Элективный курс Генетика человека 9 класс



МАОУ СОШ № 40

Программа элективного курса

для предпрофильной подготовки

» Генетика человека «

( 9 классы )

Составила : учитель биологии

Демидович И.А.

Директор школы : Грабцевич И.Б.

Томск 2012 г.

Пояснительная записка .

В связи с переходом на профильное обучение старшей ступени общего образования и предпрофильную подготовку возникла необходимость разработки программы элективного курса для учащихся 9 класса. Актуальность изучения данного курса диктуется возрастающей тревогой, вызванной экологическими проблемами, влияющими на здоровье человека. Рост наследственных аномалий, рождение детей с патологическими отклонениями и рождение мёртвых детей, увеличение количества бесплодных супружеских пар — все эти явления требуют к себе самого пристального внимания, изучения и целого комплекса срочных мер со стороны здравоохранения и государства в целом. Молодое поколение пристрастилось к курению, к распитию спиртных напитков, особенно пива, к наркотикам, что влияет на снижение физического и нравственного уровня состояния общества. Поэтому задача современного человечества заключается в том, чтобы сохранить здоровье и жизнь ныне живущих людей и оградить будущие поколения от вредных мутаций, которые могут вызывать генетические изменения. Таким образом , сохранение здоровья нации стало первостепенной задачей. В связи с важностью этих проблем и появился курс «Генетика человека».

Цели: 1) показать значимость генетических знаний для сохранения генофонда человечества; 2) помочь ученику сориентироваться в выборе профиля дальнейшего обучения.

Задачи:

познавательная:

познакомить с достижениями современной генетики;

показать влияние разнообразных факторов на генетический аппарат и развитие эмбриона;

показать роль генетики в раннем выявлении и предупреждении наследственных заболеваний.

воспитательная:

сформировать ответственное отношение к своему здоровью.

развивающая:

повысить интерес к биологии , как предмету естественнонаучного профиля;

способствовать формированию у учащихся здоровьесберегающей, коммуникативной и информационной компетенций.

Формы: Лекция с элементами беседы, эвристическая беседа, проблемная ситуация, круглый стол, практикум по решению задач, работа в группах , экскурсия .

Методы: словесно-наглядный, репродуктивный, проблемный и частично-поисковый.

Средства обучения: иллюстративный материал, взятый из сети Интернет, телевизор, видеомагнитофон, диапроектор, видеофильмы: «Половые хромосомы», «Вредные привычки», слайды: «Наследственные заболевания» , «Патологии развития».

Программа рассчитана на 18 часов при 1 часе в неделю. Продолжительность курса — одно полугодие.

Материальные ресурсы, необходимые для освоения курса: оплата экскурсии в анатомический музей при СГМУ.

Генетика человека

(18 часов, 1 час в неделю)

Содержание программы

Введение (1 час)

Предмет и задачи курса. Знакомство с формой отчётности. Мониторинг обученности учащихся на входе.

Наследование признаков у человека (16 часов)

Роль отечественных учёных и учёных г. Томска (Пузырёв В. П., Назаренко С. А., Назаренко Л. П., Степанов В. А., Кучер А. Н., Одинокова О. Н., Островерхова Н. В. и др.) в развитии генетики человека.

Геном человека. Закономерности изменчивости. Генные и хромосомные мутации как причина наследственных заболеваний. Причины появления генных и хромосомных мутаций. Виды мутагенных факторов. Химические мутагены. Раннее выявление наследственных болезней. Медико-генетическое консультирование. Меры профилактики наследственных заболеваний (поиск антимутагенов).

Сперматогенез и оогенез. Влияние вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания) на развитие половых клеток. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие эмбриона. Патологии развития зародыша в результате мутаций и вредных факторов окружающей среды.

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Новейшие открытия в генетике.

Закономерности наследования признаков у человека при моногибридном скрещивании.

Генетическое определение пола. Особенности наследования признаков, расположенных в половых хромосомах.

Мониторинг обученности учащихся на выходе.

Презентация творческих работ.

Практикум по решению задач

Моногибридное скрещивание.

1. Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей.

2. Определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков.

3. Определение вероятности появления потомства с заданным признаком.

4. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Демонстрации

1. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

2. Патологии развития зародыша в результате мутаций и вредных факторов окружающей среды.

Экскурсии

1. В институт медицинской генетики. Наследственные заболевания человека и способы их диагностики.

2. В институт медицинской генетики. Определение генных заболеваний. Метод выделения ДНК и анализ ДНК.

3. В анатомический музей при СГМУ. Патологии развития эмбриона в результате мутаций и вредных факторов окружающей среды.

Резервное время (1 час).

Межпредметные связи: экология, химия.

В процессе изучения курса учащиеся приобретают знания:

об отечественных учёных и учёных г. Томска, внёсших вклад в развитие генетики;

о влиянии вредных привычек на развитие половых клеток и эмбриона;

о причинах возникновения наследственных заболеваний;

о мерах профилактики наследственных заболеваний;

генетической терминологии и символики;

алгоритмов решения задач на моногибридное скрещивание.

На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:

записывать схемы скрещивания;

определять генотипы родительских форм и потомства;

составлять таблицы;

составлять творческий отчёт (по экскурсии);

представлять результаты творческой работы в виде презентации;

отстаивать свою точку зрения.

При изучении данного курса используются элементы технологии проблемного обучения для активизации мыслительной деятельности учащихся и формирования интереса к изучаемому материалу. В начале занятия ставится проблемный вопрос, на который в ходе урока учащиеся ищут ответ, выдвигая свои предположения. Обсуждая их, мы приходим к решению данного вопроса. Например, перед решением задачи ставится проблемный вопрос: «А что получится, если … ?», рассматриваются всевозможные варианты решения, отбирается нужное и записывается ответ.

Критерии эффективности реализации программы:

выбор учащимися медико-биологического профиля дальнейшего обучения на старшей ступени;

количественный анализ творческих работ, представленных на презентации;

анкетирование учащихся с целью исследования уровня удовлетворённости;

результаты участия учащихся в конференциях, конкурсах, олимпиадах;

отказ от вредных привычек.

Формы контроля:

входная диагностика (тест), заполнение таблиц, составление творческого отчёта (по экскурсии), самостоятельная работа по решению задач, доклады, итоговый контроль (тест).

Форма итоговой отчётности:

Презентация творческой работы (реферата).

В ходе написания рефератов закрепляются навыки работы с дополнительной литературой, умение систематизировать и тезисно конспектировать найденную информацию. Уделяется внимание соблюдению стандартных требований к оформлению рефератов. Эти общеучебные навыки позволят ученику в дальнейшем успешно осваивать программу старшей профильной школы. Презентация творческих работ способствует развитию у учащихся коммуникативной компетенции, умения отстаивать свою точку зрения, умения работать на аудиторию и не бояться её.

Итоговая система оценивания

По завершении прохождения курса учащиеся получают баллы. Система оценивания 3-х бальная: 1 балл — исходя из посещённых занятий и ведения тетради;

2 балла — если учащийся выполнил индивидуальную творческую работу (реферат, доклад);

3 балла — если учащийся провёл презентацию своей творческой работы на итоговом занятии.

Литература

1. Шевцов И. А. Популярно о генетике. — Киев: Наукова думка, 1989.

2. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. — Саратов: Лицей, 2005.

3. Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. — М.: Просвещение, 1986.

4. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. — М.: Просвещение, 1982.

5. Гагдиси Д. Т. Экология и здоровье. — М.: Знание, 1985.

Приложение

Календарно-тематическое планирование

Введение (1 час)

Вводный урок 1 час

Наследование признаков у человека (16 часов)

Роль отечественных учёных и учёных г. Томска в развитии генетики.1 час

Генные мутации. 1 час

Экскурсия. Определение генных заболеваний. 1 час

Хромосомные мутации.1 час

Экскурсия. Наследственные заболевания и способы их диагностики. 1 час

Влияние вредных привычек на развитие половых клеток и эмбриона.1 час

Экскурсия. Патологии развития эмбриона. 1 час

Профилактика нарушений в генетическом аппарате. 1 час

Новейшие открытия в генетике. 1 час

Синквейны по генетическим понятиям. 1 час

Практикум. Решение задач по определению генотипа и фенотипа потомков. 1 час

Практикум. Решение задач по определению генотипа и фенотипа родителей. 1 час

Практикум. Определение вероятности появления потомства. 1 час

Генетическое определение пола. 1 час

Практикум. Решение задач на наследование признаков , сцепленных с полом. 1 час

Круглый стол. Презентация творческих работ. 1 час

Резервное время 1 час






lists
lists