Уважение к матери — первая моральная высота человека творческая деятельность на уроках



Уважение к матери — первая моральная высота человека

(творческая деятельность на уроках русского языка).

Автор: Панкратова Н.К.- учитель начальных классов МБОУ СОШ № 85

Содержанием духовно – нравственного развития и воспитания являются жизненные ценности и нормы, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях, которые сложились в нашем Отечестве на православной основе, обусловили единство Отечества и преемственности поколений. Одним из традиционных источников нравственности является семья, такие ценности как любовь и верность, помощь и поддержка, равноправие, забота о продолжении рода, здоровье, уважение к родителям. А пятая заповедь гласит и учит нас: «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен».

В семье ребёнок ближе всего к маме (мама — душа родного дома, его свет и тепло). Дети, пока маленькие, просто любят маму. Они привыкли к её заботам, теплу и ласке.

Уважение к матери должно естественно прорасти из любви, из привязанности к ней и также стать чувством. Данную нам природой любовь к матери непременно нужно развивать до уважения, потому что любит свою маму каждый, но не каждый приучен беречь и ценить её. Уважение дорого матери, оно — отклик на её любовь, благодарность за её труды. Но это и для самих детей нужно: не здесь ли зародыш многих и многих качеств, которые затем образуют душевную культуру человека? Умение ценить любовь и сладостное сознание заботы о том, кого любишь. Ответное, благодарное, уважительное чувство к матери воспитывает в детях не только семья, но и общество. Значительную роль в формировании духовно — нравственных ценностей берём на себя мы – педагоги. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Наиболее способствуют этому русский язык. Это предмет, позволяющий на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причём, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.

Во время учебной деятельности при изучении различных тем я использую разнообразные технологии, приёмы, виды и формы, влияющие на воспитание духовно-нравственных качеств личности, чувства глубокого уважения, сострадания и любви к маме, проходящие под девизом «Подарю улыбку маме». Я вижу как дети «воспевают» всё то доброе и светлое, что связано с нашими мамами, наслаждаются их душевной красотой, восхищаются их нравственными поступками. Хочется поделиться некоторыми из них.

Так при изучении темы «Имя существительное», ребятам было предложено задание — подобрать имена существительные, с которыми ассоциируется слово «мама» и закрепить представления об имени существительном.

Проанализировав выполнение задания, увидели такие результаты: на первом месте – ассоциации, связанные с эмоциями и чувствами (счастье, любовь, радость, доброта и др.); на втором – духовно-нравственные ассоциации (понимание, помощь, поддержка, честность; ангел-хранитель, сердце, родина и др.); на третьем – сравнения с природой (луг, воздух, цветы, море) и на четвёртом месте – эстетические ассоциации (красота, королева, драгоценность, сияние, лучезарная улыбка). Также встречаются трогательные ассоциации с животными (золотая рыбка, голубь и др.), с музыкой (мелодия), сравнения с вселенной или с неотъемлемыми составляющими окружающего мира (облачко, звездочка, солнышко, небо). Мы видим, что все представленные ассоциации носят положительный характер и дают добрые представления о маме. Опираясь на определённый учениками ассоциативный ряд, пришли к мысли о создании толкового словарика по теме «Самый дорогой человек». В ходе этой работы ребята упражнялись в распределении слов в алфавитном порядке, а также развивали умения в толковании слов, красиво и доступно излагать мысли. Хочется представить фрагменты из словарика:

Ангел-хранитель – воплощение красоты, доброты, способная оберегать.

Драгоценность – человек очень важный, очень ценный для окружающих.

Вдохновитель – человек, способный вдохновлять на добрые действия.

Воздух (чистый) – чистота в поступках и действиях.

Звезда – даёт веру в счастливую судьбу, умеет всегда «сиять» независимо от настроения.

Золотая рыбка – умеющая красиво исполнять желания.

Королева – управляет «королевством» — семьёй;

самая лучшая.

Любовь – способность любить всем сердцем.

Родина – происходит от «род», даёт жизнь.

Сердце – умеющая крепко любить.

Сияние – необыкновенная редчайшая красота души.

Удовольствие – чувство радости от общения с мамой.

Честность – необходимое качество добродеятеля.

Упражняясь в подборе выразительных средств языка – характерных эпитетов, сравнений по теме «Самой любимой, дорогой, неповторимой», обучающиеся опирались на личные наблюдения. При выполнении задания можно было наблюдать увлечённость детей и проявления чувств нежности и любви к маме. Ребятам хотелось как можно больше подобрать эпитетов, которые подходят к маме. Вот такой портрет наших мам получился:

нравственные качества — справедливая, добрая, щедрая, доброжелательная, вежливая, надёжная, воспитанная, внимательная, заботливая, трудолюбивая;

проявление чувств — нежная, ласковая,

внешние — красивая, приятная, привлекательная, весёлая, милая, женственная, опрятная, модная;

оценочное суждение — замечательная, хорошая, любимая, любящая, лучшая.

Работа в подборе сравнений вызывает интерес, определённые трудности, но в тоже время восторг от результата совместного труда. Хочется привести некоторые примеры сравнений:

как яркая звездочка на синем небе; словно небесный ангел, который спустился на землю и охраняет меня и желает только добро; точно ангел – хранитель; как нежный, добрый, милый, любящий меня ангел; с цветком, у которого тысяча лепестков, который всю жизнь радует своим цветением.

При работе по теме «Глагол», используя методику незаконченных предложений, ребята упражнялись в подборе глаголов, определяющих действия, совершаемые мамой, с опорой на личные наблюдения (Моя мама что делает?…). Проанализировав деятельность обучающихся, я распределила глаголы по группам с характерными особенностями. Например: глаголы, имеющие:

-чувственные проявления (любит, уважает, сочувствует и т.д.);

-объединяющую роль (сохраняет, созывает и т.д.);

-роль помощи и поддержки (советует, исполняет, защищает и т.д.);

-функциональные обязанности (убирает, кормит, лечит и т.д.);

-проявления интересов мамы (отдыхает, играет, рисует и т.д.)

Подбор слов, определяющих действия мамы, предоставляет детям оценить их многообразие и уже на данном возрастном этапе задуматься о важности и значимости функций, возлагаемых на маму, а также воспитывать ответственность роли матери.

Восхищают глаголы, которые подобрали ученики, определяющие действия, направленные по отношению к маме со стороны ребёнка (Свою маму я хочу что делать? что сделать?…). Думаю, что эти глаголы демонстрируют выстроенную систему взаимоотношений (понимать, дорожить, заботиться, подбодрить, не огорчать, уважать, оберегать), а также возможность прочувствовать (утешить, приласкать, осчастливить, рассмешить).

Эта работа стала продолжением написания мини – сочинения по теме «Солнце материнской любви» с опорой на подобранные глаголы.

Вот что получилось у детей:

«Мама – самый дорогой человек на свете. Она всё делает для своих детей: одевает, кормит, заботится, и самое главное она дарит свою любовь. Мама всегда думает о своём ребёнке. Она всегда придёт на помощь в трудную минуту. А ещё мамочка согреет своей милой улыбкой.»

«Моя мама согревает своим теплом, заботится, когда я болею, сочувствует и лечит. Мама может простить всё, она никогда не обижается на меня. Только мама будет любить меня всегда и в любых обстоятельствах. Она учит меня верности, искренности, совершать добрые дела, учит правилам: уважать старших, не обижать младших. Когда мамочка улыбается, то её глаза освещаются мягким живым сиянием. К своей маме я отношусь с нежностью, вниманием и любовью. Я уважаю её, ценю мамино мнение, понимаю с полуслова. Я люблю помогать, радовать, поздравлять, приятно удивлять мамочку.»

Меня всегда волнуют творческие работы моих учеников, тонко трогают мою душу. Хочется, чтобы и вы разделили со мной эти чувства. Предлагаю познакомиться с некоторыми рассказами по теме «Цветок души мамы».

«Моя мама – удивительный человек. Она похожа на цветущую розу, которая с каждым днём становится всё краше и краше. Её любовь и ласка согревает меня каждый день! Она меня научила быть доброй и нежной к людям, учит помогать старшим и слабым. Мама хочет, чтобы в жизни я была справедливым, самостоятельным и трудолюбивым человеком.»

«Моя мама похожа на подснежник, такая же нежная и красивая. Она очень любит весну — время пробуждения природы. Мама научила меня быть вежливой с окружающими людьми. Она хочет, чтобы я выросла доброй, умной и честной.»

«Моя мама похожа на ромашку. Она светлая в своих поступках.»

Я пришла к выводу, что духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка является важным средством формирования у обучающихся качеств доброты, щедрости души, уверенности в себе, умения наслаждаться окружающим миром.

Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику. Учителю поручена высокая духовная миссия: строительство жизни человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах.

Внимание, только СЕГОДНЯ!


lists
lists