План семинарских занятий



Семинар 1

Философия как мировоззрение (2 часа)

Вопросы:

Исторические типы мировоззрения. Философия как мировоззрение (М.Шеллер)

Понятие «философия». Философы о сущности философии

( В.Виндельбандт Что такое философия?; Б.Рассел Ценность философии; Н.Бердяев Потребность человека в философии)

Предмет философии, ее функции и специфика. Разделы философского знания.

Блиц-опрос:

Мировоззрение, философия, онтология, гносеология, антропология, социальная философия, этика, эстетика, материализм, идеализм, агностицизм.

Литература:

Философия (полный курс): Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Проф. Ерыгина А.Н. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Изд-во «Март», 2004. – стр. 6-36, 39-47.

Философия. Краткий тематический словарь. /Под редакцией Т.П. Матяш, В.П. Яковлева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Б.Рассел Ценность философии // Б.Рассел Проблемы Философии. – М., Республика, 2000г.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа //Лосев А.Ф. Мифология, философия, культура. – М., 1991. – С. 22-186.

Канке В.А. Философия. — М.: Логос, 2001. — С. 5-20.

Философия: Учебник для вузов. /Отв. ред. – проф. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995 – 1999 (1-е издание). 2000- 2002 (2-е издание). – Глава 1.

Мамардашвили М.К. Из краткого введения в философию. //Вопросы философии. — 2000. — №12. — С. 64-73.

Мир философии. Хрестоматия. — М., 1997. — Часть 1, разд. 1, гл.1.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Республика, 1994. – С. 32-50; 76-84; 456-495. (2-е издание).

Философия. Учебник. /Под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. — Второе издание, переработанное и дополненное. — М.: ТОН-ОСТОЖЬЕ, 2000.

Хрестоматия по философии/Под редакцией П.В.Алексеева, А.В.Панина – Изд.Гардарика.

Семинар 2. Философия Древнего Востока

1. Философия Древнего Востока, её культурно-исторические предпосылки.

2. Возникновение и особенности Древнеиндийской философии: Веды, Бхагавадгита. Ортодоксальные (астика) философские школы: ньяя, санкхья, йога, веданта и др. Альтернативные (настика) философские системы: чарвака, джайнизм, буддизм.

3. Древнекитайская философия. Онтология и этика даосизма. Антропология и этика конфуцианства. Моизм. Легизм.

Блиц – опрос

Веды, Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии (Астика, Настика), Карма, Майя, Сансара, Атман, Брахман, Уцзи, Инь и Ян, Тайцзи – Великий Предел, Усин- 5 первоэлементов, Дао, Дэ, Благородный муж.

ЛИТЕРАТУРА

Мир философии. Хрестоматия М., 1997.

Антология мировой философии. Т.1, Ч.1 (Философия Ведического периода. Самхиты – стр.69; Упанишады – стр. 75; Философия Эпического периода – стр.93; Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии: Буддизм – с.116; Ньяя – с.141-145, Сангхья – с.145-147; Джайнизм – с.147-149; Миманса – с.с.150-152; Локаята – с.164-171; Мадхьямика 153-157; Веданта – с.157-164)

Антология мировой философии. Т.1, Ч.1 (Китайская философия. Лао-цзы – с.181 – 190; Конфуций – с.190-196; Мо-цзы – с.196 -205; Чжуан-Цзы с. 210-217)

История философии в кратком изложении /Перевод с чешск. М.: Мысль, 1994. – С. 17-55.

Китайская философия: Энциклопедический словарь. — М., 1994.

История китайской философии: Пер. с кит. /Общая ред. М.Л. Титаренко. – М.: Прогресс, 1989. — С. 13-34;

Фэн Ю-Лань. Краткая история китайской философии. – СПб: Евразия, 1998. – С. 36-49; 58-69; 116-129; 179-185.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. (Древний Китай и Индия). М.: «Инсан», 1992.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. – М.: Наука, 1990.

Буддизм: Четыре благородные истины. – М.; Харьков, 2000.

Лаоцзы. Обрести себя в Дао /Сост. и перевод И.И. Семененко. – М.: Республика, 1999.

Конфуций. Я верю в древность /Сост. и перевод И.И. Семененко. – М.: Республика, 1995.

Малявин В. Конфуций. М., 1992.

Дао: Гармония мира. – М.; Харьков, 2000.

Древнекитайская философия. Т.1-2. М., 1972-1973. (2-е издание – М., 1993-1994.)

Древнеиндийская философия: Начальный период. Перевод с санскрита. — М.: Мысль, 1972.

16. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. — М., 1994.

17. Философия (полный курс): Учебник для студентов высших учебных заведений /Под ред. проф. Ерыгина А.Н. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004

18. Торчинов Е.В. Пути Философии: познание запредельного. Спб.: Азбука-классика, 2007 – 480с. (Основные характеристики Китайского интеллектуального паттерна 54-69; Космогония 69-73; Индийская философская система 225-235; Неортодоксальные школы. Буддизм 235-252)

Семинар 3: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

ДОСОКРАТИКИ, СОФИСТЫ И СОКРАТ.

Милетская школа. Школа Пифагора. Гераклит и элеаты. Демокрит.

Софисты и Сократ: Утилитарно-эгоистический скептицизм софистов. Сократ об общезначимых нормах для человеческих поступков.

Блиц-опрос

Натурфилософия

Архе

Апейрон

Единое

Апории

Cофистика

Софизм

Диалектика

Майевтика

ЛИТЕРАТУРА:

Вундт В. Введение в философию. М.: ТОО «Добросвет», 1998. — С. 78-86; 86-90: Происхождение греческой философии. Мифология и философия. Натурфилософия. Софисты и Сократ.

Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4-х частях. — Часть 1. — Спб., 1994. — С. 11-14; 19-26; 7-11; 39-40; 53-62; 63-76.

Чанышев А.Н.. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М.,1991.

Татаркевич Владислав. История философии: Античная и средневековая философия. – Пермь, 2000. – С. 28-59; 70-117.

Мир философии. Хрестоматия. — М., 1991.; (2-е издание — М., 1997).

Антология мировой философии. — Т.1. — Кн.1. — М.: Наука, 1969.

Соловьев В.С. Лекции по истории философии. Вопросы философии. — 1989. — №6.

Блинников Л.В. Великие философы. — М., 1999.

Канке В.А. Философия. М.: Логос, 2001. — С. 21-28, 28-32.

История философии в кратком изложении /Пер. с чешск. — М., 1994.

11. Философия (полный курс): Учебник для студентов высших учебных заведений /Под ред. проф. Ерыгина А.Н. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

Семинар 4: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КЛАССИКА.

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ.

1.Платон – родоначальник объективного идеализма: учение о мире идей и теория познания.

2.Дуализм философских взглядов Аристотеля: учение о бытии, его причинах, о форме, материи и перводвигателе. Учение о познании.

Блиц-опрос

Идеализм

Объективный идеализм

Субъективный идеализм

Дуализм

Идея

Анамнезис

Метемпсихоз

Благо

Перводвигатель

Материя

Форма

Конечная причина

ЛИТЕРАТУРА

Антология мировой философии. — М., 1969. — Том 1. — С. 370-374; 387; 396-407, 465-474.

Вундт В. Введение в философию. — М.: ТОО «Добросвет», 1998. — С. 90-105.

Виндельбанд В. Платон. – Киев, 1993.

Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4-х частях. — Часть 1. — СПб., 1994. (См. разделы «Концепция человека», стр.125-119, «Идеальное государство и его исторические формы» стр. 125-129.).

Канке В.А. Философия. — М.: Логос, 2001. — С. 35-39, 39-44.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. — М., 1981. — С. 249-263; 351-360.

Татаркевич Владислав. История философии: Античная и средневековая философия. – Пермь, 2000. – С. 124-182.

Мир философии. — В 2-х томах. — М., 1991. — Т.1. — С. 412-414; — Т.2. — С. 144-146 (Платон).

Соловьев В.С. Жизненная драма Платона //В книге: В.С. Соловьев. Смысл любви: Избранные произведения. — М.,1991. — С. 236-282.

Платон. Государство. //Соч. в 3-х т. — Т.3. — С. 145-152, 204-210, 304-309, 311. — М., 1971. (См. также: Собр. соч. в 4-х томах. — М.: Мысль, 1994.

Платон. Федон. Федр. //Сочинения. — В 3-х томах. — Т. 2. — М.: 1970. — С. 11-94;157-122.

Аристотель. Политика. //Сочинения. — В 4-х томах. — Т.4. — М., 1983. — С. 465-474.

Философия (полный курс): Учебник для студентов высших учебных заведений /Под ред. проф. Ерыгина А.Н. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

Семинар 5: ХРИСТИАНСКАЯ И МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Основные исходные принципы и проблемы средневековой философии периода патристики. Августин Блаженный.

Важнейшие проблемы средневековой философии периода схоластики. Фома Аквинский.

Мусульманская философия средневековья.

Блиц-опрос

Патристика

Схоластика

Универсалии

Концептуализм

Номинализм

Реализм (средневековый христианский)

Град Земной

Град Божий

Доказательства бытия Бога

ЛИТЕРАТУРА

Новая философская энциклопедия. — М., 2000.

Антология мировой философии. — Том 1. Часть 1. – М., 1969. С. 582-592; 592-600; 601-605; — Часть 2. – М., 1970. — С. 323-331; 832-862.

Августин. Исповедь. — М., 1991.

Боргош Ю. Фома Аквинский. — М., 1979. — С. 122-126; 141-148.

Вундт В. Введение в философию. — М.: ТОО «ЧеРо»; ТОО «Добросвет»,1998. — С. 122-140.

Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4-х частях. — Часть 2. – СПб., 1994. — гл.1-2.

История философии в кратком изложении. /Пер. с чешск. — М., 1994. – с. 196-237; 250-283.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М., 1991. — С. 430-445.

Канке В.А. Философия. — М.: Логос, 2001. — Часть 1, Гл. 1-2, С. 52-64.

Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1991. — Предисловие автора – С. 34-38; Гл.1: Место Иисуса в мировой истории. – С. 71-79.

Соколов В.В. Средневековая философия. — М., 1979. – С.191-298.

Философский энциклопедический словарь. — Второе изд. — М., 1991.

Сагадеев А.В. Ибн-Рушд. — М., 1973.

Сагадеев А.В. Ибн-Сина. – М., 1980.

Ибн-Сина. Избранные философские произведения. – М.: Наука, 1980.

Бакулов В.Д. Арабо-исламский мир //История мировой культуры (мировых цивилизаций). Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 141-173.

Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М.: Политиздат, 1990.

Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. – М., 1988.

Семинар 6: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Основные принципы и направления философии Возрождения.

Эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт) Нового времени.

Теория общественного договора (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо)

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2003.

Соколов В.В. Историческое введение в философию. – М., 2004

Первая научная революция: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ Нового времени. – М.: Наука, 1980.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М., 2003

Блиц-опрос

Пантеизм

Рационализм

Эмпиризм

Утопия

Гуманизм

Титанизм

Идолы познания

Индукция

Дедукция

Правила метода Р.Декарта

Естественное право

Научная революция

ЛИТЕРАТУРА:

Мир философии. Хрестоматия. — В 2-х частях. — М., 1997.

Н. Макиавелли. Избранное. — М., 1982. — С. 384-399,403-417, 427-430.

Макиавелли: pro et contro: личность и творчество: Н.Макиавелли в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. — Спб: РХГИ, 2002.

Рассел Б. История западной философии. СПб, 2001.

Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4-х частях. — Часть 3. – СПб, 1996. — С. 3-21, 66-69, 78-79.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М., 1980.

Антология мировой философии. – Т.2. -М., 1970.

Вундт В. Введение в философию. — М.,1998. — стр215-224; 235-252.

История философии в кратком изложении. /Перевод с чешского. — М., 1994. – С. 349-463; 364-373.

Канке В.А. Философия. М.: Логос, 2001.

Соколов В.В. Европейская философия XV — XVII веков. – 2-е издан. – М.: Высшая школа, 1996. –С. 178-200; 211-237.

Новая философская энциклопедия. — М., 2000.

Философия (полный курс): Учебник для студентов высших учебных заведений /Под ред. проф. Ерыгина А.Н. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

Семинар 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

И. Кант – родоначальник немецкого классического идеализма конца ХVIII – начала ХΙХ века.

Философская система и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.

Философия истории и философия права Гегеля.

Блиц-опрос

Вещь в себе

Уровни познания

Категории

Априори

Апостериори

Антиномии

Категорический императив

Императив

Гипотетический императив

Абсолютный дух

Объективный дух

Субъективный дух

Абсолютная Идея

Законы диалектики Гегеля

ЛИТЕРАТУРА



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




lists
lists