Разработка классного часа В отношениях дверь открывается на себя_3006



Классный час в 7 классе

Тема: «В отношениях дверь открывается на себя»

Цель: исследование конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения. Формирование у участников установки на сотрудничество.

Задачи:

Образовательные:

ознакомить учащихся с понятиями конфликтные ситуации и конфликт;

формировать представления о различных вариантах человеческого общения;

учить все задействованные в конфликте стороны, избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт;

Развивающие:

воспитать уважительное отношение к окружающим людям;

Способствовать сплочению группы и получению положительных эмоциональных ощущений от групповой работы.

формировать социально одобряемые формы поведения;

на конкретном примере рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях;

Оборудование:

Презентация и медиапроектор;

Правила бесконфликтного общения;.

маркеры или цветные карандаши;

Энциклопедия или толковый словарь, электронная энциклопедия;

Слова Горького М.;

Правила работы в парах.

Разделить детей на 3 группы.

Ход занятия:

Орг. Момент. Приветствие.

Мотивация

Тема нашего классного часа: «В отношениях дверь открывается на себя». Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (По названию темы дети могут предположить, что речь пойдет про отношения между людьми). Перед вами репродукция картины английского художника Уильяма Холмана Ханта «Светоч мира».

На полотне изображён Христос в терновом венце, скромно стоящий с фонарём у двери хижины, дверь которой заросла сорняком и колючками — так давно её не открывали. Свет, льющийся от фонаря, позволяет различить самую главную символическую деталь этой картины — дверь, у которой стоит Иисус — не имеет снаружи ручки.

— Как вы думаете, почему дверь без ручки? (предположения учеников)

-В конце нашего занятия мы вернемся к этой картине и попробуем найти ответ на этот вопрос.

-Чтобы определить более точно тему нашего занятия, давайте поиграем.

-К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание:

— быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

— Вам понравилась такая игра?

Уч-ся после выполнения задания расстроены.

— Почему?

— Что произошло в данной ситуации? (конфликт)

— Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д)

— Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)

— Можно было избежать конфликта? (можно)

— Как? (ответы уч-ся)

Теперь вы сможете уточнить, о чем мы можем сегодня узнаем?

-что такое конфликт,

-причины возникновения конфликтов,

-виды конфликтов,

-как себя вести во время конфликта,

-как можно разрешить конфликт

-какая польза от конфликтов (учитель фиксирует на доске)

Важна ли эта тема для вас? Почему?

Анализ анкетирования «Конфликтная ли ты личность?»

Из 10 человек только 2 совершенно не склонны к конфликтам,

6 человек конфликтны в большей степени,

2 человека провоцируют конфликты ради конфликта.

3. Работа в группах.

Чтобы ответить на эти вопросы, мы разделимся на группы. Каждая группа будет работать над своим заданием. В результате мы оформим стенгазету «Внимание, конфликт!». При работе в группах надо соблюдать определённые правила.

Давайте их озвучим.

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

1 группа. Понятие конфликта. Виды конфликтов.

Задание:

1.Пользуясь предложенными источниками и словарем дать определение понятия «Конфликт».

2.Составить схему «Виды конфликтов»

2 группа: Предупреждение и разрешение конфликтов.

Задание. Пользуясь предложенным материалом, составьте схему «Способы предупреждения конфликтов» и изучите таблицу «поведение людей во время конфликта».

3 группа: + и – конфликтов

Задание.

Составить кластер по положительным и отрицательным сторонам конфликта, выбрав из предложенного перечня.

4. Выступление групп, оформление стенгазеты на ватмане.( листы с выполненными заданиями клеятся к стенгазете.

Классный руководитель. Конфликт – это столкновение интересов. И. как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения.

Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

6. Практикум. Варианты решения конфликтов.

Каждой группе дается карточка с заданием, необходимо предложить вариант решения конфликта.

Ситуация №1

В одном из классов между учениками разгорелся конфликт. Мальчик –забияка Вася все время дразнил Степана, пинал портфель, иногда бил. Наконец Степану это все надоело. Он решил с этим покончить.

сотрудничества.

Ситуация №2

На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

Найдите решение конфликта с «конструктивной позиции»

Ситуация № 3

Ученик 9 класса подошел к ученику 6 класса с угрозой забрать у него деньги. Ученик 6 класса сказал, что денег нет.

Девятиклассник продолжал настаивать на своем…

Найдите решение конфликта с позиции арбитража

Через 5 минут предлагают свои ответы.

Вопрос к участникам урока:

— Легко ли было найти путь выхода из конфликтной ситуации?

— Что было сложнее всего?

Просмотр видеоролика о решении конфликта с помощью третьего лица «Школьная служба примирения»

Стихотворение читает Таня Русинова.

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем серьезно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких но острых осколков.

Учитель. В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…». Вернемся к нашей картине. Почуму же дверь на картине без ручки? (Гладкая снаружи дверь красноречиво говорит: «Меня может открыть лишь тот, кто находится внутри, за дверью». Лик Странника в терновом венце направлен на зрителя. Он тоже красноречив. Он призывает «каждого открыть дверь своей души самостоятельно.

В отношениях дверь открывается на себя!). Все зависит от вас. А кто вам может помочь в

Конфликтной ситуации? (родители, учителя)

Давайте встанем в круг. Вот вам моя рука, которая всегда готова вас поддержать. Положите руки друг на друга , моя рука снизу и сверху.

-Чувствуете ли вы тепло друг друга? Вместе всегда легче выходить из трудных ситуаций. Будьте внимательнее друг к другу, уважайте и учитель слышать ближнего. Тогда конфликты в вашей жизни будут носить только положительный характер.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Справочный материал для 1 группы

Конфликт – это спор, столкновение сторон за владение чем-то таким, что одинаково ценится обеими сторонами.

Возникновению конфликта способствует определенный период скрытой, взаимной или односторонней неудовлетворённости. С чего начинается конфликт?

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие причину конфликта

Конфликтная ситуация обычно зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности, которую определяют понятием “инцидент”. Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности и т.д. приводят к обострению общественных противоречий и как следствие – к конфликтам.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

У каждого в жизни бывают ситуации, когда мы вступаем в противоречие, разногласие с окружающими нас людьми. Причиной разногласия может быть простое непонимание другого человека, которое может перейти в столкновение, спор, конфликт. Конфликт не может протекать без участников (субъектов) конфликта. А так же без самого объекта конфликта. Что такое объект конфликта? Что может быть объектом конфликта?

Объект конфликта – это предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию.

В чём же сущность конфликта?

Конфликттт

участник

объект конфликта

конфликтная ситуация

инцидент

Вывод: Сущность конфликта заключается в межличностном или межгрупповом противоборстве, основанном на осознанном каждой из сторон противоречии. Это столкновение принципов, мнений, характеров или эталонов поведения людей.

Виды конфликтов: политические, семейные, юридические, военные, среди животных.

Личностные конфликты (синонимы: внутриличностные, внутренние) возникают при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у одного человека(например, хочет «Мерседес», а может позволить себе «Жигули»;

Межличностные конфликты. Разновидность конфликтов возникает при наличии проблемной ситуации, в которой личности одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели.

Межгрупповые конфликты. В качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели. Часто этот вид конфликтов является результатом межличностного, когда его оппоненты поддерживаются единомышленниками.

Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.

Самый распространённый — неуправляемый конфликт.

Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: «Вот нахал даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «Не нравится, на такси нужно ездить!» В результате дело может дойти до драки.

Другой вид конфликта — холодная напряжённость (внутренний конфликт).

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

Существует множество типологий конфликтов. Так, например, конфликты подразделяются:         по сферам их проявления — экономические, политические, социальные, этнические, культурные, религиозные и пр.;         по характеру протекания и длительности — стабильные, нестабильные, постоянные, кратковременные и пр.;         по степени регулируемости — стихийные, управляемые, институциональные, неинституциональные;         по степени проявления — скрытые, явные, смешанные, демонстративные, маскируемые;                Указанные типологии представляют лишь часть возможных.

Справочный материал для 2 группы

Справочные материалы.

Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

Один из способов предупреждения конфликтов — мягкое противостояние.

Мягкое противостояние — это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Способы разрешения конфликтов:

Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.

Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат, давление третьей стороны.

Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличия трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников.

Правила выхода из конфликтных ситуаций:

Научись слушать собеседника! Внимательно слушать – это значит слышать слова, которые он говорит, и стараться понять его чувства.

Извинись! Извиниться не просто, но это возможный способ прекратить конфликт.

Переговоры

в конфликте не бывает победителей.

встаньте на позицию собеседника. Посмотрите на ситуацию «его глазами»

детально опишите не устраивающую вас ситуацию, будьте объективны.

расскажите о своих чувствах в данной ситуации.

выслушайте оппонента- не перебивайте, не спорьте, покажите, что вы слушаете и готовы прийти к соглашению.

не прибегайте к ультиматуму, внесите конкретные предложения относительно смены ситуации.. (Я хотел бы… Я вас прошу…)

контролируйте эмоции, тему разговора, языковой стиль (без грубостей)

Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (показывает на экран)

Стратегии поведения в конфликтах

Название стратегии

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Девиз

«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него»

«Чтобы я победил, ты должен проиграть»

«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»

«Мы оба немного выиграем , но и проиграем»

Содержание

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Стремление добиться своего за счет другого

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Завершение конфликта частичными уступками.

Кто чаще так себя ведет

Люди, неуверенные

в себе

Мирные, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Соперники имеют равные возможности

Когда можно использовать

Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично.

Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен

Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего

Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды

Компромисс эффективен в случаях:

-наличия взаимоисключающих интересов;

-удовлетворения временным решением;

-угрозы потерять все.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




lists lists