Урок в 7 классе Удивительный мир холоднокровных



Удивительный мир холоднокровных

Цель урока:

Выяснить является ли температура фактором, влияющим на жизнь животных.

Задачи урока:

Образовательные: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности пресмыкающихся, земноводных, рыб, о взаимоотношениях их со средой обитания, роли в природе и жизни человека;

Развивающие: продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации, выделять признаки животных, заполнять схемы, таблицы, проводить анализ, делать выводы, развивая мышление обучающихся;

Воспитывающие: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, повысить уровень культуры общения, дисциплинированности, усидчивости, любовь к природе, обосновать необходимость охраны животных

Тип урока: комбинированный урок

Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока:

Организационный момент

Формирование мотива действий

Проверка домашнего задания (поиск информации)

Работа в группах (Получите письмо)

Проверка решения проблемного вопроса «Меняется ли температура тела здорового человека»

Творческая работа ученика (домашнее задание «Температура как экологический фактор»)

Работа в паре

Физкультминутка + закрепление знаний

Творческая работа ученика (домашнее задание «Влияние температуры среды обитания на животных»)

Выступление ученика с докладом «Регуляция температуры тела теплокровных»

Работа в паре с текстом

Целеполагание

Рефлексия

Домашнее задание и подведение итогов урока

Личностные УУД формируются при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется при обсуждении итогов урока.

Познавательные УУД формируются при добывании новых знаний (работа с новой информацией, выполнение лабораторной работы); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.

Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы (подготовка сообщений), выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

Коммуникативные УУД ‑ речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при ведении диалога.

Девиз: Скажи мне — и я забуду.

Покажи мне и я запомню

Дай мне действовать самому И я научусь

Ход урока

Организационный момент (2 минуты)

Здравствуйте! Всем доброе утро! Наши гости узнали, что школе в №2 учащиеся 7б класса очень любят биологию и решили посмотреть на вас умников и умниц. Мы рады видеть всех наших гостей, и надеюсь, что наш урок будет плодотворным и принесёт вам новые открытия.

А отправимся мы сегодня в путешествие в мир зоологических знаний. Для этого, необходимо получить маршрутный лист урока в обмен на ваши знания.

Формирование мотива действий (7 минут)

А) Демонстрация презентации «Вы увидите изображение животного, ваша задача определить класс и отряд » Подготовил Максим Тымбаев.

Б) А теперь игра «Я вам несколько, а вы мне одно» Угадайте, что за животное.

Белая, полярная, тигровая, сельдевая АКУЛА

Двукрылый, электрический, манта, хвостокол СКАТЫ

Белуга, калуга, стерлядь, севрюга ОСЕТРОВЫЕ

Протоптер, лепидосирен, рогозуб ДВОЯКОДЫШАЩИЕ

Остромордая, травяная, озерная, прудовая ЛЯГУШКА

Гребенчатый, малоазиатский, обыкновенный ТРИТОН

Кожистая, суповая, кожистая, дальневосточная ЧЕРЕПАХА

Гавиаловый, миссисипский, нильский КРОКОДИЛ

В) А давайте все вместе поможем нашим друзьям получить маршрутный лист

Составьте систематику пресмыкающимся, используя следующие категории:

Класс Пресмыкающиеся Подтип Позвоночные Вид Варан комодский

Подцарство Многоклеточные Вид акула тигровая Отряд Чешуйчатые

Отряд Крокодилы Тип Хордовые Царство Животные Отряд Черепахи

Вид Жаба зеленая

Молодцы! Все получили карту урока! Счастливого нам путешествия!

Проверка домашнего задания (поиск информации) (3 минуты)

Чтоб отравиться в путешествие нужно взять с собой багаж знаний. Пополнить наш багаж поможет Даша. С интересными фактами из жизни животных познакомит Даша Лебедева «А знаете ли вы?»

Хамелеоны изменяют свой цвет в зависимости от окружающей среды — это знают все. А знаете ли вы, что они меняют свою окраску в зависимости от настроения? Например, когда им грустно, они становятся серыми.

Древесная лягушка умеет изменять цвет своих глаз для маскировки в растительности.

Когда жаба заболевает, она может на короткое время «вырвать» свой желудок, который после проглатывает обратно

Акула может в состоянии аффекта сожрать свои собственные части тела, откушенные другим хищником

Южноамериканская камышовая жаба имеет особые железы за глазами, которые выделяют ядовитую жидкость. В случае опасности она «выстреливает» струей яда на расстояние до 30 сантиметров

Эмбрионы тигровой акулы борются друг с другом в чреве матери, так что сильнейший съедает остальных и в итоге рождается

Рыба барракуда отличается крайней вредностью — в случае болезни она начинает есть определенные растения, которые делают ее мясо ядовитым. Так что в случае ее смерти хищник, имеющий неосторожность закусить ею, погибнет

Температура крови у рыб Антарктиды может достигать -1,7 градусов Цельсия.

Так называемая стеклянная лягушка (glass frog) действительно прозрачна — сквозь ее тело видно сосуды, желудок и бьющееся сердце.

Эфы (вид змеи) убивают наибольшее количество людей в мире. От ее укуса начинается обильное кровотечение.

Работа в группах (Получите письмо) (4 минуты)

Получите лист бумаги, это класс, характеристику этого класса нужно вспомнить, выбрать из множества только те, которые относятся к вашему классу и приклеить на лист. Нужно постараться быстро, правильно и аккуратно оформить вашу работу.

Проверка решения проблемного вопроса «Меняется ли температура тела здорового человека» (2-3 минуты)

На дом было задано небольшое исследование, наблюдение «Как меняется температура тела человека в разное время суток» С итогами своих наблюдений познакомит Маша Ремизова. Какой вывод можно сделать?

У человека постоянная температура тела. А знаете ли вы, у каких животных постоянная температура тела?

Творческая работа ученика (домашнее задание «Температура как экологический фактор»)

Давайте посмотрим презентацию и послушаем Мишу Кожевникова (4 минуты)

Работа в паре. Почему лягушка холодная. (послушайте, обсудите в паре и напишите вывод) Прочитает Максим Шарнин (4 минуты)

В самом деле, почему она не греется изнутри? Дело тут в величине красных кровяных телец – эритроцитов. У лягушки они огромные: длина 23, а ширина 16 микрон. Ничего хорошего в этом нет, чем меньше эритроциты, тем лучше. Например, наши эритроциты в поперечнике около 8 микрон. Миллилитр лягушачьей крови вмещает всего 400000 эритроцитов, нашей – 5 миллионов, а козьей даже 18 миллионов. Из-за этого она холодна. И с легкими лягушкам тоже не повезло – уж очень мала их поверхность, ее не хватило бы даже на то, чтобы прикрыть тело. Если, например, тщательно разровнять легкие быка и обернуть получившейся тканью его фигуру, получится кокон почти из ста слоев. И не мудрено, что простеньким лягушачьим легким требуется помощь – кожное дыхание. За то тут лягушка своего не упустит: она впитывает кислород животом, спиной и даже слизистой оболочкой рта. За один час кв. см кожи поглощает в среднем 1,6 см3 кислорода и выделяет наружу 3,1 см 3 СО2 Так что кожа – более мощный вентилятор, чем легкие. Даже громадным ртом «от уха до уха» ей пришлось обзавестись для того, чтобы побольше набрать воздуха. Но понапрасну рот лягушка разевать не станет – чтоб не задохнуться. Ведь ребер у лягушки нет, и воздух изо рта в легкие накачивает нижняя стенка рта. Из-за этого у нее и дрожит кожа на горле.

Как вы думаете, почему же лягушка холодная?

Вывод: 1. крупные эритроциты 2.Малая поверхность легких 3. Нет рёбер

Физкультминутка + закрепление знаний (4 минуты)

Если нам холодно, как мы можем согреться? Что-то холодно, согреемся?

1 ряд – класс Рыбы, 2-й ряд Класс Амфибии, 3 ряд – класс Рептилии

Если это предложение характеризует ваш класс просьба быстро, но тихо встать и тихо садиться на свои места.

1. Боковая линия. 2. Неполная перегородка в сердце. 3. Сухая кожа. 4. Плавательный пузырь. 5.В шейном отделе позвоночника 7-8 позвонков. 6. Кожное дыхание. 7. Развитие с превращением. 8. Один круг кровообращения. 9. Размножаются путем откладывания яиц. 10. Отсутствуют ребра. 11. Дышат жабрами. 12.Есть мигательные перепонки

Класс рыбы Класс земноводные Класс пресмыкающиеся

1,4,8,11 6,7,10,12 2,3,5,9

Творческая работа ученика (домашнее задание «Влияние температуры среды обитания на животных»)(3-4 минуты)

Мы согрелись, а как же выживают холоднокровные животные? Послушаем Владу Мурзину

Выступление ученика с докладом «Регуляция температуры тела теплокровных» Слово Ивановой Кате (3 минуты)

Теплокровность считается более выгодным свойством организма с точки зрения исторического развития, так как позволяет существовать в самых различных климатических условиях и сохранять активность и в холодное, и в жаркое время года. Обеспечивается теплокровность механизмами терморегуляции. Есть три основных пути терморегуляции:

1. Химическая терморегуляция — усиленное образование тепла в ответ на понижение температуры среды.

2. Физическая терморегуляция — изменение уровня теплоотдачи. Физическая терморегуляция обеспечивается не за счет дополнительной выработки тепла, как при химической терморегуляции, а за счет сохранения его в теле животного. Густой мех млекопитающих, перьевой покров птиц позволяют сохранять вокруг тела прослойку воздуха с температурой, близкой к температуре тела животного, и тем самым уменьшать теплоотдачу во внешнюю среду. У обитателей холодного климата хорошо развит слой подкожной жировой клетчатки, который равномерно распределен по всему телу и является хорошим теплоизолятором.

Отличным механизмом регуляции теплообмена служит также испарение воды путем потоотделения. Человек при сильной жаре может выделять более 10 л пота в день! Потоотделение способствует охлаждению тела.

3. Поведенческая терморегуляция (например, когда животное старается избегать неблагоприятных температур, перемещаясь в пространстве).

Животные в холодный период года нуждаются в большом количестве пищи или тратят много жировых запасов, которые они накопили летом. Поэтому, например, птицам, остающимся зимовать, страшны не столько морозы, сколько бескормица. И именно из-за недостатка еды, а не из-за холода впадают в спячку зимой некоторые теплокровные, например, медведи.

Работа в паре с текстом

А теперь используя увиденное, услышанное и прочитанное вам необходимо заполнить таблицу (5 минут)

Различают теплокровных (гомойтермных) и холоднокровных (пойкилотермных) животных. К теплокровным животным можно отнести всех птиц и млекопитающие, а к холоднокровным беспозвоночных животных, а также рыб, пресмыкающихся и земноводных, которые являются позвоночными.

Теплокровные животные имеют постоянную устойчивую температуру тела, которая не зависит от температуры окружающей среды. У холоднокровных животных температура тела изменяется в зависимости от температуры окружающей среды.

У холоднокровных животных медленнее протекают процессы обмена веществ — в 20-30 раз медленнее, чем у теплокровных! Поэтому температура их тела выше температуры окружающей среды максимум на 1-2 градуса. Холоднокровные животные деятельны только в теплое время года. Когда температура снижается, то у холоднокровных животных снижается скорость движения (вы, наверно, замечали, “сонных“ мух, пчел или бабочек осенью?) На зиму они впадают в состояние анабиоза, то есть в спячку.

Неужели у холоднокровных нет никаких преимуществ перед теплокровными? Конечно же, есть! Ведь не случайно холоднокровные на нашей планете более многочисленны, чем теплокровные. Преимущество холоднокровных в том, что теплокровным для поддержания постоянной высокой температуры тела необходимо много энергии, то есть еды, и при ее недостатке во время похолодания они просто погибают, а холоднокровные спокойно могут пережить холодное время, залегая в спячку. Поэтому, например, практически голые холоднокровные амфибии — вездесущие животные, способные обитать во всех частях света, кроме Антарктиды!

Теплокровные и холоднокровные животные совершенно по-разному реагируют на изменения погоды. Каждый из этих двух классов животных имеет положительные и отрицательные стороны, которые где-то являются помощниками, а где-то делают животное уязвимым. Так, в то время как теплокровные животные стоят на более высокой ступеньке эволюции и, соответственно, их способ терморегуляции является более совершенным, им нужно больше энергозатрат на поддержание жизнедеятельности организма, и, поэтому, есть нужно намного больше. Поэтому зачастую для них не столько страшны холода, сколько риск голода. Теплокровные животные отличаются тем, что всегда имеют примерно одинаковую температуру тела. Например, нормальная температура тела людей (мы тоже теплокровные «животные» — млекопитающие) 36,6 градусов. Если температура выше или ниже, это уже плохо. Это значит, что человек болен. Точно также и остальные теплокровные животные — неважно, какая температура вокруг, температура его тела всегда неизменна. Для того, чтобы сохранять температуру постоянной, животные имеют систему саморегуляции. Для защиты от холода, у зверей и птиц есть шерсть или перья, а также слой подкожной жировой клетчатки, а для защиты от жары «придумано» потоотделение. Существует также химическая терморегуляция (когда животное старается «выработать» тепло) и поведенческая терморегуляция (когда животное перемещается в пространстве, чтобы найти более теплое место).

Как мы уже заметили, температура тела теплокровных неизменна. У холоднокровных же все с точностью до наоборот. Температура их тела меняется в соответствии с температурой окружающей среды. Первая всего на один или два градуса выше второй, или равна ей. Животные данного класса не имеют механизмов саморегуляции температуры, но могут повысить ее, греясь на солнце или расположившись на теплых камнях, а также за счет активной работы мышц. Если же температура опускается слишком низкой — ниже допустимого диапазона — животное входит в состояние анабиоза или, попросту, засыпает.

Таким образом, теплокровные и холоднокровные животные имеют следующие различия: 1. Теплокровные животные имеют постоянную температуру тела, а холоднокровные меняют ее в зависимости от погодных условий. 2. Теплокровные животные имеют механизмы саморегуляции температуры тела, а холоднокровные регулируют последнюю за счет прогревания на солнце или на теплой поверхности, а также за счет пребывания в воде. 3. Теплокровные животные сохраняют активность в любое время года, холоднокровные часто впадают в спячку при слишком низких температурах

п/п

Характеристика

Холоднокровные

Теплокровные

1

Представители

Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся

Птицы, млекопитающие

2

Скорость протекания обмена вещества

медленно

быстро

3

Количество выделяемой энергии

мало

много

4

Зависимость температуры тела от окружающей среды

зависит

Не зависит

5

Температура тела

На 1-2 градуса выше окружающей

постоянная

6

Механизмы саморегуляции

Греются на солнце или прячутся

Физическая, химическая, поведенческая

7

Плюсы

Впадают в спячку, анабиоз

Активны в любое время года

8

Минусы

Активность зависима

Страшны голода, чем холода

Целеполагание (2 минуты)

Как вы думаете, какая цель нашего урока? Чем занимались на уроке?

(Повторение пройденного материала, обобщили о земноводных, рыб и пресмыкающихся). Почему их повторяем на одном уроке? ( т.к. холоднокровные)

А раз повторяем, то на следующем уроке (контроль знаний) Д\З

Тест закрепление урока

Ответы: 1-3, 2-2, 3-4, 4-3, 5-3, 6-4, 7-1

Рефлексия (2 минуты)

Сегодня мне все очень понравились, Спасибо всем за активную работу.

А теперь проверьте свою карту урока оцените свою работу и работу выступающих

На уроке я узнал(а)

Самое интересное выступление

Мои пожелания

Лучше всех на уроке работал(а)

Другой вариант проведения рефлексии — прикрепить на доску лист ватмана. На нём нарисовано дерево. Каждый учащийся выбирает листочек определённого цвета, отражающий его активность на уроке (красный, жёлтый, зелёный).

Красный — я активен и уверен на уроке, жёлтый — я чувствовал себя неуверенно, работал мало; зелёный – мне надо ещё проработать материал

И поставьте себе оценки

Домашнее задание и подведение итогов урока

Внимание, только СЕГОДНЯ!


lists
lists