Путешествие в прошлое утюга_37529



Тема: «Путешествие в прошлое утюга» (по познавательному развитию раздела программы «Детство» «Ознакомление с социальной действительностью» для детей подготовительной логопедической группы).

Программное содержание:

Познакомить детей с историей утюга, вызвать интерес к предметам прошлого.

Побудить к пониманию назначения и функции утюга, необходимости его для жизни человека. Продолжать учить пользоваться алгоритмом при описании предмета.

Закреплять умение правильно определять металл, пластмассу и ткань, их признаки и выделять эти признаки на основе структуры поверхности, прочности, твердости.

Закреплять правила пользования пожароопасными предметами. Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность. Воспитывать культуру общения.

Словарная работа:

Учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать относительные прилагательные (какой? какая?) Обогащать словарный запас детей. Активизировать в речи слова: металл, пластмасса, дерево, электричество, рубель, уголь, шерсть, шелк, драп, регулятор.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, загадывание загадок, знакомство с образцами тканей, сюжетно-ролевая игра «Ателье», рассматривание одежды по сезонам, дидактическая игра «Послание из прошлого», «Собери картинку», «Что предмет расскажет о себе».

Материал и оборудование:

Электрический утюг, образцы тканей, рубель, деревянная палка, ткань, угольный утюг, подставка, дидактическая игра «Колесо времени» (с изображением предметов: рубеля, угольного утюга, электрического утюга), дидактическая игра «Сложи картинку», алгоритм описания предметов, кассета с записью «театральные шумы».

Ход занятия:

Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя. Воспитатель: День сегодня необычный, удивить хочу я вас В путешествие большое мы отправимся сейчас.

(Садимся на «машину времени», закрываем глаза, воспитатель считает 1,2,3,4,5)

Воспитатель: — Ребята, куда мы с вами попали .(ответы детей).

Воспитатель: Мы с вами попали в музей предметов. Как вы думаете, кто создал эти чудесные предметы? (Их создал человек. Это предметы рукотворного мира?)

Воспитатель: — Правильно! Эти предметы создал человек. Ребята, вы видите много предметов. Отгадайте, с каким предметом из музея мы сегодня познакомимся. Отгадайте загадку:

Я не хвастая, скажу:

Всех друзей омоложу.

Идут ко мне унылые –

С морщинками, со складками

Уходят очень милые –

Веселые и гладкие!

Значит я надежный друг.

Электрический

(Утюг).

В полотняной стране,

По реке Простыне

Плывет пароход:

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать. (Утюг.)

(Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: — Как нужно обращаться с утюгом, чтобы не случилась беда?

Дети: Пользоваться утюгом могут только взрослые. Нельзя оставлять утюг включенным. После того как погладили, нужно ставить утюг на специальную подставку. Держать утюг только за ручку; не касаться его подошвы, когда он нагрет до высокой температуры. Нельзя наливать воду в утюг, если он включен.

Воспитатель: — Ребята, садитесь за столы, сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери материал».

(При проведении игры воспитатель поворачивает ручку регулятора в разные положения, а дети подбирают образцы тканей и объясняют, почему их можно гладить (1-тонкие, нежные, легкие ткани-шелк, атлас, капрон; 2-хлопок, ситец, бязь, трикотаж; 3-шерсть, драп, лен).

Воспитатель также обращает внимание детей на то, что на одежде всегда есть ярлык, на котором указывается состав материала и можно ли гладить эту вещь утюгом.

ФИЗМИНУТКА «СТИРКА БЕЛЬЯ» (под музыку).

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ДРУЖБА».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в «замок»)

Мыс тобой подружимся

Маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук.)

1, 2, 3, 4, 5 — (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

Воспитатель: — Вы правильно отгадали загадки, и сегодня мы с вами отправимся путешествовать в прошлое… (утюга). Но прежде, чем мы отправимся путешествовать в прошлое утюга, скажите: «Для чего нужен утюг людям? Что стало бы, если вдруг на земле исчезнут все утюги?

Дети: Утюгом гладят вещи после стирки, чтобы одежда была не мятая, а красивая.

Воспитатель, обобщая детские ответы, уточняет: «Правильно, утюги придают одежде опрятный вид, помогают в швейном деле, когда шьют одежду. Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим современный утюг. Из каких деталей состоит утюг? Из каких материалов сделаны эти части?

Дети: Пластмассовый корпус, металлическая подошва и гибкий, обтянутый сверху резиновый шнур с вилкой на конце.

Воспитатель: Для чего нужны отверстия на поверхности утюга? Дети: Через них выходит горячий пар, чтобы материал легче было отгладить.

Воспитатель: Для чего нужна ручка?

(Чтобы удобно было гладить).

Почему ее не сделали металлической?

(Металл нагревается).

Как используют подставку?

(Ставят на неё горячий утюг).

Для чего нужен регулятор?

(Регулировать температуру нагревания утюга).

Из чего сделана емкость для воды?

(Из пластмассы).

Почему она прозрачная?

(Чтобы смотреть количество воды в емкости).

Для чего утюгу нужен шнур?

(Включать в розетку).

Какой утюг? (электрический).

Воспитатель: — Я хочу рассказать, как в старину люди гладили одежду. Рассаживайтесь поудобнее и внимательно слушайте.

Давным-давно, когда еще не было вас, не было ваших дедушек и бабушек, а тем более не было утюгов, люди не ходили в мятой одежде. Постирав свою одежду в реке, они ее отжимали, тщательно встряхивали, чтобы она чуть-чуть разгладилась, потом сушили, но старались не пересушить, чтобы легче было ее отгладить. Как отглаживали одежду? Может быть кто-то догадался? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: — Гладили следующим образом: клали одежду под что-нибудь тяжелое на какое-то время или наматывали ее на закругленную гладкую палку и проводили по нему ребристой доской-рубелем, сильно нажимая. (показывает детям доску-рубель).

Как вы думаете, хорошо разглаживалась одежда? (Нет.)

Конечно, нет. Нельзя было таким способом разгладить одежду, оставалось много складок. Да и трудно было несколько раз наматывать и разматывать — уставали руки.

(Предлагает попробовать детям).

Люди заметили, что одежду может разгладить какой-нибудь тяжелый предмет, к тому же горячий. И придумали угольный утюг. (Демонстрирует детям угольный утюг). Это железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угольки. Через некоторое время угольки нагревали утюг, и им гладили одежду и другие вещи.

Как вы думаете, удобен такой утюг? (Нет.)

Почему? (Нужно было все время готовить горячие угли. Углями можно обжечься. Они быстро остывали, и надо было накладывать другие. Угли могли упасть на одежду, и мог произойти пожар).

Так как утюг с углями был не очень удобен, люди придумали другой. Его сделали из тяжелого металла, в него не нужно было накладывать угли. Утюг ставили на огонь, а потом им гладили. Такой утюг был удобен?

(Нет, Он был тяжелый. Надо было долго ждать. Пока он прогреется. Утюг быстро остывал.)

Человек постоянно стремился как-то облегчить свой труд и придумал много вещей, которые помогали ему. К 1980 году, когда появилось электричество, люди догадались, что утюг можно нагревать электрическим током. Это были простейшие утюги. Сначала их нагревали, потом отключали и только после этого гладили. Затем люди придумали регулятор, которым можно было регулировать температуру и таким образом гладить разные ткани не боясь их прожечь. А сейчас утюгом можно даже отпаривать вещи. Такой утюг мы с вами рассматривали в начале нашего путешествия.

Ребята, мы с вами долго путешествовали, но нам пора возвращаться в настоящее время. Чтобы вернуться, нам надо сложить картинку. Возьмите конверты, в конверте задание — сложите по образцу.

Воспитатель: — Ребята, молодцы, вы справились с заданием. У кого какой предмет получился? Мы спокойно возвращаемся в настоящее время. (Садимся на «машину времени» и считаем).

(Звучит музыка «Театральные шумы».)

Воспитатель: — Сейчас я предлагаю подвести итог нашему путешествию. (Используем дидактическую игру «Колесо времени» и стрелочкой воспитатель показывает чем гладили раньше? Что придумали потом? Чем гладят сейчас?).

А сейчас поиграем в игру «Загадки и отгадки».

(По алгоритму дети описывают предметы не называя их. Остальные дети угадывают.)

Воспитатель: — Ребята, наше занятие подходит к концу. У вас на столах лежат кружочки. Вы опускаете их в сундучок и называете, чем мы занимались на занятии, что вам понравилось, что запомнилось.

Воспитатель: — Мне тоже понравилось с вами путешествовать. Спасибо. Занятие окончено. Дежурные помогут убрать пособия.

Внимание, только СЕГОДНЯ!


lists
lists