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.

Исходя из выше сказанного делаем вывод.Коммуникативные навыки облегчают процесс социализации учащихся на разных ступенях обучения.

Спасибо за внимание.

Внимание, только СЕГОДНЯ!


lists
lists