Педагогический совет Знаем ли мы права детей



Педагогический совет

«Знаем ли мы права детей»

Подготовка к педсовету.

Заведующий детским садом

Выступает с инициативой о проведении работы по защите прав ребенка. Формирует у сотрудников мотивацию ответственного отношения к ее выполнению. Обеспечивает материальную базу — приобретает для изучения различные документы.

Методист

Изучает и анализирует особенности общения педагогов с родителями, проводит анкетирование воспитателей, родителей, подбирает специальную литературу для самообразования педагогов.

Педагог

Работает в тесном контакте с семьей:

— наблюдает за общением детей с родителями (как они встречаются вечером, какие вопросы задают дети, какова реакция родителей на шалости и капризы ребенка и т.п.);

— проводит с детьми занятия по рисованию на темы «Мой дом, моя семья», Во что я люблю играть дома», «Выходной день в моей семье», » анализирует полученные результаты;

— беседует с родителями, что позволяет получить информацию об их образовании, интересах, желаниях относительно будущего своего ребенка.

Основные международные документы:

• Всеобщая декларация прав человека

• Декларация прав ребенка

• Конвенция ООН о правах ребенка

Нормативные документы федерального уровня:

• Конституция РФ

• Гражданский кодекс

• Семейный кодекс РФ

• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

• Закон РФ «Об образовании»

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

Региональные нормативные акты по вопросам охраны прав детей:

• законы, принятые законодательными органами субъектов РФ;

• постановления (распоряжения) органов исполнительной власти.

I часть. Вступительное слово заведующей.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Такая тема выбрана нами не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб».

О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами?

Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.

В статье 18 (п. 1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию.

С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса.

Право ребенка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса.

Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений.

В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24 июля1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Тот факт, что Россия ратифицировала указанные выше важнейшие документы, говорит о положительной тенденции и даёт основание продумать педагогический аспект проблемы правового воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.

Таким образом, к основным задачам ДОУ относятся:

принятие решения об организации работы по оказанию помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;

установление контакта со специальными службами защиты детей;

проведение работы по формированию правового сознания родителей, педагогов;

Что для этого необходимо?

Во-первых, убежденность педагога в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Во-вторых, определенный уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов.

В-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт (И.А. Карпенко, В.А. Петровский).

Согласно концепции начального правового воспитания С.А. Козловой, данная проблема может быть решена эффективно лишь в том случае, если подходить к ней с двух сторон: со стороны обеспечения правовой грамотности взрослых и со стороны способности ребенка осознавать свои права и обязанности.

Просвещение взрослых – родителей, педагогов – начинается с привлечения их внимания к этому серьёзному вопросу. Далеко не все взрослые понимают, что у ребёнка – дошкольника есть определённые права, которые должны соблюдаться. В первую очередь нужно познакомить взрослых с основополагающими документами, привлечь их к анализу собственного отношения к детям, полезно вспомнить и жизненные ситуации, когда нарушались права взрослых и детей и т.д. Следовательно, прежде всего, необходимо разработать эффективную методику работы с педагогами и родителями. Здесь могут быть использованы как прямая информация, так и создание проблемных ситуаций, чтение законодательных документов с их анализом.

Что же касается детей, то применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно – правовом воспитании, так как базой его являются усвоенные и принятые ребятами нравственные нормы поведения и взаимоотношений. Особенность правовых норм – отсутствие эмоциональной окраски и строгие требования к соблюдению этих норм каждым членом общества. Нравственные нормы направлены на регулирование взаимоотношений между людьми. Но нравственные нормы требуют от личности не только формального следования им, но и того, чтобы они, эти нормы, стали привычкой, личностным убеждением. Нельзя, к примеру, заставить человека любить другого, сопереживать и сочувствовать ему. Но можно обязать не вредить здоровью другого, не убивать и т.д. Отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Эти права можно разбить на три блока.

Первый блок — права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, защиту от жестокого обращения и т.д.

Второй блок – права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия и т.д.

Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, — это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Это право на образование, на жильё и семью, на полноценное питание и.т.д.

Итоги анкетирования педагогов и родителей.

Сегодня на педсовете мы постараемся закрепить полученные знания и опыт практической работы.

Для этого нам необходимо разделиться на две команды.

Задание №1.

Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка.

У детей есть только одно право: делать то, что велят им родители и воспитатели (ст.2)

Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам (ст.9)

Задание №2

Выберите правильный ответ.

Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих права

а) таких различий нет (ст.2)

б) национальная принадлежность

в) состояние здоровья

Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:

а) педагоги

б) родители (ст.18)

в) члены правительства

На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:

а) на благотворительные организации

б) на иностранных спонсоров

в) на государство (ст.20)

Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:

а) не указана в официальных изданиях

б) может мешать образованию и вредить здоровью (ст.32)

в) не соответствуют интересам и склонностям ребенка.

Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им:

а) да, если они получены с согласия родителей

б) да, если они получены не в результате правонарушения

в) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители.

Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дошло до судебного разбирательства:

а) заведующий как представитель ДОУ

б) работник, допустивший нарушение

в) представитель отдела образования

Задание №3

Какие права героев сказок нарушены?

Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»?

право на неприкосновенность жилища

— право на жизнь

2. Какое преступление совершили гуси – лебеди, украв братца? (похищение детей)

3. Каким правом посоветовал воспользоваться сверчок Буратино в сказке «Золотой ключик»?

право на бесплатное образование

— право на личную неприкосновенность

4. На какой срок и за какой размер оплаты труда поп нанял работника в сказке А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» (На год за три щелчка).

Дети – это неотъемлемая часть нашей жизни, ее украшение. Они радуются и грустят вместе снами. Мы открываем для них этот огромный мир. Но и сами постоянно учимся у своих детей, ведь они наше отражение: каковы мы, таковы и они. Дети растут, меняются. Им нужна наша устойчивость, надежность бытия для защищенности и уверенности.

Кроссворд.

Вопросы

Обладание навыками поведения, отвечающими принятым общественным требованиям.

Мальчик или девочка в раннем возрасте.

Охрана, спасение от чего–то неприятного, опасного.

Международный договор по специальному вопросу.

Постановление Государственной власти или правило, которое признается обязательным.

Ответы:

1 В О С П И Т А Н И Е

2 Р Е Б Ё Н О К

3 З А Щ И Т А

4 К О Н В Е Н Ц И Я

5 З А К О Н

Проанализируйте ситуации, отметьте нарушения прав ребенка.

1.Мальчик ест сухарик. Ему нравится, и он ест с удовольствием. Бабушка предлагает внуку апельсин: «Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь апельсинчик!» — «Бабушка, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» — отвечает мальчик. «Я настаиваю, — продолжает бабушка, — съешь его, он полезней для твоего организма!» «А, я не буду!» — протестует внук, — не хочу!

Вопрос: « А у Вас в жизни такие ситуации были? Как Вы выходили из них?»

2. «Ира, — говорит мама, — иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем надо напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее! Прекрати болтать ногами…Что за привычка! Не копайся, ешь…!» Вопрос: «Оцените стиль общения с пятилетней девочкой»? «Как Вы думаете, с каким настроением придет ребенок в детский сад?»

«Правовая академия»

Карточка 1

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Конвенции ООН о правах ребенка?

Задание. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства-участники Конвенции?

1) Право на жизнь, право на гражданство, право на образование;

2) право на жизнь, право на семейные связи, право на образование;

3) право на жизнь, право свободно выражать свои мысли, право на отдых и досуг;

4) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Карточка 2

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ?

Задание 1. Кто несет основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?

1) Органы управления Российской Федерации;

2) органы местного самоуправления;

3) образовательное учреждение;

4) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.

Задание 2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?

1) Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;

2) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;

З) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;

4) родители и органы местного управления образованием.

Карточка 3

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Закона РФ «Об образовании»?

Задание 1. Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся в общеобразовательном учреждении?

1) Лица, совершившие или допустившие нарушения;

2) органы местного самоуправления;

З) местные органы управления образованием;

4) образовательное учреждение.

Задание 2. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения воспитанников в образовательном учреждении?

1) Учредитель;

2) органы управления образовательным учреждением;

З) должностные лица образовательного учреждения;

4) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

Задание 3. Дает ли право закон РФ «Об образовании» участвовать в управлении образовательным учреждением родителям (законным представителям) обучающихся?

1) да, только через родительские комитеты;

2) да, закон предоставляет им такое право, не указывая на форму этого участия;

3) да, только через Совет образовательного учреждения;

4) нет.

Задание 4. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

1) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

2) правильно организовывать режим питания, занятий воспитанников;

3) направлять ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;

4) создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Карточка 4

Задание. Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия Вам следует совершить?

1) Побеседовать с родителями ребенка и указать на неправомерность их действий;

2) сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребенок;

3) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушаются права ребенка.

Карточка 5

Задание. Между супругами при разводе возник имущественный спор. В ходе судебного разбирательства в юридической процедуре необходимо участвовать их шестилетнему ребенку. Имеет ли право представлять интересы ребенка только кто-нибудь из родителей?

1) Да, поскольку родители являются защитниками прав и законных интересов детей;

2) да, если назначенный родитель проживает совместно с ребенком;

3) нет, органы опеки обязаны назначить ребенку представителя для защиты его прав;

4) нет, ребенок имеет право на собственное мнение.

Карточка б

Обсуждается тема «Содержание, формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по разъяснению Конвенции оправах ребенка.

Задание. Какие формы пропаганды, разъяснения, информации Вы считаете возможным использовать в работе с детьми?

Карточка 7

Задание. Какие вопросы Вы хотели бы поднять и рассмотреть в первую очередь при обсуждении темы «Содержание, формы и методы работы детского сада с родителями по разъяснению идей Конвенции о правах ребенка?

Карточка 8

Задание. Вспомните, приходилось ли Вам сталкиваться в своей работе со случаями жестокого или пренебрежительного обращения с детьми:

какие признаки поведения ребенка или его родителей Вас тогда насторожили?

как Вы себя вели, что чувствовали?

что Вы предприняли?

как, по Вашему мнению, нужно и как не нужно поступать в аналогичных ситуациях?

Ответы к заданиям

Карточка 1

Задание.

Правильный ответ — четвертый. Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других.

«Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья…» (Конвенция о правах ребенка, ч. 1, СТ. 2).

Карточка 2

Задание 1.

Правильный ответ — четвертый.

«Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» (Семейный кодекс РФ, с. 63, п. 1).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть при влечены к различным видам юридической ответственности.

Задание 2.

Правильный ответ — второй.

«Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей» (Семейный кодекс РФ, с. 65, п. 2).

Задание З.

Правильный ответ — второй.

«Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им» (Семейный кодекс РФ, с. 60, п. З).

Под доходами подразумевается не только имущество, полученное в дар или в порядке наследования, но и заработок.

Карточка 3

Задание 1.

Правильный ответ — четвертый.

3акон РФ «Об образовании» ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся возлагает на образовательное учреждение (ст. 32, п. 4). Речь идет об ответственности образовательного учреждения как юридического лица.

Задание 2.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




lists
lists