Учебник А.В.Перышкин
Тема урока:“ Волшебным миром я фонтанов очарован”
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Дидактическая цель урока: создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.
Цель урока:
Образовательная
сформировать представление о сообщающихся сосудах;
выяснить, как будут располагаться поверхности однородной неоднородной и жидкости в сообщающихся сосудах;
показать широкое применение сообщающихся сосудов в быту и технике;
осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых умений, знаний;
интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления,
отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.
Развивающая
создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы;
развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности;
решать тренировочные задачи;
развивать навыки исследовательской деятельности, навыки самоконтроля, самоанализа.
Развитие способности устанавливать межпредметные связи.
Воспитательная
способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.-
научиться видеть красоту в окружающем мире.
воспитание умения слушать и слышать.
Приобретаемые навыки детей:
учащиеся учатся работать в группах, сопоставлять, обобщать ,проводить исследования;
развивают логическое мышление ,речь, память , пространственное воображение;
повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;
воспитание очень внимательного отношения к окружающим, учебной дисциплине.
подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.
Формы организации работы детей: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная,
«Я – словечко, ты – словечко, будет песенка»(диалог)
«Я говорю, а ты молчишь(монолог)
Формы организации работы учителя:
используется словесно- иллюстративный, репродуктивный, практический, проблемный методы, беседа-сообщение, метод письменного текущего контроля;
проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации
постановка цели занятия перед учащимися;
обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, модель сообщающихся сосудов, трубки одинакового и разного сечения, таблица, чайник, кофейник, лейка, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию нового материала:
Учитель: Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. Как мы познаем сами себя. Как мы воспринимаем мир? Как мыслители или как художники? Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности как мыслителя и как художника, приобрел навыки работы в коллективе. Покажем умения и навыки при изучении темы: «Сообщающиеся сосуды и их применение». (Слайд №1,2,3)
3. Постановка цели занятия перед учащимися:
изучить устройство сообщающихся сосудов;
применение их в быту и технике;
обобщить знания, закрепить изученный материал;
проверить и закрепить полученные знания.
4. Актуализация знаний учащихся
А. Проводим фронтальный опрос.
Б.задание; в течение 6 минут ответить по очереди на вопросы, и оценить ответы по 6-ти бальной шкалеВОПРОСЫ.1.Какую величинумы называем давлением?2.Как определяют давление?3.В каких единицах измеряют давление?4.Как передают давление жидкости и газы?5.Как вычислить давление жидкости на дно сосуда?6.Как вычислить давление на некотором уровне в жидкости?7.Как вы понимаете понятие уровень?8.От каких величин зависит давление в жидкости?9.Каково давление в разных точках одного уровня?10.Перевести давление 3кПа в Па?1 700 Па в кПа?ответы
.На экране появляется новый кадр с правильными ответами:
1-Величина, равная отношению силы, действующей перпенди-кулярно поверхности, к площади этой поверхности, называетсядавлением. 2. Р=F/ S3. Паскалях –Па.4. По закону Паскаля в любую точку во всех направлениях одинаково5. Р = pgh6. P =pgh7. Это горизонтальная плоскость8. От плотности жидкости, высоты столба и ускорения свободного падения9. Одинаково10. 3000 Па, 1,7кПа.Учащиеся проверяют правильность ответов и выставляют баллы:в .Индивидуальное задание –сильным ученикам
Вопросы тестирования:
1.При уменьшении объёма газа его давление … при условии, что масса и температура газа остаются неизменными.
А. увеличивается.
Б. уменьшается. В. не изменяется
2. Справа и слева от поршня находится воздух одинаковой массы. Температура воздуха слева выше, чем справа. В каком направлении будет двигаться поршень, если его отпустить?
A.слева направо.Б. справа налево.
B.поршень останется на месте.
3. Рассчитайте давление воды на глубине 1 м.
A.100 кПаБ. 1 кПа
B.1 кПа.
4- В суть закона Паскаля?
5.Как изменяется давление внутри жидкости с глубиной?
6. Зависит ли давление, которое оказывает жидкость на погружённое в неё тело, от плотности этого тела и высоты?
7.Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тело большее давление?
5. Изучение нового материала
Я ещё не устала удивляться чудесам, что есть на нашей Земле:
Телевизору, голосу рации, калькулятору на столе.
Самолёты летят сквозь тучи, мчатся по морю корабли.
Как до этих вещей могучих домечтаться люди могли?
Как придумать могли такое: кнопку тронешь — день настаёт.
Только кран откроешь рукою — и вода по трубам течёт.
Ток по проволоке струится, спутник мчится по небесам,
Человеку стоит дивиться человеческим чудесам.
Учитель:
Тема урока “Волшебным миром я фонтанов очарован…”.
Параграф учебника 7 класса по физике отражает только суть работы сообщающихся сосудов, но в нем совершенно ничего не говорится о практическом применении сообщающихся сосудов в архитектуре, очень кратко описано применение в быту. Мы сегодня ознакомимся с этой темой шире, применив полученные ранее знания по физике. Попробуйте сами сделать работающие модели фонтанов. Я прелагаю следующие темы сообщений: “История создания фонтанов Москвы”, “Фонтаны Петербурга”, “Фонтаны Москвы”, “Практическое использование сообщающихся сосудов”, “Фонтаны в живописи”, “Как работают сообщающиеся сосуды”, “Можно ли построить фонтаны вокруг школы”. На работу по каждой теме будет отведено три недели.
—Демонстрация слайдов с фотографиями фонтанов Петергофа.
— демонстрация фонтанов Праги.
Сегодня мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, классная работа, число, тему урока.
-Какие сосуды мы можем назвать сообщающимися?
Учащиеся делают вывод и записывают в тетрадь.
Учащимся показывается слайд. Сообщающиеся сосуды, в одном из них налита жидкость и трубка перекрыта зажимом.
-Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если открыть зажим? Почему?
Давайте проверим ваши предположения. Показывается следующий слайд.
-Что можно сказать об уровнях жидкости в обоих коленах сообщающихся сосудов, если движения жидкости в них нет?
Мы пришли к важному выводу. Сформулируем его.
В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одинаковом уровне.
— А какая поверхность жидкости называется свободной?
Вопрос:
— Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от формы сосудов? Демонстрируется опыт с сосудами разной формы и показывается слайд.
— А если мы в сообщающиеся сосуды нальём две несмешивающиеся жидкости разной плотности. Будут ли они располагаться на одном уровне? Показывается слайд.
Демонстрация опыта..(подсолнечное масло и вода)
А теперь поговорим о практическом применении сообщающихся сосудов. Показ слайдов фонтанов.Показывается работа шлюзов с помощью слайдов и рассматривается рис. 111 на стр.101 учебника, где изображена схема шлюзования судов.
6. Закрепление изученного материала: Учитель: Фронтальный опрос. Что вы сегодня узнали на уроке? Какие сосуды называются сообщающимися? Какие свойства сообщающихся сосудов мы знаем теперь.? Применение их в быту ив технике Решение задач: В.И. Лукашик №539, № 540, № 541, 7. Физическая пауза. Прежде, чем приступить к решению задач, проведем «Гимнастику для глаз». Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 7 раз. Делайте круговые движения глазами: налево — вверх — направо — вниз — направо — вверх — налево — вниз. Повторите 8 раз. Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 6 раз. Посмотрите в окно вдаль 2 минуту. 8.Итог урока. Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, к подлинно научной теории и поучаствовали в своем открытии уже известного закона сообщающихся сосудов. Я попрошу еще раз сделать общий вывод нашего урока. Учащиеся дают отвечают: В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне. В сосудах любой формы и ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне. Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям. 9.Домашнее задание к следующему уроку. § 39; Упр.16 (1,2, задание 9 №1. стр. 96). Предлагаю вам побыть учеными- экспериментаторами, философами, писателями. Первая группа – модель фонтана; Вторая группа – модель оросительной системы для огорода; Третья группа – модель системы водопровода; Четвертая группа – модель водомерной башни. 10. Рефлексия. Ваше настроение в конце урока: Проанализируйте, пожалуйста, «движение» своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в течение урока . удивлён, безразличен, радостно восхищён, встревожен, раздражён, спокоен Учитель: Ребята! В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке. УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГИ УРОКА , СТАВИТ ОЦЕНКИ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ. Литература: А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс. А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс. Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс. Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс. В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс. 6.Интернет |