Роль комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики в формиро



Роль комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в формировании системы непрерывного духовно – нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.

Синцова Светлана Павловна

Учитель начальных классов

Г. Нижний Тагил МБОУ СОШ № 56

«Пусть рвутся связи, меркнет свет,

Но подрастают в мире дети

Есть в мире Бог или Бога нет,

А им придется жить на свете».

Н.Коржавина

Проблема организации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения волнует российское общество на протяжении уже многих лет. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Все это не дает возможности молодым людям четкого различия понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести, искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни.

В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является неоспоримой и важнейшей целью нашего общества. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

Содержание духовно-нравственного воспитания включает в себя воспитание любви к Родине, доброжелательного, чуткого и отзывчивого отношения к окружающим. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма и интернационализма, сочетание общественных и личных интересов.

Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека:

— нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

— нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

— нравственной позиции (способности к различию добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний)

— нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Однако усилить духовно-нравственную составляющую современного образования лишь путем актуализации проблемы в содержании традиционных школьных учебных курсов или путем увеличения количества уроков, отводимых на темы, имеющие духовно-нравственный контекст, вряд ли возможно.

С этой целью Правительству Российской Федерации было дано Поручение Президента Д.А. Медведева (от 02.08.2009 г. ПР-2009 ВП-П44-4632) с 2010 года в 18 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме организовать преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

С 1 сентября 2012 года комплексный учебный курс ОРКСЭ стал обязательным для преподавания в 4-х классах общеобразовательных учреждений РФ. Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у школьников 10-11 лет мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального населения России, к адекватному диалогу с представителями других культур и иного мировоззрения.

Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Он разделен на  шесть независимых, но единых по целям и задачам модулям имеющим ряд общих положений: формирование уважительного и осознанного отношения к общественным и государственным ценностям, ценностям семьи и их структурным взаимосвязям.

Курс затрагивает жизненно важные вопросы бытия человека: смысл жизни, «цена» жизни и смерти, добро и зло в жизни человека, и в этом смысле содержит большой нравственный потенциал.

В содержании курса даётся характеристика общечеловеческих нравственных ценностей и этического кода основных религий мира. Его целью является формирование новой идентичности гражданина многонационального государства, формирование мотивации к нравственному поведению. А условием формирования нравственности является именно непрерывное и систематическое сообщение соответствующей информации учителем и со своей стороны приобретение и накопление школьником нравственных знаний. Школьник учится давать нормативную оценку действиям, поступкам и поведению людей (в том числе и своему собственному) по критерию добра и зла, правды или лжи, справедливости и несправедливости. Одновременно с этим происходит развитие нравственных чувств детей, выработка устойчивых установок и мотивов их нравственного поведения.

Многие проблемы сегодняшнего школьника существуют на культурно-стилистическом уровне, когда социокультурные нормы, прививаемые ребенку в обществе, семье и школе, не совпадают. Поэтому одним из основных принципов учебного курса ОРКСЭ является его культурологический характер.

Курс ОРКСЭ направлен на формирование культурологической компетентности учащихся. Его изучение ориентировано на систематизацию, обобщение знаний учащихся о   нравственности, истории, культуре, которые они получили в предыдущие годы обучения. Курс расширяет представления о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, раскрывает их значение в жизни современного общества, формирует понимание своей сопричастности к ним.

Таким образом, духовно-нравственное развитие ребенка основано на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению. Именно в этом и заключается роль курса « Основы религиозных культур и светской этики».

«Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний,

а в правильном применении их во благо»

А. Ф. Романова.  

Внимание, только СЕГОДНЯ!


lists
lists