Подготовка руки дошкольника к письму



Подготовка руки дошкольника

к письму.

Шутова Елена Александровна,

воспитатель МБОУ «Сибирская

начальная школа-детский сад»

д.Елисеевская, 2012 год.

Обоснование выбора темы:

Мой педагогический стаж – 20 лет. Воспитателем я работаю 3-ий год. Группа у нас разновозрастная, состав детей постоянно меняется. Детей подготовительного возраста – 2человека. Почему я взяла эту тему?

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными.

Ученые всего мира обеспокоены проблемой овладения детьми письмом, т.к. современные дети учатся в первую очередь печатать на компьютере, часто не умеют и не могут правильно держать в руках карандаш или ручку. А американские ученые ввели термин «кнопочный синдром» — дети с раннего детства привыкают к копкам: пульт телевизора, сотовый телефон, компьютер и многое другое. Они провели такой эксперимент: школьникам предложили набрать номер своего домашнего телефона с помощью дискового телефона. С первой попытки ни один из экспериментируемых с заданием справиться не смог.

Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

Основная цель и задачиЦелью данной работы является углубление теоретических знаний и расширение практического инструментария педагога в работе над интенсивным развитием мелкой моторики дошкольников.Задачи, которые решались в ходе написания данной работы сводились к следующему:- расширение собственных представлений об особенностях влияния мелкой моторики детей на успешность обучения в школе,- отбор и систематизация комплекса разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка, с учетом работы в разновозрастной группе;- подбор диагностических методик для оценки уровня подготовленности руки ребенка к письму.- анализа литературы, которую педагог может использовать для повышения своей профессиональной компетентности в практической деятельности.- работа с родителями.Практическая значимость данной работы определена в трёх аспектах:1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.2. Представлен систематизированный материал по развитию тонкокоординированных движений рук, зрительно-пространственного восприятия и памяти, мышления, с выходом на развитие творческих способностей у детей.3. Предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.

Формирование графического навыка, подготовка руки к письму.

Для формирования графического навыка и подготовки руки к письму в своей практике я использую следующие приемы и упражнения:

— массаж кистей рук;

— пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

— лепка из глины, пластилина;

— выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);

— выполнение «закручивающихся» движений (закручивание гаек в конструкторе, пробок у пластиковых бутылок);

— специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. Кинестетический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (штриховка, обводка, рисование) — эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков

В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Надо заметить, что слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Почему же у дошколят слабо развита мелкая моторика? Причин тому несколько: одна из них заключается в неэффективном подборе игр и упражнений-заданий для развития мелкой моторики, которые ориентируются на работу основных пальцев руки . Однако, оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, мы снижаем эффект развития тонкой моторики. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь неведущую руку сделать более активной. Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж). Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.

Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребенком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй узор по точкам», «Соедини точки» и т.д. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.

При этом необходимо обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. Специалисты не рекомендуют обучать дошкольников написанию письменных букв и тем более использовать для подготовки к школе школьные прописи.

Умения, необходимые для выполнения графических упражнений нужно формировать с раннего детства. Особое внимание следует обращать на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположение листа бумаги на столе, формировать умение выполнять линии различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги.

Даже если дошкольник рисует много и с увлечением, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может формироваться неправильно .

Я считаю, что в предшкольной подготовке важен организационно-методический этап, на котором происходит:

знакомство с тетрадью;

ориентировка в пространстве листа;

графические диктанты;

копирование (по точкам, на кальку).

Для родителей дошкольников я провела следующие консультации: * Зачем нужна мелкая моторика

Влияние мелкой моторики на организм

Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Приемы развития мелкой моторики

Несколько упражнений, развивающих  мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук.

Результаты диагностик.

Для проверки эффективности работы по теме я использовала следующие диагностики:

Методика «Птенчики»

Методика “Домик”.

Методика «Дорожки»

Графический диктант.

Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения)

Методика «Птенчики» направлена на выявления ведущей руки.

Методика “Домик” направлена на выявление способности копировать образец по клеточкам.

Методика «Дорожки»

Проводила 3 раза. Первый раз в марте 2010 года (воспитанникам было по 4,5 лет) выявила:

— ведущая рука – правая;

— линии прерывистые, часто касаются краев дорожки;

— рука быстро устает.

Март 2011г.:

— линии более плавные на 1 и 2 дорожке, а на третьей дорожке – резкие, рука устала

Март 2012г. (воспитанникам по6,5 лет):

— линии плавные, уверенные, идут, в основном, по середине дорожке, рука у воспитанников не устала.

Методика Керна – Йерасека

Виды заданий

Никита

Рита

1.Копирование фразы «Ей дан чай»

9 б.

10б.

2. Срисовывание группы точек

8 б.

10 б.

3. Рисование человека

9 б.

5 б.

Всего баллов (макс.30б.)

26б.

25б.

Графический диктант.

Воспитанники уверенно рисуют узоры по клеткам под диктовку, продолжают его самостоятельно до конца строчки.

Воспитанники принимают участие в конкурсах различного уровня: школьных, районных, областных и просто любят выполнять различные работы руками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.В заключении можно сказать следующее: преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу.Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется особое внимание.

Использованная литература.

Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: «Владос», 2001г.

О.Новинская. Веселые пальчиковые игры. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. СПб.: Сова, 2006г.

С.Е.Гаврилина. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г.

Н.А.Бренштейн. О ловкости и ее развитии. М., 1991.

Е.М.Косина. Гимнастика для пальчиков. М.: «Олма-Пресс», 2001.

И.Светлова. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: «Олма-Пресс»,2001

Л.Павлова. Значение развития действий рук.// Дошкольное воспитание. №1, 1984.

В.Кудрявцев. Двигательное воображение.// Дошкольное воспитание.

№ 3, 1989.

Л.Сидиренко. Мои пальчики расскажут.// Дошкольное воспитание №7, 2008.

И.Малюкова. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму.// Дошкольное воспитание №2 2008.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб, 2001.

Внимание, только СЕГОДНЯ!


lists
lists