МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Проект урока русского языка
Тема урока:
« Слабые и сильные позиции согласных звуков»
Разработала:
Иванова Елена Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1»
г. Бийска Алтайского края
г. Бийск
2012 г.
Конспект урока русского языка
Аттестуемый педагог Иванова Елена Михайловна
Предмет Русский язык Класс 2 Д Дата
Тема урока Слабые и сильные позиции согласных звуков?
Цель урока:
Создать условие для постановки учебной задачи на определение слабой и сильной позиции согласных звуков.
Задачи:
для учителя:
Организовать повторение известного способа письма с пропуском орфограмм слабых позиций гласных звуков;
На основе анализа слов подвести учащихся к пониманию позиционного чередования согласных звуков;
Обеспечить условия для развития умения сравнивать, анализировать, схематически фиксировать знания, выстраивать гипотезы.
Способствовать воспитанию уважения друг к другу, умения работать в паре, толерантность по отношению к другим.
для учащихся:
Продемонстрировать владение известным способом действия;
Выяснить, есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиция?
Учиться ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы
Содействовать формированию следующих УУД:
Предметные:
формировать умение видеть орфограмму;
развивать орфографическую зоркость;
Личностные:
уметь оценить свою работу и работу товарища;
уметь находить причину успеха работы;
положительное отношение к учёбе.
Познавательные
уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
выбор оснований и критериев для сравнения;
построение рассуждений;
знаково-символическое моделирование.
Регулятивные
уметь контролировать и корректировать свою работу;
уметь определять и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
уметь строить работу с партнёрами;
уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
Новое знание:
Позиционное чередование согласных звуков
Проблема:
Есть ли слабые и сильные позиции согласных звуков?
Оборудование: — опорные схемы
— листочки с заданиями для работы в парах
Характеристика класса.
В классе обучается 28 человек. В коллективе преобладает положительная мотивация к обучению. Большая часть детей любознательны, можно отметить высокий уровень трудоспособности, желание работать на уроках, выполнять дополнительные задания, отмечается стремление к пополнению знаний.
Есть группа детей, у которых хорошо развита речь, умеют отвечать на вопросы, но творческие задания вызывают затруднения, требуется помощь учителя. Внимание частично-рассеяное, приходится неоднократно повторять материал и задания для выполнения. Учебный материал усваивают
Тип урока: постановка учебной задачи.
Особенности данного урока
На тему «Позиционное чередование согласных звуков, парных по звонкости-глухости» по программе выделяется 17 уроков (в т.ч. один урок – проверочная работа по теме).
Задачи изучения темы:
Обнаружить сильную и слабую позицию согласных звуков
Распространить письмо с пропусками орфограмм на запись слов, в которых согласные звуки находятся в слабой позиции
Моделирование выделенных признаков слабых и сильных позиций согласных звуков
Уточнить способ действия при обозначении непарных по звонкости-глухости звуков
Данный урок – вводный к теме «Позиционное чередование согласных звуков». До этого дети наблюдали за позиционном чередование гласных звуков, учились выделять слабые позиции гласных звуков в процессе письма.
Постановочные уроки – это наиболее острые и трудные уроки, потому что именно на этих уроках происходит драматический переход от старого к новому способу действий. В ходе урока развиваются такие общеучебные умения ребёнка, как способность сравнивать, анализировать, схематически фиксировать знания, выстраивать гипотезы.
На уроке используется технология проблемного обучения. Кроме этого продолжается формирование оценочной деятельности учащихся.
Структура и технология урока соответствуют программе «Эльконина-Давыдова» На данном уроке можно выделить следующие этапы:
1.Создание ситуации успеха.
2.Создание ситуации разрыва.
3.Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.
4.Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.
5.Рефлексия.
Проект предусматривает использование методов
А) мотивации и стимулирования:
Эмоциональные:
ситуация познавательной новизны;
создание ситуации успеха, свободный выбор заданий;
познавательные
опора на жизненный опыт;
познавательные интересы;
создание проблемной ситуации;
побуждение к поиску альтернативных решений;
волевые
познавательные затруднения;
самооценка своей деятельности и коррекция;
рефлексия
социальные
заинтересованность результатами коллективной, парной работы;
долг и ответственность перед классом, учителем;
самоопределение;
самосовершенствование.
Б) Методы обучения
По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесный, наглядный, практический.
По степени самостоятельного мышления: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый.
По степени управления учебной работой: работа пм учителя, самостоятельная работа
Организационный момент – 2 – 3 мин. Цель этапа: активизации внимания и подготовки учащихся к успешному усвоению материала. На этом этапе используется метод стимулирующего введения – создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
Проверяют готовность к уроку. Самоустановка на урока, | — Итак, друзья, внимание! Прозвенел звонок, Садитесь поудобнее – Начнём сейчас урок. — Ребята, что вы ждёте от урока русского языка? — Посмотрим, чьи ожидания на уроке мы оправдаем. — Я уверена, что некоторые моменты на уроке вызовут у вас удивление. | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Личностные УУД: положительное отношение к учению. Правильная посадка за столом. |
2. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха – 8-10 мин. Цель этапа: обеспечить высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность, стимулировать успех учащихся к дальнейшей работе Методы организации совместной деятельности учащихся: индивидуальная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой, фронтальная работа, работа в парах. Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: слово учителя, ситуация успеха и уверенности в собственных силах. Для достижения обозначенной цели этапа были подобраны задания не вызывающие серьёзных затруднений у детей (минутка чистописания, запись под диктовку с пропуском слабых позиций, проверка записи), всё это помогло создать положительное эмоциональное состояние удовлетворения, уверенности в собственных силах. Организация индивидуальной работы, работы в парах, работы у доски позволило большинству учащимся, продемонстрировать владение уже известным им способом действия. Обязательный момент этого этапа – самооценка детей. Дети смогли оценить степень владения старым способом, кроме этого помочь герою разобраться в своих ошибках (конструируя -памятку схему) | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
Минутка чистописаня
Сегодня мы будем писать букву п. В данном ряду эта буква лишняя, потому что она согласная, а остальные – гласные.
Самопроверка Задания на известный им способами действия Запись под диктовку
П_ р_ке плывут б_льши_ пл_ты. (индивидуальная работа, работа 2 учеников у доски) Взаимопроверка Самооценка, коменрарий. Работа в парах 3 Проверка записи [у кол’и жыв’от пушыстый’ кат’онак] Маша: У Кол_ ж_вёт пушистый к_тён_к. Алёша: У К_ли живёт пушистый к_тён_к. Петя: У Коли жыв_т п.шыстый катён_к. 3 Составление схемы
Жи-ши Ча-ща Чу-щу Цы-ци [ы], [у] | — Запишите дату сегодняшнего урока. — Начнём урок с минутки чистописания — Внимательно посмотрите на данный ряд букв: а п и е у . Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. В этом ряду она лишняя. Объясните, почему — Напишите строчку буквы п, на второй строке напишите соединения буквы п с гласными буквами, подчеркните самую удачную букву, — Ребята, на прошлом уроке вы показали неплохие знания по теме: “Слабые и сильные позиции гласных звуков”. — Значит, вы уже легко можете определить орфограммы в слабых позициях гласных звуков? — Тогда мы это сейчас проверим. Запишите под диктовку предложение, пропуская орфограммы слабых позиций: По реке плывут большие плоты. — Сравните свою запись с записью соседа. — Оцените свои умения видеть слабую позицию (орфограмму) гласных звуков. — Кто хочет прокомментировать свою оценку? — Наши друзья выполняли аналогичное задание, но у них получились разные результаты. Помогите им понять, кто из них прав. — Какие знания вам помогли выполнить задания? — Помогите Пете, сконструируйте схему слабых и сильных позиций гласных звуков — Почему важно видеть в словах слабые и сильные позиции звуков? | Личностные УУД — умение находить причину успеха работы Регулятивные УУД — контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками Познавательные УУД — ориентироваться в своей системе знаний и выборе способа решения учебных задач Коммуникативные УУД — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Физминутка | ||
3. Создание ситуации разрыва – 15 мин. Цель этапа: постановка учебной задачи Методы представления нового учебного материала: -по степени самостоятельного мышления при овладении знаниями – исследовательский метод; — по степени управления учебной работой – работа под руководством учителя; — по источнику восприятия информации – словесный, наглядный (таблички). Методы стимулирования и мотивации учения: — стимулирование интереса к учению – ситуация познавательной новизны; — определение последовательности проведения исследования и необходимость довести его до конца. На данном этапе ребята сталкиваются с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний не хватает. Понятийное противоречие было представлено через столкновение детских точек зрения в процессе организованной дискуссии (диалог сквозных героев). Для достижения наилучших результатов обучения, использовался исследовательский метод обучения учащихся. Процесс исследования строится по аналогии с изучением позиционного чередования гласных звуков. Дети активно включились в процесс поиска решения учебных задач. Организация работы в парах позволило решать как образовательные, так и коммуникативные задачи. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
Высказывания детей. — Есть ли слабая и сильная позиция у согласных звуков? (вопрос фиксируется на доске) Наблюдение за словами — Нужно понаблюдать за согласными звуками в словах, происходит чередование или нет. Страницы: 1 | 2 | Весь текстlists lists |