Урок русского языка Что такое родственные слова 2 класс по ФГОС_11501



Тема урока: Что такое родственные слова?

Цели урока: Познакомить с понятием родственные слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся

Основные виды учебной деятельности:

Находить родственные слова в тексте и среди других слов.

Различать родственные слова и синонимы.

Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них

корень.

Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонно

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы: словесный,  игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.

Приемы: рассуждение

Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.

Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения

Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД (метапредметные результаты)

1 Организационный момент

Мотивационный

— Здравствуйте, ребята!

Ну — ка, проверим, дружок,Ты готов начать урок?Всё ль на месте, всё ль в порядке?Книжки, ручки и тетрадки.Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?

— Я улыбнусь вам , а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

— Помогать нам будет ученик года из Лесной школы.

— Откройте тетради и запишите число, классная работа. 

Мотивация на урок.

Мотивация на урок. Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой.

РУУД Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

2 Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Если ручкой я пишу, Не верчусь и не спешу, Букву к букве по линейке Аккуратно вывожу.

Вм он ля ле (анализ ошибок)

Выполняют задание. Самооценка.

Предлагает задания. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Учить правильному соединению букв, устранение ошибок написания.

Л контроль в форме сличения способа действия и его результата

3 Целеполагание. Постановка учебной задачи

-Всезнайка пригласил нас в гости на поляну знаний. На поляне стоит два домика. Что вас ждет в каждом из домиков?

В какой домик вы хотели бы заглянуть? Почему?

Большинство из вас выбрали домик, в котором будет что-то новое, незнакомое.

— Каждый ученик заходя в этот домик должен:

1 Понять, что неизвестно.

2 Самим построить способ действия.

— Прочитайте тему урока:

Что нам известно?

Что нам неизвестно?

Способ действия 1

2

В одном, то, что нам знакомо, в другом, то, что нам неизвестно.

2-ой домик. Интереснее, там, где еще незнакомо.

«Что такое родственные слова?»

Слово

Повторить о слове.

«Родственные слова»

1 Познакомиться с родственными словами.

2 Каковы их признаки?

3Находить родственные слова в тексте и среди других слов.

4 Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них корень.

Предлагает задания.

Учит ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

РУУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

РУУД:

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

Осуществлять пошаговый контроль.

Актуализация знаний.

Повторение пройденного.

— Что такое слово?

— Что в слове главное?

— Там был сад, в саду росла яблоня.

Яблоко (Г.Сапгир)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал,

Что низко,

А мышонок —

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка – далеко.

А Теленок озабочен,

Тем, что яблоко

Мало.

А Цыпленок — тем

Что очень

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

-Кислое — зачем оно?

-Что вы?-

Шепчет Червячок, —

Сладкий у него бочок.

Назовите из стихотворения слова антонимы:

Единица речи

Лексическое значение

Высоко – низко

Близко – далеко

Велико – мало

Сладкое – кислое

Предлагает задания

Словарная работа

— С какими словами из словаря встретились?

Вдруг ветер – озорник пробежал по верхушкам деревьев. И посмотрите, что он сделал. В словарных словах все гласные буквы унёс с собой.

— Запишите, поставьте знак ударения и вставить пропущенные безударные гласные.

Ябл…к.., в…р…бей.

Предлагает задания

Л контроль в форме сличения способа действия и его результата

Физминутка

Утром бабочка проснулась,Потянулась, улыбнулась,Раз – росой она умылась.Два – изящно покружилась.Три – нагнулась и присела.На четыре тихо села.

Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.

Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

Самоопределение к деятельности

Изучение нового материала

(Учитель читает текст)

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

— О! Здравствуйте! Вы кто?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

А я ваша родственница – гусеница.

-Ребята, кого называют родственниками? Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

-Ребята, а как вы думаете права ли гусеница, которая считает себя родственницей гусей? Почему?

Среди слов тоже есть родственники.

Выявим признаки родственных слов. Что в них интересного?

– Ребята, давайте составим сейчас памятку, с помощью которой вы сможете определить родственные слова перед вами или нет

Близки по смыслу.

Одинаковая часть.

Тех, кто живет вместе, одна семья.

Нет. Гусь- …., гусеница –…..

Близки по смыслу. Одинаковая часть.

Принимает ответы и подводит к выделения признаков родственных слов

ПУУД:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Вывод: Родственные слова -слова близкие по смыслу и имеют одинаковая часть.

Пр с 58

Обобщают полученные знания

Физминутка

Игра «Лишнее слово»

Если родственные слова – хлопните, если нет – топните.

Лиса, лисица, лист.

Сыр, сырость, сырок.

Лес , лесник, лестница, лесной.

Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.

Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

Р Использование знаний в новых условиях

Самостоятельная работа

Найти родственные слова.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

Почему?

Ёж, ёжик, ежиха, ежата

Ёж, ёжик, ежиха, ежата – животные

Ежевика – ягода.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

Л контроль в форме сличения способа действия и его результата

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Работа в паре

Воспитательный момент

К слову гриб подберите родственные слова

Виды грибов, их польза, правила сбора

— Какие бывают грибы?

— Какие грибы съедобные? Несъедобные?

— Какую пользу приносят грибы?

— Как правильно собирать грибы?

Гриб, грибница, грибник, грибок, грибной

Наблюдает за работой групп, организует общеклассную дискуссию, помогает заметить границу между знанием и незнанием.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

КУУД:

Контролировать действия партнера.

Идивидуальная работа

. – Ребята, Белочка для вас тоже приготовила задание. Сейчас вы будете собирать грибы и «грызть» орешки. Орешки будут «грызть» ребята, у которых сильные зубы в учёбе, они легко могут разгрызть трудную задачу

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водитель.

Грусть, печальный, грустит – синонимы

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

КУУД:

Контролировать действия партнера.

Самостоятельная работа

Выборочное письмо

Упр 83

Выполняют задание

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

КУУД:

Контролировать действия партнера.

Тест

1 Проведи стрелку к признакам родственных слов.

2 Подчеркни родственные слова

3 Верно ли утверждение, что это родственные слова:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




lists lists